Философии науки: курс лекций

для обучающихся в магистратуре и аспирантуре

по всем направлениям подготовки

Магнитогорск, 2015

УДК 101 (075)

ББК 87я7

Ч 493

Автор-составитель: канд. филос. наук, доцент Э.Г. Чернова

Основные проблемы философии науки: курс лекций для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ», 2015. – 50 с.

Рецензенты:

Зав. кафедрой философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин МаГК им. М.И. Глинки, к. ф. н., профессор Г.Е. Гун

Зав. кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И.Носова», кандидат искусствоведения, доцент Е.Н. Курбан

Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Включает теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплины «История и философия науки», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме и литературу по курсу.

© ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова, 2015

© Чернова Э.Г., 2015

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» составлено в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускника ФГОС ВПО, учебными планами подготовки магистров и аспирантов и примерной рабочей программой по дисциплине «История и философия науки».

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки магистров и аспирантов включают в себя компетенции, для формирования которых предназначена дисциплина «История и философия науки». Для аспирантуры данная дисциплина является обязательной в цикле базовых дисциплин, для большинства направлений магистратуры в базовой части учебного плана указаны либо данная дисциплина, либо дисциплины тождественного содержания: «Философские проблемы науки», «Философия и методология науки» и т.п.

Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки и включает в себя теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплины «История и философия науки», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме и литературу по курсу. В пособии дается развернутое объяснение таких вопросов как основные формы бытия науки, основания науки, структура и формы научного познания, эмпирические и теоретические методы научного познания, основные проблемы развития науки, периодизация истории науки и общая характеристика основных этапов ее развития, типы научной рациональности, проблемы философии и методологии науки в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме, сциентизм и антисциентизм, этические проблемы современной науки.

Материал данного пособияпозволит обучающемуся в аспирантуре усвоить мировоззренческие основания научно-исследовательской деятельности, грамотно подготовиться к сдаче кандидатского экзамена и написанию выпускной квалификационной работы.

Работа с учебным пособием «Основные проблемы философии науки: курс лекций» позволить обучающимся решить следующие задачи:

― сформировать представления о научных и философских основаниях современной картины мира, о многообразии форм человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в познании, о системах ценностей, на которые ориентируются ученые;

― ознакомиться с историей возникновения и развития науки, проследить современные социальные и этические проблемы, связанные с научной деятельностью;

― сформировать представления о научной рациональности, классификации научного знания, периодизации этапов его развития, функциях и роли науки в современной культуре;

― ознакомиться с основными концепциями философии науки;

― сформировать представления о структуре, формах и методах научного познания, их эволюции и предметной специфике.

При работе с пособием студенту рекомендуется после внимательного изучения материала лекции письменно ответить на предлагаемые вопросы, что предполагает обращение к дополнительным источникам и самостоятельному анализу.

Таким образом, использование материалов данного учебного пособия студентами в процессе обучения позволит сформировать такие предусмотренные государственными образовательными стандартами компетенции, как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, способность проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе целостного системного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

Наши рекомендации