Освещение проблемы эффективности науки
Для нашего времени характерно повышение эффективности науки, под которой понимают степень удовлетворения потребностей общества в разработке новых научных знаний, применяемых в производстве материальных и духовных ценностей. Основной способ установления эффективности - соизмерение затрат и результатов. Обеспечению эффективности науки помогают своевременность достаточного ее финансирования, забота о подготовке и подборе научных кадров и об оптимальной организации научной деятельности. Однако экономическое измерение эффективности функционирования науки - это лишь одна, хотя и важная ее сторона общего измерения ценности науки. Другая сторона эффективности науки раскрывается в моральном измерении ее функционирования и реализации ее результатов. Эта сторона измерения фиксирует моральную пользу или ущерб, приносимый наукой обществу.
10) выяснение взаимоотношений науки и политики-В истории общества известно немало примеров вредного воздействия политики на науку. Примером может служить негативное отношение к генетике и кибернетике со стороны властных структур в 50-е гг. XXв. в нашей стране. Такое отношение затормозило развитие этих наук. Осмысление взаимосвязи науки и политики со стороны философии науки способно создать благоприятные основания для оптимизации взаимоотношений науки и политики.
11) раскрытие проблем этики науки -научно-исследовательская деятельность регулируется совокупностью социальных норм, в которую включаются и требования морали. Эти требования регулируют поведение исследователей и организаторов науки, опосредуют их отношение к прошлому научном)' опыту, к достижениям современников и коллег . Этика науки как часть философии науки должна снабдить знаниями об этих отношениях и моральных нормах, принципах и идеалах, которым он должен следовать для того, чтобы избежать нежелательных моральных коллизий.
12) анализ эстетических проблем науки -стремление к применению достижений эстетики в научной деятельности, к оформлению ее результатов и их реализации на практике.
13) подведение под науку аксиологических оснований- призвана выработать базу для оценки достижений науки. В роли такой базы в состоянии выступать четкие, выраженные на уровне требований представления о норме и патологии в научной деятельности, в ее результатах и последствиях их применения на практике. Представления подобного рода формируются в ходе выяснения взаимодействия науки с разными сферами образа жизни и формами общественного сознания. Выработка ценностных представлений о науке нуждаются в постоянной проверке. Данное обстоятельство требует от философии науки заботы о другой стороне дела - о выработке критериев правильности устанавливающихся ценностных представлений в области науки. Таким образом, выработка подобных критериев и механизмов их применения является другой подфункцией функции выработки аксиологических оснований науки.
14) участие в прогнозировании развития науки. Реализация данной функции предполагает философское осмысление сведений о процессах и тенденциях, наблюдающихся в развитии науки. При этом необходимо выявить характер оснований прогноза, построить его модель и оценить ее качество.
15) философский анализ истории возникновения и развития науки. В изучении истории науки нередко используются два подхода: «презентизм», предполагающий рассмотрение прошлого через призму настоящего, и «антикваризм», при котором рассмотрение прошлого не переводится на современный язык, а требует вживания в него. Кроме того, со стороны философов в объяснении развития науки обращается внимание также на использование двух подходов: «экстернализма» - объяснение развития науки внешними факторами и «интернализма» -объяснение развития науки внутренними факторами.
Философский анализ истории развития науки показывает, что потенциал науки может отставать от потребностей общества. Общественные цели и соответственно ожидания в адрес науки, равно как и требования, выдвигаемые обществом к науке, в состоянии опережать ее возможности. Это может порождать нежелательные для общества коллизии.
Для того чтобы предотвратить такие коллизии, порождаемые недоверием к науке или, наоборот, чрезмерным науковерием (сциентизм), необходимы усилия, направленные на формирование адекватной оценки возможностей науки. Для этого надо обладать четкими философскими основаниями, помогающими дать такую оценку.
НАУКОВЕДЕНИЕ
НАУКОВЕДЕНИЕ – изучает общие явления функционирования и развития науки. Оформление науковедения как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60м г.г. XX в.
Носит в целом описательный(отсутствует общий методологический подход), инструментальный характер (управление научными кадрами), тяготеет к наукометрии (статистике) –Прайс.
Джон Бернал, английский естествоиспытатель,, которого по праву считают основоположником науковедения, раскрыл основные характеристики, присущие современной «науке о науке»:
• пристальное внимание к проблемам организации науки и научно-исследовательского труда;
• широкое использование статистических данных о научных кадрах, учреждениях и публикациях;
• анализ материалов о финансовом обеспечении науки и эффективности научных исследований;
• постоянное стремление глубоко оценивать и анализировать социальные функции науки, а также взаимосвязь и взаимообусловленность процессов ее развития с другими сторонами.
Сформулированная Дж. Берналом концепция современной науки как мощной организационной силы нашла подтверждение в военные годы, когда крупнейшие сдвиги в научно-техническом развитии достигались в кратчайшие сроки за счет концентрации научного потенциала, кооперации усилий, эффективной организации исследований и проектно-конструкторских разработок.
Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей (науковедческие дисциплины):
1)общее науковедение, в рамках которого выявляются механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления процессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещающая возникновение и совершенствование науки, а с другой - исследующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая исследует науку как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет влияние общественной жизни на науку, раскрывает и устанавливает характер социальных взаимосвязей между учеными, научными коллективами и обществом, изучает психологию ученых, организационную жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 4) экономика науки, которая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономических отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирования деятельности ученых и т.д.;5) теория правового обеспечения науки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследовательской деятельности и применения ее результатов; 6) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы организации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения; 7) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики.
ФУНКЦИИ НАУКОВЕДЕНИЯ:
o разработка теоретических основ политического и государственного регулирования науки,
o выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием,
o изучение закономерностей функционирования и развития науки как четко определенной системы знаний и социальных институтов;
o Фиксация структуры и динамики научной деятельности;
o изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества,
o Разработка принципов организации научной деятельности (отношения с научным руководителем, защита диссертации и т.п.) -à конгломерат наук.
Н. широко применяет современные методы эмпирической и вычислительной техники, математическое моделирование объектов изучения, системные методы исследования, что широко применяется в наукометрии. Наукометрические системы – библиографические и реферативные базы данных, занимающиеся сбором и обработкой научной информации, являются инструментом для осуществления оценки результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, отслеживания цитируемости научных статей, определения импакт-фактора журнала и других наукометрических параметров. К числу таких баз относятся WebofScience, Scopus, Российский индекс научного цитирования, ERIH, GoogleScholar, Индекс Хирша (h-индекс), Импакт-фактор журналов.
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 2 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 3000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.д.
РИНЦ разрабатывается с 2005 года ООО «Научная электронная библиотека» (НЭБ) на основании контракта с Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаукой).
SCIENCE INDEX – это аналитическая надстройка над РИНЦ, позволяющая проводить более детальные аналитические исследования и рассчитывать более сложные наукометрические показатели, чем это возможно сейчас в базовом интерфейсе РИНЦ. Серьезные аналитические возможности предъявляют и более серьезные требования к качеству данных. Основная идея – привлечь к работе по уточнению информации, исправлению ошибок и привязке публикаций и ссылок к авторам, организациям и журналам, соответственно, самих ученых, научные организации и издательства. Этот подход дает вполне реальные результаты, учитывая то, что и авторы, и организации, и журналы заинтересованы в том, чтобы касающаяся их информация в РИНЦ была максимально точной и полной.
Web of Science – разрабатывается Институтом научной информации США (InstituteofScientificInformation (ISI), владелец – компания ThomsonReuters). Включает в себя самые авторитетные в мире индексы цитирования.
