Идеалистическая диалектика гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) дал гениальное, хотя и «поставленное на голову» понимание действительности; он представил «весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении. изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее» Однако «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым вес было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена Гегелевская система как таковая была колоссальным недоноском, но зато и последним в своем роде». Система Гегеля была последней идеалистической системой философии, которая обобщила и старалась объяснить все богатство современной ей науки. Метод Гегеля, идеалистическая диалектика, был в одно и то же время гениальным и неверным в своей основе. Он нуждался в коренном изменении. То, что у Гегеля было диалектическим саморазвитием идей («поставленным на голову»), должно было представлять собой саморазвитие независимой от сознания материи, которая в свою очередь находит лишь отражение в идеях.
Марксистский диалектический метод, не является, таким образом, тождественным ни стихийной материалистической диалектике древних, ни диалектике Гегеля. Марксистская диалектика взяла из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросил идеалистическую шелуху.
Маркс следующим образом охарактеризовал в «Капитале» основное различие между своей диалектикой и диалектикой Гегеля. «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью, Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Рациональное зерно, гениальная идея гегелевской диалектики состоит прежде всего в том, что она объявляет «душой развития» развитие от низшего к высшему я внутреннее противоречие, которое двигает вперед этот процесс. Противоречие, по Гегелю, является основой всякого движения и жизненности. Такой взгляд являлся громадным прогрессом по сравнению с механистическим методом. Однако некоторые и до сегодняшнего дня не донимают этого.
Однако в отношении самой природы Гегель в соответствии с принципами своей системы отрицает всякое развитие во времени! Ей будто бы присущи лишь «ленивые», не приносящие ничего нового изменения. Развитие, метаморфоза характерны будто бы лишь для самого понятия как такового, изменение которого и ость само развитие! Один религиозный популяризатор Гегеля, обращаясь к вымышленной собеседнице, следующим образом, несколько огрубляя, раскрывает секрет: «Когда Гегель говорит, что природа — это идея в ее инобытии, то есть в форме внешнего проявления, то это абстрактное, хотя и очень меткое выражение, из которого Вы почувствуете, что оно выражает понятие самой сути. Ибо если Бог является создателем природы, а последняя представляет собой осуществленную мысль Бога, то она во всяком случае является идеей». С другой стороны, поставленный с головы на ноги диалектический метод, находившийся под влиянием общей диалектики Гегеля и некоторых идей, разбросанных в его трудах, оказывается в руках Энгельса чрезвычайно плодотворным и по отношению к природе. Марксистская диалектика природы, однако, не имеет ничего общего с основной концепцией натурфилософии Гегеля и ее анти эволюционными принципами.
Энгельс в своих сочинениях неоднократно давал оценку гегелевской натурфилософии. «Вместо с идеалистическим исходным пунктом падает и построенная на нем система, следовательно в частности и гегелевская натурфилософия»,— отмечал он. В другом месте Энгельс говорит: «У Гегеля природа, как простое «отчуждение» идеи, не способна к развитию во времени; она может лишь развертывать свое многообразие в пространстве, и, таким образом, осужденная на вечное повторение одних и тех же процессов, она выставляет одновременно и одну рядом с другой все заключающиеся в ней ступени развития. И эту бессмыслицу развития в пространство, но вне времени,— которое является основным условием всякого развития,— Гегель навязывал природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработаны и геология, и эмбриология, и физиология растений и животных, и органическая химия, и когда на основе этих новых наук уже повсюду зарождались гениальные догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития (например Гёте и Ламарк)».
Диалектика Гегеля
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…», метод исследования, противоположный метафизике.
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента: