Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании.
Формирование фундаментальной концепции в социально-гуманитарном познании — натурализма — относится к сер. XVII века. Согласно концепции натурализма, никакого различия между социальной и естественнонаучной формами познания не существует. Следствием указанного подхода явилось фактическое отождествление социально-гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону (образцу) всякого познания. Подобный прием есть не что иное, как абсолютизация роли естественных наук: научным считается только то, что относится к области «точных» наук, все остальное не относится к научному познанию. В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах:
Механицизм — односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механистической картины мира (построенной в XVII в. Ньютоном), признании законов классической механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материя как единственно возможной. В конце XIX в. механицизм потерпел крах.
Физикализм — был особенно характерен для неопозитивизма (логического позитивизма). Здесь универсальным языком науки объявлялся язык фнзики, а поскольку в последний не «влазили» социально-гуманитарные понятая, то, стало быть, они «выносились за скобки» науки как таковой. Однако уже в середине XX в. стала ясной полная несостоятельность этой попытки, что признали и ее сторонники, и ее критики.
Биологизм — совокупность концептуально-методологических представлений, общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни. Точнее говоря — это простой механический перенос принципов биологических наук на социально-гуманитарные науки и стремление только ими объяснить жизнь общества, исторические явления, феномены культуры и т. п. (социал-дарвинизм).
Географический детерминизм — одно из направлений социального познания, представители которого существование общества и специфику социально-исторического развития ставили в прямую и непосредственную зависимость от географической среды (климат, почва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна и т.д.).
Демографический детерминизм придает абсолютное значение в функционировании и развитии общества народонаселению, т. е. совокупности людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом (человечество). Наибольшую известность получил так называемый «естественный закон народонаселения» английского священника и экономиста Т. Мальтуса, «открытый» им в конце XVIII в.
Фрейдизм — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения феноменов культуры, процессов научного, художественного и других видов творчества, а также общества в целом. Однако фрейдизм как философско-антропологическую и социальную доктрину следует отличать от психоанализа как специфического метода изучения бессознательного. Этот метод имеет определенное позитивное значение для социально-гуманитарного познания. Но его недопустимо абсолютизировать, придавать ему универсальное значение (а именно это делает фрейдизм).
Эволюция концепции науки в позитивизме.
Позитивизм — философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Чтобы проследить эволюцию концепции науки в позитивизме, нужно в первую очередь ограничить рассмотрение науки общими принципами, свойственными всем этапам позитивизма. Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию — от Декарта до Гегеля.
Первый позитивизм
Огюст Конт одним из первых выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии: теологическая — люди объясняют природу через понятие бога, метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности, позитивная — явлениям природы дается научное объяснение. Именно на последнем этапе берет верх наука, отвечающая на вопрос «как?», а не «почему?». Наука имеет одностороннее влияние на философию. Новая философия науки (позитивизм) признана выполнять задачи упорядочивания, систематизации, координации и кодификации научных выводов. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению вступает в силу только на научной стадии и говорит о том, что наблюдение — это основной метод получение научных знаний. Научное знание является, по Конту, преимущественно описательным. Согласно энциклопедическому закону, принципам движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому, Конт ввел иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология и мораль.
Джон Стюарт Милль отмечал, что все, что мы знаем — это отношения последовательности или сходства фактов. Если эти отношения постоянны, то они формируют т.н. законы. Законы явлений — вот и все, что мы знаем относительно явлений. Именно индуктивное рассуждение основано на человеческой вере в единство природы. В своей «Системе логики» писал, что новое знание может быть достигнуто только эмпирически (даже математика имеет эмпирическое происхождение). Индуктивные методы по Миллю: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Также выделил интуицию (как метод косвенного познания) и дедукцию (для «развертывания» теорий).
Герберт Спенсер в кантианской традиции выделял сферы познаваемого (область науки и философии) и непознаваемого (религия). По Спенсеру, в науке индукция обеспечивает преимущественно качественные предсказания, то дедукция — количественные. На начальном этапе индуктивно формируются теоретические законы и гипотезы, но развитая наука делает акцент на дедуктивном методе (на количественных предсказаниях). Закон эволюции Спенсера формируется на основе положения о неуничтожимости вещества и принципа постоянства движения. Эволюция, как основной закон, присущий всем явлениям опыта, — это интеграция вещества (переход от бессвязного к связности), это дифференциация (переход от однородного к разнородному) и это упорядоченность (переход от неопределенного к определенности).