База данных WebofScience является самой обширной реферативной базой данных и предлагает исследователям, администраторам, преподавателям и студентам быстрый доступ к качественной междисциплинарной релевантной информации. Она охватывает свыше 50 миллионов записей в 12 500 наиболее влиятельных журналах по всему миру, в том числе – находящихся в открытом доступе, и 120 000 материалов конференций в области естественных, общественных, гуманитарных наук и искусства.
Scopus – представляет собой крупнейшую в мире единую реферативную базу данных, которая индексирует более 18000 наименований научно-технических и медицинских журналов примерно 5,000 международных издательств.
h-и́ндекс, или и́ндексХи́рша – наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего первоначально для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Индекс Хирша вычисляется на основе распределения цитирований работ данного исследователя. Согласно Хиршу: учёный имеет индекс h, если h из его Np статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np – h) статей цитируются не более чем h раз каждая.
Импакт-фактор показывает, сколько раз в среднем цитируется каждая опубликованная в журнале статья в течение двух последующих лет после выхода.
ГЕНЕЗИС НАУКИ
Генезис - процесс образования и становления развивающегося явления.
ГЕНЕЗИС НАУКИ - дискуссионная проблема в истории науки, связанная с 1) выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм), а также 2) различные версии времени ее возникновения и этапов ее развития.
Говоря о возникновении науки (эта проблема особенно обстоятельно рассмотрена в работах П. П. Гайденко, Л. М. Кесаревой, Л. А. Микешиной, В. С. Степина и др.), надо подчеркнуть, что большинство исследователей придерживается следующей точки зрения. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. А. Уайтхед, в частности, отмечает, что в диалогах Платона содержатся «первые ясные формулировки логики как особой науки». Аристотель создал целостную систему формальной логики, «первую философию» и диалектический метод. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука в собственном смысле слова (как указанное «целостное триединство»).
Рассмотрим основные версии происхождения науки:
1) Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Английский ученый Джон Бернал («Наука в истории общества»): «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека…».
Тогда отсчет науки надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знания о мире.
2)Начало науки, связанное с цивилизацией ВОСТОКА -Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвященные), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими. Др. Египет и Вавилон – накопление математических знаний. Оказало сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме.
3) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учеными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания.
4) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. Происходит развитие логической аргументации (по Аристотелю). Большое влияние на развитие научных знаний - появление университетов (передача опыта и систематизация знаний)
5) Рождение науки в современном смысле слова, как самостоятельного соц. явления, датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших собственно научную картину мира, основанную на законах классической механики.
В XVII в. происходит признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. Подтверждением этому является учреждение в 1662 г. Лондонского королевского общества, а в в 1666 г. - Парижской академии наук.
6)Некоторые сдвигают дату рождения науки на конец первой трети XIX в. -
совмещение исследовательской деятельности и нового типа высшего образования:
оформление социального статуса ученого как особой профессии;
возникновением университетских исследовательских лабораторий – опыты естествоиспытателей В.Гумбольдта и Ю. Либиха;
прикладное значение исследований - удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и т.д.
7) Экстравагантная точка зрения: «подлинная» наука еще не родилась
Более подробное рассмотрение версий:
3)Многие историки науки считают местом рождения науки Древнюю Грецию, в которой сложились исторические и социокультурные предпосылки возникновения научного знания
Философия и наука возникают в VII в. до н.э., когда стали происходить коренные изменения, связанные с открытием железа, применение которого позволило человеку осознать себя в качестве реальной силы, способной действительно изменить природу. Происходит кризис мифологии, основанной на тождестве природы и человека. Прежние представления пришли в противоречие с тем, что люди узнали о мире
Другая причина появления науки – возникновение письменности в VII в. до н.э., когда появилась возможность закрепления и передачи информации.
Ещё одна причина возникновения науки в Древней Греции – расцвет рабовладельческой демократии. В VI-V вв. до н.э. возникли самоуправляющиеся города-полисы. Активность народа, его участие в управлении социальной жизнью требовали соответствующих форм выражения. Ораторское искусство требовало логики. Логика греков с самого начала носила характер диалога.
