Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
Проблема научных традиций всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун (один из лидеров современной постпозитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. Наука развивается в рамках традиции. И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечественные философы науки. Так, по способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке, неявное знание) традиции. Неявное знание — это такое знание, которое принципиально не может быть четко и полно выражено с помощью вербального языка.
Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. М. А. Розов выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты. Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Можно показать, как делают, например, нож и др.
Но показать технологию «производства» аксиом той или иной научной теории, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены. Так, никто не знает, как Евклид создал свои «Начала», ибо он не дал никаких разъяснений по этому поводу. Он оставил потомкам готовый образец продукта, и теперь можно только пытаться реконструировать процесс создания «Начал».
Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т. д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции.
Возникновение нового знания. Для уточнения понятия «новация» М. А. Розов выделяет незнание и неведение. Незнание предполагает возможность сформулировать задачу исследования того, чего мы не знаем. В сфере незнания ученый знает, чего он не знает, а потому может сказать: «Я не знаю того-то», например, причины какого-то уже известного физического или культурного явления, каких-то уточняющих сущность явления характеристик и т. д. И когда причины и уточняющие характеристики явлений будут выявлены, можно говорить о появлении нового знания в науке.
Неведение, в отличие от незнания, можно высказать только в форме утверждения «я не знаю, чего не знаю». Действительно, трудно представить ситуацию, когда кто-то бы из ученых ставил задачу открыть то, что никому до сих пор не было известно. Когда астрофизики не знали ничего о «черных» дырах, никто из них не мог поставить вопрос об их существовании. Только когда этот феномен был открыт, возникла возможность говорить о нем в терминах незнания: «Я не знаю того-то и того-то, что относится к данному феномену».
И, тем не менее, ученые выходят в сферу неведения и делают открытия таких явлений, процессов, о которых никто до этого не догадывался. Многие из таких открытий являются провозвестниками научных революций, т.е. принципиальных сдвигов в науке
На вопрос, как преодолевается неведение, т.е. как совершаются открытия принципиально нового в науке, дает ответ отечественный философ М. А. Розов, предлагая несколько концепций.
Концепция «пришельцев» (самая распространенная). Смысл этой концепции прост: в какую-то науку приходит ученый из другой научной области. Не связанный традициями новой для себя науки, «пришелец» начинает решать ее задачи и проблемы с помощью методов своей «родной» науки. В итоге, он работает в традиции, но примененной к новой области. Как правило, успех сопутствовал тем ученым, которые совершали «монтаж» методов той науки, в которую «пришелец» внедрился, и той, из которой он пришел. На примере Пастера М. Розов показал, что успех ученого был обусловлен комбинированием традиций химии и биологии.
Концепция побочных результатов исследования. Работая в традиции, ученый иногда случайно получает какие-то побочные результаты и эффекты, которые им не планировались.Заметить не планируемые, а потому непреднамеренные побочные эффекты ученый может только в силу их необычности для той традиции, в. которой он работает. «Необычность» требует объяснения, что предполагает выход за узкие рамки одной традиции в пространство совокупности сложившихся в данную эпоху научных традиций.
Концепция «движения с пересадками». Побочные результаты, непреднамеренно полученные в рамках одной из традиций, будучи для нее «бесполезными», могут оказаться очень важными для другой традиции.
Рассмотренные примеры получения нового научного знания свидетельствуют о важнейшей роли научных традиций. Можно сказать, чтобы сделать открытие, надо хорошо работать в традиции. Новаций не бывает вне традиций.
Понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований науки.
Как показывают исследователи, научная революция может протекать двояко:
– вызывать трансформацию специальной картины мира без изменения идеалов и норм исследования;
– осуществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.
Предпосылкой любой научной революции являются факты, которые не могут быть объяснены имеющимися научными средствами и указывают на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (парадигма), способная объяснить и устранить ранее имеющиеся противоречия.
Известный философ науки Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки:
Революционные периоды приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. Ученые не ставят задачи создания принципиально новых теорий. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные факты.
Каждая научная революция открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений. Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области. Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы. Научная революция – это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования. Научная революция является выражением движущей силы научного прогресса.
Методы научного познания.
Научная деятельность реализуется через методы. Учение о методах, принципах, средствах и процедурах научного познания называется методологией. Это учение имеет в целом философский характер, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др Философский характер методологии определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует (например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может быть предметом физического знания).
Методы классифицируются по степени общности:
– частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи (например, методы механики, физики, химии и т.д.);
– общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (например, структурный, вероятностный, системный и др.);
– философские – универсальные методы, наиболее древними из которых являютсядиалектика и метафизика.
По уровням научного исследования можно классифицировать:
1.методы эмпирического исследования | 2. методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования | 3. методы сугубо теоретического исследования |
наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент; | абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов | восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация. |
I. Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования, присутствует не только при реальном контакте с объектом, но и в нашем воображении (знаковое наблюдение – чтение, математика). Итогом наблюдения является описание.
В структуру наблюдения включают: объект, наблюдатель, условия наблюдения, приборы (инструменты), базисные знания. Научное наблюдение требует протоколирование всех явлений (чтобы учёного могли проверить).
Наблюдения:прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил).
Требования, предъявляемые к научным наблюдениям:
· четкая постановка цели наблюдения;
· выбор методики и разработка плана;
· системность;
· контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;
· обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;
Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу.
Описание – фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте.
Эксперимент – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаться и контролироваться самим исследователем.
II. Абстрагирование- отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.
Анализ и синтез - разложение целого на составные части/объединение полученных результатов анализа элементов в систему.
Индукция и дедукция - формы умозаключения, посредством которых осуществляется переход а) от единичных фактов к общим положениям; б) движение познания от общего к частному
Моделирование -реальная система заменяется абстрактной системой
III. Восхождение от абстрактного к конкретному –научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, которое отталкивается от чувственного многообразия конкретного и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретное – совокупность всех определений предмета, целостное систематизированное знание о предмете. Абстрактное знание – это знание одностороннее, фиксирующую ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого.
Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире
Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованный язык). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), отношение знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.
Научное знание, получаемое с помощью данных методов, - это логически организованная система знаний, отражающая существенные, необходимые закономерности действительности.