Проблема социокультурной обусловленности социально-гуманитарных наук.

Социально-гуманитарные науки исследуют закономерности социальной жизни, ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. В самом широком смысле предмет социально-гуманитарного познания — сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Иными словами, этот предмет — социальная реальность, которая (в отличие от реальности природной) не существует вне человеческой деятельности: она производится и воспроизводится последней (можно даже сказать, конструируется человеческой деятельностью.

Существует различение социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук, в фокусе которых находится человек (индивидуальная и социальная психология, этика и т. д.). Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. Разумеется, различение это довольно условное, о чем свидетельствует наличие стыковых дисциплин, например, истории.

В свою очередь, социальные науки подразделяются на науки об обществе в целом (теоретическая социология, социальная философия и т. д.) и науки об отдельных сферах общественной жизни (политическая экономия, политология, демография, культурология и т. д.). Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни.

Социальные науки — разделы науки, изучающие аспекты жизни человека в мире; отличаются от гуманитарных тем, что при изучении человека пытаются применять научный метод, приближаясь таким образом к естественным наукам.

Направления:

• Антропология

• Экономика

• История

• Культурология

• Лингвистика

• Политология

• Психология

• Социология

• Юриспруденция

Гуманитарные науки – группа академических дисциплин, объединённых стремлением к изучению таких аспектов человеческого бытия и качественных подходов, которые вообще не предполагают единой парадигмы, определяющей какую-либо научную дисциплину. Гуманитарные науки обычно отличают от социальных и естественных наук и включает в них такие предметы, как классика, языки, литература, музыка, философия, исполнительские виды искусства, религия и изобразительные искусства. Другие «пограничные» дисциплины, время от времени включаемые в гуманитарные науки: археология, краеведение, культурология и история, хотя иногда они часто расцениваются как социальные науки.

Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающей все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух.

Наука в целом - часть культуры, поэтому генезис науки находится в зависимости от развития общества и культуры, следовательно зависит от общественно-экономической формации и способов производства. Соц-гум науки в бОльшей мере обусловлены развитием общества и культуры, т.к они изучают общество человека. Парадигма социально-гуманитарных наук зависит от общественного строя, развития технической, духовной культуры, религиозных настроений в обществе и т.д.

Наряду с осознанием конкретно-исторического характера роли научных фактов в процессе исследования, философских оснований науки и мировоззрения, культуры в целом, на становление и развитие социального знания оказывают влияние и ценностные установки исследования. В науке активно функционирует развитая система ценностных идеалов и социально ориентированных приоритетов познания, методологических, коммуникативных и нравственных норм и правил, стилей мышления, парадигм и т.п., влияющих на результаты научной деятельности ученых. Через эту систему осуществляется социально - культурная и историческая обусловленность процесса научного познания, а также связь методологии науки с социальной психологией и этикой.

Ценности выражают то, что имеет положительную значимость для человека и общества, выступают обоснованием для деятельности. В. Виндельбандт отождествлял ценности с нормами, которые регулируют нравственные поступки человека, лежат в основе различных видов человеческой деятельности. К важнейшим из них относятся нормы-ценности: добро и зло, вера, справедливость и истина, любовь, свобода и красота и др.

Социально-гуманитарное познание в значительно большей степени подвержено влиянию ценностных факторов, чем естественнонаучное познание, так как в нем бывает трудно разделить объект социального исследования и ценностно-эмоциональное отношение к нему, пристрастия субъекта познания и его психологию.

На характер познавательной деятельности в социальных исследованиях большое влияние оказывают такие факторы как социальное положение ученого, его происхождение, воспитание и образование, жизненный опыт, мировоззрение, материальный достаток, время и место его обитания. Ученые, познающие мир природных объектов, в меньше степени зависят в процессе своей научной деятельности от эмоций, симпатий и настроений, а руководствуются научными фактами и опираются на эмпирические методы в своих исследованиях.

Таким образом, проявление ценностных факторов в социальном, гуманитарном и естественнонаучном познании обладает избирательным характером и различается по степени их субъективного влияния на исследователя. Как отмечает Макс Вебер, « в исторической проблематике единственно возможной основой, которая определяет выбор при отнесении к ценности, может быть только значимая для нас ценность истины»

Ценности как важнейшее условие научного характера исследования имеют, в то же время, противоречивый характер. Он заключается в том, что, принимая тезис «о свободе от оценок» при стремлении к объективному знанию, мы тем самым осуществляем процедуру оценки, фиксируя саму объективность как некую ценностную установку науки.

Противоречивый характер ценностей в социальном познании состоит как в позитивном, так и негативном их влиянии на самого исследователя и результаты исследования.

Позитивный момент проявляется в их организующей и стимулирующей роли для процесса познания. Негативный же момент состоит в возможности превращения научных знаний в догмы под влиянием ценностных установок, т.е. симпатий и чувств, предрассудков или фантазий, что является тормозом в научном познании. Например, в исторической науке политические и исторические пристрастия часто ведут к искажению в освещении конкретных исторических событий и оценке исторических фактов.

В социально-гуманитарном познании категория ценности органично связана с категорией «жизнь» как особым феноменом, концентрирующим в себе различные аспекты существования человеческого общества, как своеобразным критерием оценки всех процессов, которые в нем происходят.

С другой стороны, необходимость разработки социокультурной методологии, была связана с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от общественных. Открытие культуры как онтологической реальности означало отказ от понимания ее только как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека. Тем самым в культурцентристской исследовательской программе культура становится логически первой реальностью по отношению к природе.

Первоначально культурцентристская программа формировалась только применительно к обществознанию. Тематизируя специфику социогуманитарных наук по отношению к естественным, Дильтей указывал не только на границы традиционной рациональности, но и на область человеческого бытия, от этой рациональности ускользающей. Познавательные возможности рациональности проверялись ее способностью (или неспособностью) выразить конкретную полноту жизни человеческих индивидов. Это и послужило главным стимулом методологических поисков специфики обществознания. Дильтей подчеркивает, что естественные науки прослеживают, каким образом ход естественных событий воздействует на положение человека, тогда как социогуманитарные науки изучают свободную деятельность человека, преследующего определенные цели.

В. Дильтей, М. Вебер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Г. Мид, М. Шелер и другие исследователи пытались привести метод обществознания в соответствие с ее предметом, полагая, что предмет обществознания диктует скорее ее сходство с науками о культуре.

М.Вебер: цели «понимающей социологии» - истолковывать социальные явления, исходя из ценностей эпохи,

формировать исторические понятия, интерпретировать социальные действия из мотивов и интересов, которые зависят от социокультурных условий.

Поэтому цели могут быть достигнуты -

-При помощи объективного анализа и выявления конкретно-исторических причин

-При помощи соотнесения с ценностями и формулирования оценок хронотопа

В отечественной философской литературе до недавнего времени исследование проблемы механизмов взаимодействия социальной теории и общественной жизни сводилась к категориальному анализу взаимодействия теории и практики. Общеметодологические составляющие исследования культуры получили разработку в работах Е.В. Боголюбовой, С.И. Великовского, АЛ. Гуревича, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина, Б.С. Ерасова, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.С. Мыльникова, В.Н. Романова.

К числу наиболее разработанных в последнее время отечественных социокультурных концепций относится исследование А.С. Ахиезера. Его концепция дает последовательное, системное описание социокультурных механизмов динамики общества. В рамках этого подхода рассматривается проблема социокультурной обусловленности социально-гуманитарных наук как специфическую сферу реальности, имеющую первостепенное значение - от воспроизводящей общество и государственность до формирующей повседневность.


Наши рекомендации