Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
Наука – есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки – исследование. Непосредственная цель – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука стремится привести полученные новые знания в целостную систему на основе определенных принципов. Принципиальное отличие научного познания от всех других форм познавательной деятельности состоит также в том, что оно выходит за границы чувственных восприятий и обыденного опыта и воспроизводит объект на уровне сущности.
К основным особенностям научного познания, таким образом, можно отнести следующие:
1) ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, егонеобходимые характеристики и их выражение в системе абстракций;
2)объективность, устранение, по возможности, субъективистских моментов;
3) проверяемость;
4) строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;
5)отчетливое выражение (фиксация) понятий и определений на специальном языке науки;
6) применение специальных материальных средств: приборов, инструментов, так называемого «научного оборудования»
7)систематичность. Наука не является бессвязным набором частей. Напротив, множество понятий, суждений и умозаключений образуют некую целостную структуру, поскольку описание и объяснение, соответствующее предмету, строится на основе единых строго сформулированных принципов.
Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Парадигма – это дисциплинарная матрица учитывающая принадлежность ученых к дисциплине и системе правил их научной деятельности. Наличие парадигмы свидетельствует о зрелости науки. Смена парадигм называется научной революцией. Понятие “П.” введено амер. ученым-науковедом Куном. Согласно взглядам Куна (“Структура научных революций”, 1962), П. позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии “Парадигма” недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки.
Этос науки указывает на нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспект науки. Установки этоса науки, разработанные американским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально-окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого.
Этос науки отвечает требованиям:
- универсализм (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных)
- коллективизм (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества)
- бескорыстие (ученый должен в своей Д. руководствоваться принципом поиска истинности)
- критицизм (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам).
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО (Н.о.у.) — проблема этики науки, профессиональной этики ученого. В этой проблеме следует различать два аспекта:
а) ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т.п. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая выполнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения;
б) специфическая профессиональная Н.о.у. возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и интересов людей, общества, человечества. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н.о.у. встала во второй половине XX в. в условиях современной научно- технической революции, когда человечество пришло к осознанию того факта, что научно-технический прогресс не только ведет к полезным последствием для людей, но и влечет определенные актуальные и потенциальные опасности.Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины (трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т.д.), психиатрии и психотехники (модификация поведения, психотропные средства). Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания.
Можно различить три позиции, занимаемые учеными по данному поводу:
1. Приверженцы «чистой науки» считают, что наука сама по себе не несет никакой ответственности за то, как используются ее открытия и изобретения (Э. Теллер, Коэн).
2. Другие ученые (Эйнштейн, М. Борн, А. Швейцер) прекрасно сознавали нравственную ответственность за свои открытия и за возможность их использования во вред людям, но не видели реальных средств к исправлению положения, и их размышления на этот счет достаточно пессимистичны.
3. И есть одержимые наукой ученые, полные гуманистической веры в человеческий разум, которые полагают, что человечество найдет способы обуздать разрушительные силы, деструктивные тенденции научного прогресса и направить его на благо людей.