Западноевропейская философия

Охватывает период примерно 2-14 в. и подразделяется на три этапа – апологетику (2-4 в.), патристику (5-10 в.), схоластику (11-14 в.).

Особенности средневековой философии:

- теоцентризм – Бог рассматривался как важнейший элемент бытия;

- религиозность – «философия - служанка богословия» – принцип превосходства истин богословия, веры над истинами философии, разума;

- догматизм – признание как абсолютной истины догматов Библии, невозможности их рационального обоснования и критики;

- традиционализм – опора на авторитет прошлого, авторитетное мнение.

Апологетика(апология – «защита» с греч.) – совокупность философско-религиозных учений ранних христианских мыслителей, в которых обосновывался приоритет веры над разумом, осуществлялась защита христианства от язычества и рационализма античной философии, велась критика «абстрактной книжной мудрости» древних греков и римлян, предпринимались попытки построения целостной системы христианского мировоззрения (Татиан, Ориген, Тертуллиан).

Патристика – совокупность философско-богословских учений «отцов церкви», в которых было разработано последовательное, целостное христианское философское учение, в чем особую роль сыграла философия Платона, ряд идей которой были заимствованы для обоснования христианского взгляда на мир. Патристика разделилась на две ветви – западную, латинскую с католической традицией (Аврелий Августин) и восточную, византийскую с православной традицией (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Иоанн Дамаскин завершил работу по созданию догматической церковной доктрины и заложил тем самым основы схоластики.

Схоластика(«школьная философия») – тип религиозной философии, характеризующийся приоритетом догматов веры в сочетании с интересом к формально-логическим методам мышления; философствование в рамках интерпретации текста Библии.Три этапа развития схоластики:

- ранняя схоластика (11-12 в., Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр): возник спор об универсалиях и три подхода к их пониманию – реализм, номинализм и концептуализм, особое влияние оказывал августиновский платонизм.

- зрелая схоластика (12-13 в., Сигер Брабантский, Альберт Великий, Фома Аквинский): платонизм вытесняется аристотелизмом; Альберт и Фома онтологию Аристотеля подчинили христианскому учению о Боге, сотворенном мире и личной душе. Кроме того, продолжается спор об универсалиях, Фома вырабатывает позицию умеренного реализма.

- поздняя схоластика (13-14 в., Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Николай Орем): обосновывается идея необходимости возрастания роли разума в познании в «теории двух истин».

Значительное место в средневековой философии занимает и мистицизм (Бернар Клервосский, Иоганн Экхарт); по ряду позиций он расходился с провозглашаемыми католической церковью догмами (идея эманации, пантеизм, мистический экстаз как способ познания).

Космология и онтология:

- креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;

- супранатурализм – учение о сверхприродной сущности Бога;

- теизм – учение о том, что Бог не только создал мир, но и свободно им распоряжается;

- геоцентризм – Земля - неподвижный центр мироздания (идея Птолемея и Аристотеля);

- бытие как иерархия сотворенных Богом уровней;

- конечность мира во времени и пространстве;

- дуализм бытия Бога и земного, сотворенного мира.

Гносеология:

- вера и откровение – главный способ познания, превосходящий возможности разума;

- познание Бога – через самопознание человека (Августин);

- универсалии – общие понятия, в которых осуществляется мышление человека;

- реализм – учение об универсалиях, признающее их существование как особых идеальных сущностей «до» и независимо от вещей в сознании Бога (Иоанн Скот Эриугена); продолжает линию Платона о соотношении «идей» и «вещей» и является учением объективного идеализма;

- теория скрытых качеств – в реализме: учение о том, что любая вещь обладает субстанциальными, идущими от Бога качествами, и акциденциями, т.е. случайными свойствами, возникшими в результате «облачения» субстанциальных качеств (Иоанн Скот Эриугена);

- номинализм - учение об универсалиях, признающее их существование только «после» вещей в мышлении человека как имен, наименований, данных объективно существующим вещам (Иоанн Росцеллин); принадлежит к традиции материализма;

- концептуализм - учение об универсалиях, признающее их существование как общего в единичных вещах (Пьер Абеляр), продолжает традицию аристотелизма;

- троякое существование универсалий – по Фоме Аквинскому, они существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в уме человека;

- теория гармонии веры и разума – учение, обосновывающее необходимость согласования истин веры и разума при доминировании догматов веры (Фома Аквинский);

- теория двух истин – учение, что истины богословия и философии автономны;

- экзегетика – интерпретация текста Библии с целью извлечения из нее вечных истин;

- Священное писание (Библия) – канонический текст христианства;

- Священное предание – комментарии к Библии авторитетных богословов;

- сверхъестественное знание – содержится в Библии, не подлежит суду разума и принимается на веру, постигается в откровении;

- естественное знание – содержится в Священном Предании, обосновывается и постигается разумом, логическими умозаключениями;

- «бритва Оккама» -принцип, направленный протии реализма и теории «скрытых качеств»: «сущности не следует умножать без необходимости», т.е.идея, не прошедшая эмпирическую и критическую проверку разума, не должна рассматриваться как истинная идея.

Философская антропология:

- христианский антропологизм – идея сотворения человека по образу и подобию Бога;

- первородный грех как печать, лежащая на всем человеческом роде;

- сотериологизм – учение о спасении души как высшей цели жизни человека;

- трехсоставная сущность человека – тело, душа, дух (Ориген);

- дуализм тела и души, идея бессмертия души;

- учение о свободе воли человека,могущего выбрать как добро, так и зло.

Этика:

- религиозный характер морали, приоритет христианских ценностей;

- аскетизм – ограничение всех потребностей человека в пользу духовного развития;

- заповеди Бога – основа человеческих поступков;

- теодицея – учение об оправдании Бога за существующее в мире зло;

- «добрые дела» как способ спасения души и приготовления к «вечной жизни».

Философия истории:

- телеологизм – представление о наличии смысла и цели исторического процесса;

- провиденциализм – ход и направленность истории определяются вмешательством Бога;

- эсхатологизм – учение о конце света и Страшном суде как завершении истории.

Социальная философия:

- приоритет богоустановленных законов общества над установленными людьми законами;

- теократия – учение о превосходстве духовной власти над светской властью.

Наши рекомендации