Конспектирование первоисточников
Рекомендации
Конспект - это форма записи с выделением самого основного, существенного в изучаемом источнике.
Для конспектов первоисточников следует иметь отдельную тетрадь или использовать тетрадь для практических занятий (семинаров).
В конспекте надо выделять отдельные места, положения текста в зависимости от их значения (например, подчеркивая их). Необходимо указывать страницы изучаемого источника, особенно при цитировании.
При оформлении конспекта необходимо указать фамилию и инициалы автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания, количество страниц (для монографий, учебных изданий). Текст конспекта должен быть понятен для чтения, разбит на абзацы с указанием разделов, глав и параграфов изучаемого материала. В конспекте должны быть поля для дополнительных записей, пометок, указания страниц.
Порядок работы над конспектом:
1. Привести библиографическое описание издания (книги).
2. Вначале следует записать автора и наименование работы, количество страниц и частей.
3. Указать год написания и опубликования.
4. Кратко привести содержание (оглавление) работы, опуская разделы и главы, не содержащие материал по исследуемой проблеме.
5. Написать название раздела, главы и привести выписки цитат по теме исследования.
6. Произвести чтение и обзор всего источника и сделать соответствующие выписки (цитаты).
7. Сопроводить цитаты собственными комментариями и замечаниями.
Требования к качеству выполнения
1. Приводится библиографическое описание издания (книги).
2. В конспекте первоисточника указаны автор, название работы, время написания и опубликования, место.
3. В конспекте приводится в обобщенном виде структура (оглавление) работы.
4. Перед выписками из произведения имеется указание на обстоятельства и условия написания, значение работы.
5. Сделаны выписки из произведения с указанием раздела (главы) и страницы книги.
6. Подчеркнуты или выделены цветом важнейшие места в цитатах, главные идеи автора.
7. Приведены комментарий, оценки обучающегося к тексту произведения.
8. В конце конспекта приводится заключение обучающегося.
Доклад для выступления на практическом занятии
Рекомендации
При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Порядок подготовки доклада:
1. Составить план доклада в процессе обобщения и логического построения материала доклада;
2. Подобрать основные источники информации;
3. Систематизировать полученные сведения путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, возможно, дает сам преподаватель;
4. Сделать выводы и обобщения в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.
Структура доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами. В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями.
Требования к качеству выполнения
1. Доклад должен иметь название.
2. В докладе должна содержаться формулировка проблемы, ведущей закономерности.
3. Терминология (категории) доклада должна быть выдержана в рамках единой логики, единой теории.
4. Доклад должен учитывать взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом.
5. Доклад должен раскрыть сущность проблемы во взаимосвязи с другими.
6. Доклад должен содержать введение, основную часть и заключение.
7. Объем доклада – от 3 до 8 страниц текста Times New Roman 14.
Реферат по теме практического занятия
Рекомендации
Реферат - краткий обзор некоторого количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.
Реферат - письменная работа, посвященная определенной философской проблеме, анализу философского произведения или нескольких из них, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов.
Написание реферата является одной из форм обучения, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов; одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Цель написания рефератов - развитие навыков библиографического поиска литературы, навыков корректного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком. Кроме того, при написании реферата приобретается навык оформления ссылок на используемые источники, цитирования авторского текста.
Работа над рефератом требует длительного времени: примерно в течение изучения модуля дисциплины – до 6 недель.
Подготовка реферата – также одна из основных форм включения студента в научно-исследовательскую работу. Тематика рефератов обычно рекомендуется в начале учебного года. Допускается предложение инициативных тем, если они связаны по содержанию с философским курсом.
Преподаватель просматривает планы, подготовленными студентами, рекомендует новую литературу, консультирует авторов рефератов и просматривает готовые тексты или же прослушивает их в исполнении авторов. Последнее имеет целью помочь в совершенствовании дикции, выразительности, в выборе нужного темпа изложения реферата и т. д.
Требования к качеству выполнения
1. Содержание должно соответствовать выбранной теме;
2. Полнота использования литературы по выбранной теме;
3. Верная (без искажения смысла) передача авторской позиции;
4. Умение сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;
5. Умение выразить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме;
6. Правильное понимание позиции авторов, работы которых использовались при написании реферата;
7. Правильная структура реферата, соразмерность частей и единая логика изложения - в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.);
8. Наличие ссылок в тексте на приведенные фрагменты, цитаты;
9. Наличие списка литературы в конце работ от 5 до 50 наименований;
10. Объем работы от 12 и до 25 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал шрифтом Times New Roman 14.
Критерии оценки реферата
К общим критериям можно отнести следующие:
- соответствие реферата теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи первоисточника;
- логичность, связность;
- доказательность;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.);
- языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
Критерии оценки введения:
- наличие сформулированных целей и задач работы;
- наличие краткой характеристики первоисточников.
Критерии оценки основной части:
- структурирования материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовка к частям текста и их удачность;
- проблемность и разносторонность в изложении материала;
- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Критерии оценки заключения:
- наличие выводов по результатам анализа.
- выражение своего мнения по проблеме.