Зарождающаяся рациональность греческого мышления на фоне разложения мифического мировоззрения была направлена на созерцание мира, прежде всего Космоса. Под Космосом понимали окружающий мир, вечно существующий, не созданный никем ни из богов, ни из людей.
Ответы на вопросы о первоначале и возможности познания мира дали возможность создания первых научных программ, или парадигм. Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном Картина мира, представленная пифагорейцами, которые считали первоначалом мира число, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела .
Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.
Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкиппи Демокрит .В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы – атомы, которые двигались в пустоте.
Очень важна была также высказанная Демокритом идея жёсткого детерминизма. Детерминизм –- философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира .
Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Аристотель считает, что мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей. Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты .
Античная наука сыграла исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.
4)В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией.
Однако постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир.
5А) Эпоха Возрождения– время расцвета культуры в странах Западной Европы XV-XVI вв. В ходе мировоззренческой революции человек стал восприниматься не как природное существо (мифологическое мировоззрение), и не как Божье создание (религиозное мировоззрение), а как творец самого себя и окружающего мира (антропоцентрическое мировоззрение). Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая (креативная) функция приписывалась только Богу.
деятели Возрождения начинают иначе относиться к познанию мира: изучается природа, одухотворённая и проникнутая Божественным началом. Главная роль в перевороте общественного сознания принадлежит Н. Копернику, который в своей книге «О вращении небесных тел» обосновал гелиоцентрическую модель Вселенной .
Г. Галилей .Дж. Бруно, И. Кеплер ,Р. Декарт продолжили разработку новых принципов познания. Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, который в систематическом виде изложил основы новой земной и небесной механики были в 1687 г. в книге «Математические начала натуральной философии»
5Б)С XVII в. в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «учёный». На рубеже XIX-XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Наступил период классической науки, который охватывает отрезок времени с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.
Вторая версия по мнеию Степина и многих других ученых, развитие науки до 17 века это период преднауки, когда формировались основные категории, методы науки и нормы.
Классификация философских оснований науки В.С.Степина
В отечественной литературе Степин первым вводит понятие «философские основания науки» и выделяет три основных исторических типа соотносимых со следующими этапами:
1) Классическое естествознание (17 - конец 19 в.), признает суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины.
2) Формирование неклассического естествознания (конец 19- первая половина 20 в.), обосновавшее принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения (вероятностный детеринизм).
К середине XIX века каждая научная дисциплина стала развивать свои представления об исследуемой реальности и свои методы. Разрушилось прежнее единство науки, которое в XVII–XVIII веков обеспечивало господство механической картины мира, идеалов и методов механистического объяснения («ньютоновская» модель мира: все имеет свое точное место и движется по заведенному порядку). С появлением теории относительности Эйнштейна, абсолютной стала считаться лишь величина скорости света. Пространство может искривляться, а время зависит от скорости. В 1919 году было экспериментально подтверждено, что луч света, который, по Ньютону, должен был распространяться только прямолинейно, искривляется, если проходит мимо Солнца, т.е. крупного сгустка материи. Это означало, что пространство искривляется. Возникла острая проблема состыковки различных представлений о реальности, вырабатываемых в различных науках, воссоздания на новой основе целостной научной картины мира (поиск онтологических оснований). В свою очередь, решение этой проблемы предполагало выработку новых методологических подходов (гносеологические основания), в противовес принципам механистического редукционизма, и новых философских оснований науки, которые должны были заменить широко распространенную в науке XVII–XVIII веков философию механицизма.
3) Неклассическое естествознание современного типа (постнеклассическое естествознание), актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.
Итак, основания науки являются существенно различными для разных ее культурно-исторических типов науки, например для классической, неклассической и постнеклассической.
ГЕНЕЗИС НАУКИ – этодискуссионная проблема, связанная также с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм).
С точки зрения эстернализма (вне) появление науки обусловлено полностью внешними для нее обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определенных этапах ее развития..
Интернализм (внутри)-основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определенном этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.