I. история философии: эпохи, школы, направления
ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА
Древняя Индия
Веды – канонический текст древнеиндийской культуры.
Даршаны – религиозно-философские учения древней Индии.
По отношению к признанию авторитета Вед древнеиндийские даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед (ортодоксальные даршаны), настика – не признающих (неортодоксальные даршаны).
К астике относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к настике: локаята (чарвака), адживика, джайнизм, буддизм. Монистические учения: локаята (чарвака) – материалистическое; веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика, адживика – объективно-идеалистические. Санкхья – дуалистическое.
Важнейшие понятия:
- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание), душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним (идея тождества атмана и брахмана);
- брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;
- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;
- сансара – идея перерождения личности или души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек и т.д.) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;
- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений (сансары), достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
- нирвана –состояние отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира;
- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель;
- майя – иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная.
Древний Китай
Важнейшие философские школы - даосизм (основоположник – Лао-Цзы), конфуцианство (основоположник – Кун-цзы или Конфуций).
Важнейшие понятия:
- дао –в даосизме:вечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной, генетическое и субстанциальное начало и основа всего сущего; в конфуцианстве: дао лишено космологической окраски, имеет смысл морального закона, этического принципа, долга, пути поведения человека и зависит от его образованности;
- дэ – проявление дао в конкретных вещах, раскрывающее их сущность;
- ян и инь –понятия, характеризующие противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т.д. Эти противоположности находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;
- тайцзи – «великий предел», «великое начало», «великое единство», изначальный хаос, небытие, из которого рождается бытие, порождает инь и ян;
- ци (чи) – энергия, жизненная сила мироздания и человека;
- да тун – в даосизме: принцип «всеобщей гармонии» природы, а человек – ее часть;
- у вэй – в даосизме: принцип «осознанного недеяния» человека по отношению к естественному ходу процессов в природе;
- жэнь – у Конфуция: понятие, означающее гуманность, добродетель человека; жэнь образуют: 1) любовь к людям; 2) правильное отношение к обществу (следование традиции, почитание старших); 3) любовь к природе; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;
- ли – понятие философии Конфуция, означающее «закон, этикет, руководящий принцип», призванный устанавливать гармоничное отношение между людьми, тесно связан с жэнь;
- золотое правило морали – этический принцип Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам».
Античность
Этапы античной философии: натурфилософский (7-6 в. до н.э.), классический (5-4 в. до н.э.), эллинистическо-римский (3 в. до н.э.- 6 в. н.э.).
Особенности античной философии:
- космоцентризм – мир, космос в большинстве учений находился в центре внимания;
- панпсихизм – учение о всеобщей одушевленности природы (от псюхе – душа);
- гилозоизм – учение о том, что вся природа - живая;
- пантеизм – учение о божественной сущности мироздания.
Натурфилософский этап образуют: ионийская философия – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита; италийская философия – пифагорейцы, Элейская школа (Парменид, Зенон). Эти мыслители – «старшие» «физики», «натурфилософы», «физиологи». «Младшие» - атомисты (Левкипп, Демокрит). Главная проблема, интересовавшая этих мыслителей – архэ какпервоначало мира (космоса), поэтому в центре их внимания находилась природа.
Варианты первоначала: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), числа (Пифагор), атомы и пустота (атомисты). Учениям этих философов был присущ стихийный материализм – интуитивная догадка о материальности первоначала (исключая Пифагора, который был сторонником объективного идеализма, и Парменида). Милетские философы, Гераклит, Парменид были сторонниками монизма, Левкипп и Демокрит – плюрализма. Гераклит был великим диалектиком древнегреческой философии в понимании природы, его оппонентом был Парменид с метафизическим взглядом на мир. У Зенона диалектика предстала как учение о мышлении в противоположных категориях. Существовала и идея закономерности, необходимости, причинности в мире: у Гераклита – логос, у Демокрита – ананке. Демокрит: идея человека как микрокосмоса – «малого мира»,подобного макрокосмосу – «большому миру».У Анаксимандра и Демокрита: идея множественности миров, Анаксимандра и Гераклита – эволюции жизни.
Классический этап подразделяется на раннюю и зрелую классику. Представители ранней классики – софисты и Сократ, зрелой – сократические школы (киники, мегарики, киренаики), Платон и Аристотель. Благодаря софистам и, прежде всего, Сократу была поставлена проблема человека, его ценностей и нравственности (антропологический поворот в философии). Правда, в учениях Платона и Аристотеля разрабатывался фактически весь круг философских проблем.
Получила дальнейшее развитие и диалектика. У софистов она понималась как искусство ведения спора и была отрицательной, т.е. основывалась на абсолютном сомнении, относительности всех знаний, ценностей, моральных норм (этический релятивизм) и вела к скептицизму - сомнению в возможности получения достоверного знания. У Сократа диалектика понималась как путь к истине через противоречия, и в отличие от софистов у него она была не только отрицательная, но и положительная, состоящая в возможности постижения абсолютных истин и ценностей.
Великим учеником Сократа был Платон – создатель целостной системы объективного идеализма, представитель рационализма, диалектики, психизма в понимании сущности человека. Развивая учение Сократа об абсолютных, общезначимых ценностях, Платон придал им объективное существование в форме «мира идей» как подлинного бытия,и высшей «идеей» он считал идею «блага». Диалектику Платон понималкак разделение понятий на обособленные роды, искание знания об истинно сущем – «мире идей», сведение противоречивых частностей в единое целое.
Аристотель был противником учения Платона об «идеях» и отрицал платоновское противопоставление «идей» и «вещей» как сущности и явления, общего и единичного. Аристотель являлся сторонником дуализма в онтологии, материализма в гносеологии, создателем логики как науки о законах и формах мышления. Аристотель окончательно разграничил философию и мифологию, разработал категориальный аппарат философии; ему принадлежит развитая в последующие исторические эпохи идея социальной и разумной сущности человека.
Эллинистическо-римский этап – совокупность древнегреческих и римских философских учений – скептицизм (Пиррон), эпикуреизм (Эпикур), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), неоплатонизм (Плотин, Прокл). В онтологии мыслители опирались на ранее созданные учения – Гераклита (стоицизм), Демокрита (эпикуреизм), Платона (неоплатонизм). На этом этапе философов интересовал вопрос о сущности счастья и путях его достижения, выдвигается идеал мудреца:
- атараксия – у скептиков и эпикурейцев: идеальное душевное состояние полного спокойствия и невозмутимости; по мнению скептиков, достигается отказом от познания в силу его недостоверности, по Эпикуру, - избавлением страха перед богами и смертью, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, устранением от государственных дел;
- апатия – у стоиков и эпикурейцев: способность мудреца к бесстрастию в восприятии жизни, автаркия – к независимости от внешних обстоятельств;
- эвдемонизм – принцип, согласно которому счастье – высшая цель жизни человека (в стоицизме: счастье – в покорности судьбе); гедонизм – принцип, согласно которому получение наслаждений – высшее благо и основа поведения человека; в школе киренаиков: наслаждение - в получении чувственных удовольствий; в эпикуреизме – в отсутствии страданий.
Материалисты античной философии:философы Милетской школы, Гераклит, представители атомистики, стоики; идеалисты: Пифагор и пифагорейцы, Платон (объективный идеалист). По вопросу познания мира: докса – «мнение» о мире, возникающее у человека в результате чувственного познания;эпистеме –«знание истины», возникающее у человека в результате рационального познания. В целом рационализм в античной философии доминировал над сенсуализмом (в учениях Гераклита, Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).