Антиинтеракционистская (дуалистическая) концепция соотношения философии и науки, её сущность, гносеологические и социокультурные основания.
Третья концепция — дуалистическая (экзистенциалистская). Проповедует дуализм философии и науки, абсолютное культурное равноправие и самодостаточность, отсутствие внутренней взаимосвязи.
В конечном счете, исходит из идеи разделения культуры на естественнонаучную (с ее прагматической функцией адаптации) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества). Философия рассматривается как часть гуманитарной культуры, наряду с религией, моралью, искусством. «Философу — философово, учёному — науково».
Предмет философии — не мир и его законы, и не сознание, а человек в его отношениях к миру. Отношение человека к миру зависит не столько от характера бытия, сколько от понимания человеком своих целей, интересов и предназначения, т.е. от системы ценностей. Система ценностей, не имеющая отношения к объективному миру, — главный предмет философии. Ценности и научная истина — совершенно разные вещи. Ценность не может стать для человека истинной, пока не будет им лично пережита на своем собственном уникальном опыте. Поэтому никакой «научной» философии быть не может. Не только предмет, но и методы у философии другие — наблюдение над жизнью, человеческой историей, опыт личных переживаний. Семантически строгий, логически жесткий язык науки, ее общезначимые стандартные процедуры чужды философии. Если и может быть «философия науки», то только как философия жизни ученых как людей, их этика, конфликты, психология, надежды, убеждения и т.п. Поэтому предмет Ф.Н. — исследование науки как формы жизни. Это чисто гуманитарная философия науки.
Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки, её сущность и гносеологические основания.
Четвертая концепция — диалектическая. Она утверждает внутреннюю, необходимую, существенную связь между философией и наукой с самого момента их возникновения и до сегодняшнего дня. Фактически, философия и наука находятся в диалектическом противоречии в рамках целого — культуры.
С одной стороны, философия и наука — разные, даже противоположные формы рационального постижения мира человеком. Философия — теория всеобщих ценностей с позиций разума, ее главный вопрос — вопрос о смысле жизни, а не о том, что собой представляет мир как объект. Ее предмет — чистое всеобщее (мир, человек, отношения человека к миру). Методы: рефлексия (это знание не о мире, а о сознании в мире); конструирование идеального содержания; некая развертка (логика); аппликация, метафора; демонстрация (философ может и не создавать теорий, а демонстрировать жизнью); интуиция. Благодаря предельной общности и ценностно-мировоззренческой ориентации, философское знание является более умозрительным и рефлексивным, но, вместе с тем, менее строгим и доказательным, чем частнонаучное знание. В то же время, и философия, и наука следуют идеалу рациональности, т.е. стремятся к достижению объективно-истинного, определенного, обоснованного знания. Они дополняют и предполагают друг друга в рамках познания как целостного процесса, так как:
1) общего не бывает вне единичного и особенного, а это — предмет науки. Единичное и особенное несут в себе всеобщее — это предмет философии.
2) действительность — это единство ценностного и объектного, поэтому в рамках рациональности они должны быть едины.
Философия и наука — односторонние виды познания, оба — инструменты адаптации человека к миру, только наука — физическая адаптация, а философия — духовная. Философия и наука нуждаются друг в друге. Философия постоянно обращается к частным наукам как к материалу, призванному подтвердить или опровергнуть ее конструкции. Теоретическое научное знание выступает в качестве одного из элементов «фактуального» базиса философии. Наука тоже нуждается в философии, она, кроме теоретического и эмпирического уровней имеет еще третий — уровень философских оснований (в фундаменте) и аксиологический уровень (на вершине), а также в самом своем содержании — уровень философских проблем науки.
Если философия и наука взаимосвязаны и нуждаются друг в друге, значит, необходим синтез трех подходов к пониманию философии науки, которые являются крайностями. Поэтому 4 концепция должна использовать ресурсы предшествующих концепций, интегрировать их. Тогда задачами Ф.Н. будут: систематическая философская рефлексия над наукой; вписывание достижений науки в наличный социокультурный контекст эпохи; осуществление синтеза научного и философского знания. Таким образом, философия науки должна быть междисциплинарной областью, а ее предметом — общие закономерности развития научного знания в контексте культуры. Это идеал, в таком виде философия науки сегодня не существует, ее еще нужно строить.
Наука и искусство
Искусство — это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. В отличие от науки (надличностное, рациональное отражение действительности), искусство закрепляет личностно-эмоциональное видение мира. Искусство конструирует специфический мир по отношению к эмпирической действительности и ориентирует на нахождение прекрасного и художественный идеал. Взаимодействие науки и искусство осуществляется через стремление к гармонии.
Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Таким образом, если для науки целеполагающим регулятивом выступает идея закономерности, то для искусства им оказывается эстетический идеал.
В отличие от науки, которая общезначима и надличностна, отражает мир в понятиях и общих закономерностях, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет личностное и глубоко эмоциональное видение мира.
В науке есть прогресс, в искусстве нет. В науке по определению новые результаты должны быть в будущем превзойдены.
→ две позиции в философии:
а) культурологический сциентизм: наука — это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание — умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) — ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) — наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.
18. Наука и религия[1].
Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание. Его специфика состоит не только в способности к трансцендированию[2], к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов. Уникальная способность религии заключается в постулировании обратной связи между этими мирами, т.е.возможности мира сверхъестественного оказывать решающее воздействие на судьбы мира земного и его обитателей. А эта связь реализуется при помощи культа, без которого религия немыслима.
Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.
Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.
Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Вместе с тем некоторые другие ученые считают, что науке нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между наукой и религией.