Философские категории и их роль в социально-гуманитарных науках.

Любая наука представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий. Категории – это основные, фундаментальные понятия, отражающие объективную реальность со стороны ее всеобщих свойств и законов. Философские категории – это широкие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности.

В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.

1. Первая и важнейшая группа категорий - всеобщие, применяемые в анализе философских проблем любых отраслей знания (например, категории диалектики). Это – основа методологии любой науки.

2. Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др. Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, логика, этика, эстетика, аксиологиа также располагают собственным категориальным аппаратом.

3. Третью группу образуют категории специальных философских проблем: например, философия глобалистики, философия постпозитивизма и т.д.

Материя - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Естествоиспытатели рассматривают явления именно как материалисты. Данное понятие материи включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. (Современный философский словарь). В социально-гуманитарных науках особое внимание уделяется «социальной материи». Социальная материя – это общественное бытие, объективная общественная реальность, которая определяет общественное сознание, направляет его и, которое, в свою очередь, тоже влияет на общественное бытие, помогает изменить его к лучшему. Под социальной материей понимаются и законы общественного развития, и сами общества (как идеальные, так и реальные).

Движение есть способ существования материи, характеризующийся изменениями и противоречиями. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» выделил следующие 5 форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В рамках социально-гуманитарных наук изучается самая сложная форма движения материи – социальная. Социальная форма движения возникла тогда, когда, пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю.

Пространство и время, так же как и движение, являются неотъемлемыми атрибутами, формами бытия всех материальных систем. Пространство представляет собой такой атрибут или форму бытия материи, которая выражает ее протяженность, сосуществование и взаимодействие объектов, расположенных друг подле друга в различных материальных системах. Время - атрибут или форма бытия материи, характеризующая длительность существования объектов и последовательность смены их состояния. Описание времени и пространства в социально-гуманитарном знании существенно отличается от их представления в естествознании. Основные особенности состоят в том, что развитие знания в науках о духе и культуре уже имеет в качестве неявной базовой предпосылки некоторую картину мира, включающую естественно-научные представления о пространстве и времени. Не обращаясь к ним напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок. Вместе с тем в этих текстах формируются или применяются представления о пространстве и времени, характеризующие социум, культуру, историю, духовный мир человека, которые не имеют физической или биологической природы. Это социально-исторические время и пространство человеческого бытия и бытия культуры.

Из концепции времени Канта следуют две идеи. Первая – идея об априорности (до опыта) времени. Время имеет только одно измерение; различные времена существуют не вместе, а последовательно. Вторая важная идея, следующая из кантовского понимания времени, – это видение его как «формы внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Кант ставит проблему «субъективного» времени, понимая, что, в отличие от физического, это собственно человеческое время – длительность наших внутренних состояний. И сразу следует подчеркнуть, что имеется в виду не биофизическая характеристика процессов психики и не субъективное переживание физического времени, а время «внутренних явлений души».

Французский мыслитель А. Бергсон, разработавший концепцию времени как длительности, пересматривал все основные понятия философии с точки зрения этой концепции. Как длительность, время предстает неделимым и целостным, предполагает проникновение прошлого и настоящего. Он осознает, что время человеческого, духовного и социального существования – это иная реальность, исследуемая и описываемая другими методами, нежели физическая реальность.

Гуссерль говорил о временности сознания, и основной смысл заключается в том, что сознание «внутри себя» конституирует время, но не «отражает» его, не считывает его с объектов.

Занималась проблемой времени и герменевтика. Там, и в первую очередь у Дильтея, время становится внутренней характеристикой жизни субъекта, ее первым категориальным определением, основополагающим для всех иных определений. Время рассматривается как особого рода категория духовного мира, обладающая объективной ценностью, необходимая для того, чтобы показать реальность постигаемого в переживании.

Проблема времени в гуманитаристике фундаментальна, в той или иной степени она исследуется давно. Проблема социального времени, специфика исторического времени, природа времени в различных социальных и гуманитарных науках – вот наиболее распространенные направления исследований. Такой подход соответствует достаточно давно осуществленному различению «астрономического» и «социального» времени». В исторических исследованиях присутствуют оба типа времени, хотя и в «разных пропорциях», что также зависит от того, идет ли речь о времени наблюдающего или действующего субъекта. Познание исторического времени происходит в «пространстве социальных наук», в частности политологии, экономики, социологии и психологии.

КАТЕГОРИИ диалектики являются инструментом научного познания и делятся на 2 группы:

А) категории, выражающие организованность бытия и его универсальные связи и сущность;

Б) категории, выражающие универсальные связи детерминации.

Содержание и форма. Содержание- это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму.

Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие.

Наши рекомендации