Теория фазовых переходов Э.Эзера

Концепция современного австрийского философа, профессора Венского университета Эрхарда Эзера, нашла отражение в его работе “Динамика теорий и фазовые переходы”.

По мнению Эзера, несмотря на все расхождения во взглядах сторонников того или иного философского направления (кумулятивизм/релятивизм, интернализм/ экстернализм), революционной или эволюционной моделей развития науки, между ними существует некая фундаментальная общность: “Не только все авторы теории научного развития, как , например, Кун и Тулмин, но и Поппер прибегают к аналогии с дарвиновской эволюционной теорией. Важнейшее для проблемы возникновения всего нового в истории науки понятийное преобразование - это преобразование понятия “смена парадигм” в понятие “переход в новую фазу”. С его помощью можно превратить исследование динамики теорий, которым ограничивался Кун с его понятием смены парадигм, в общее исследование динамики науки”.

Отвечая на вопросы, как следует понимать структуру истории науки: как революцию или эволюцию, Эзер утверждает, что “В результате непрерывного процесса не возникает ничего нового. Новое появляется лишь вследствие прерывности”, т.е. революции.

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.

Научные революции сопровождаются коренной перестройкой, затрагивающей мировоззренческие основания.

Научные революции - ВИДЫ:

А – глобальные

Б – связанные с междисциплинарными воздействиями (идея эволюции в биологии и геологии и т.п.)

В - внутридисциплинарные

От первой научной революции берет начало целая цепь научных революций. Её прямым развитием явилась революция в математике, представителями которой являются Декарт, Лейбниц и др.

В XVI-XVII веках пересмотрен целый ряд принципов, на которых строится наука (например, пространство становится изотропным, т.е. такое пространство, все точки которого равноправны, изменяется понятие движения, закон инерции предполагает бесконечность Вселенной, не остаются неизменными основания математики).

XVIII век принёс две научные революции: революция Канта-Лапласа и революция Лавуазье. Эти революции имели общенаучное значение.

Учёные, которые способствовали развитию физики и химии: Фарадей, Больцман, Максвелл, также Дарвин, Шлейден, Шванн, Сеченов. Первые проявления этой революций – открытие рентгеновского излучения, теория радиоактивного анализа. Эти открытия повлекли за собой современную НТР.

Все НТР сходны в том, что проходят две стадии: (1) период критического отношения к старому и (2) открытие нового.

Таким образом, в каждой области знаний есть свои революции. Рассмотрим глобальные научные революции.

Научные революции – демаркационная линия типов рациональности. Это Радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к

· новым теоретическим и методологическим предпосылкам,

· к новой системе фундаментальных понятий и методов,

· к новой научной картине мира, а также

· с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и эксперимента,

· с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных,

· с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знаний, т.е. смена парадигм.

Предпосылки НР:

Внутренние – возникновение проблемных ситуаций в науке, требование совершенствован я эмпирической базы, развитие математического аппарата и т.д.

Внешние – философские, мировоззренческие, социокультурные факторы, которые приводят к смене идеалов и норм научного исследования.

ЭТАПЫ ГЛОБАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ:

16-17вв: 1ая научная революция –

СВЯЗАНА с развитием механистического естествознания

а)гелиоцентрическое учение Коперника и

б) в 17в. Ньютон (также Галилей и Кеплер) Социальные явления также объяснялись с механистических позиций (общество сравнивалось с механизмом). Математизация.

Значение:

Оформил механическую картину мира, которая была избавлена от мифологических и религиозных схоластических толкований и исходила из самой природы. Это явилось мощным толчком для развития естествознания. Возник особый тип рациональности – научный как результат обособления живого мира от Бога и мертвого мира материи, которая должна изучаться сама по себе.

к.18-1ая пол.19в. - 2ая науч. революция ––

Связана с переходом к дисциплинарно организованной науке (кроме физики и механики, химия, биология, геология), которые требовала иных принципов и методов.

Открытие клетки, закон Дарвина и т.д. внесли идею развития, эволюции.

Но в целом господствовал классический тип рациональности.

Значение:

Механическая (метафизическая по сути) парадигма перестала быть общезначимой.

Новые науки вносят в научную картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

к.19- с.20вв - 3я научная рев. –

Связана с появлением неклассического естествознания (становление релятивистской и квантовой физики, квантовой химии…) и соответствующего типа рациональности.

В к.19-н.20вв. возник кризис в естествознании – «материя исчезла» (рентген, деление атома, поле…). Затем произошла научная революция в естествознании. Ощутимый подрыв классического естествознания осуществил Эйнштейн со своей теорией относительности. «Прости меня, Ньютон,…»

Открытия этого периода:

Луи де Бройль в 1924г. высказал гипотезу о том, что материи присуще и свойство волны (непрерывность) и дискретность (квантовость). В последующее 5-летие гипотеза была подтверждена Гейзенбергом, который заявил, что в его наблюдениях невозможно разделение объекта и субъекта.

Начало новой эры: определяющее значение приобрели статистические закономерности (вероятностный характер) по отношению к динамическим (определенный, однозначный характер), релятивизм.

последняя треть 20в.-21в. - 4я революция ––

появление особых объектов исследования, что привело к постнеклассическим науке и типу рациональности. Особые объекты – исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная). Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться не только в гуманитарных науках, но космологии. астрономии, физике. Синтез социальных и естественных наук.

Возникла синергетика с особыми параметрами и понятиями (неравновесность, случайность, парадоксальность).

Ученый стал изучать исторически развивающиеся системы, в которые включен человек. Субъект познания в этом случае не сторонний наблюдатель, а участник. Учитывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными целями и ценностями. Значит, нет безусловного приоритета рационального познания перед до- и внерациональным.

Он связан с революцией в средствах хранения и получения знаний - компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов

Научные революции происходят в наше время и будут происходить после нас.


Наши рекомендации