Методы социальных и гуманитарных наук.

Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (метод) должны быть истинными. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Т.о., метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критериям), - качественные и количественные, формальные и содержательные, методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п.

В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:

- методы эмпирического исследования;

-методы теоретического познания;

-общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органы чувств.

2. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

3. Опрос – познавательная операция, в 2х видах- анкетирование и интервьюирование. В виде диалога с респондентом.

4. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

5. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Методы теоретического познания.

1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с помощью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирическим фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты есть не «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

5. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и т.д. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) или знаковое.

Общелогические методы и приемы исследования

1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза – совершенно новое образование.

2. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

3. Обобщение – процесс объединения в общий класс на основе общих свойств и признаков предмета. При этом могут быть выделены любые признаки ил существенные.

4. Сравнение – процесс установления сходства и различия.

5. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению и выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к частному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

6. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

Специфические методы социально-гуманитарного познания.

Прежде всего надо сказать, что в сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны быть использованы все философские и общенаучные методы. Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом специфики предмета социального познания (общество, культура, личность), его особенностей и целей исследования.

Методы средства социального познания: идиографический (индивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы, объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход («отнесение к ценностям»), понимание, диалог, контент-анализ, социометрия, кейс-анализ, и др.

В социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают простое наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».

В психологии давно применяются такие специфические формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интроспекция – осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей. Для преодоления субъективизма самонаблюдение должно сочетаться с внешним наблюдением («со стороны»). Блестящие примеры использования интроспекции как способа познания и регуляции жизни дают восточные учения, ориентированные на самосовершенствование человека.

Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, т.е. проникновение в переживания других людей. Т.о., эмпатия – это восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни.

Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой заключается в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания.

В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнительный (компоративистский) метод, опять же с учетом специфики их предмета. Так, в психологии этот метод реализуется в 2 вариантах.

А) Сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам – метод поперечных срезов. Поперечные срезы – это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, юность и т.д.), полученных в исследованиях соответствующих контингентов.

Б) Многократное обследование одних и тех лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод. Длительное систематическое изучение одних и тех же испытуемых позволяет определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Другие своеобразные методы, характерные именно для социально-гуманитарного познания.

1. анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Документы: статистические данные, иконографическое изображение, фонетические документы, информация в машиночитаемой форме.

2. Методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам. Две основные формы опроса – анкетирование и интервью.

3. Метод монографический – метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте, после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.

4. Биографический метод – один из методов исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.

5. Проективные методы – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Эти методы позволяют «проявиться личности вовне» и сделать выводы о тех или иных ее «склонностях», о специфике ее психологического развития.

6. Одним из эмпирических методов социальной психологии является метод бессловесной коммуникации, основанный на правильном понимании и толковании языка телодвижений индивида.

7. Один из важнейших методов психологии – беседа.

Понятие «общество знания».

Понятию “общество, основанное на знаниях” (the knowledge-based society) или “общество знаний” (the knowledge society) в документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и М/н советом по науке в 2003 г., дается определение: “Общество, основанное на знаниях, — это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. Оно объединяет сообщества ученых, исследователей, инженеров и техников, исследовательские сети, а также фирмы, вовлеченные в процесс исследования и пр-ва высокотехнологичных Т и У. Это образует нац. инновационно-производственную систему, которая интегрирована в м/н сети по пр-ву, распространению, использованию и защите знаний. Имеющиеся в таком обществе средства коммуникаций и информационные технологии могут обеспечить широкий доступ к гуманитарным знаниям. Знания используются как для предоставления возможностей и обогащения индивидуальных лиц в культурном и в материальном плане, так и для строительства устойчивого общества.»

Тема формирования ОЗ стала крайне актуальной как в научных дебатах. Речь идет о проникновении знаний во все сферы жизни общества и экономики, о существенном изменении соц.-экономических структур.

Хотя в мире еще нет готовой модели такого общества, его основные черты и пути движения к нему понятны. Главным направлением формирования нового общества должно стать развитие человеческого потенциала. Успешность формирования нового общества зависит от экономики, основанной на знаниях, в которой наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге становится характерной чертой человеческой деятельности.

Наши рекомендации