ТЕМА 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________П.Б. Акмаров

«___» ________ 2014 г.

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания для студентов очной формы обучения

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 1 (075.8)

ББК 87 я 7

Ф 54

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 4 от 30 июня 2014 г.

Рецензент:

С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Составители:

В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов,

С.И. Платонова, А.А. Сергеев

Ф 54 Философия:метод. указ. сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 39 с.

Методические указания включают рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, темы докладов, задания для самоконтроля, список литературы, вопросы к экзамену.

Предназначены для студентов очной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста.

УДК1 (075.8)

ББК 87 я 7

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014

© Трофимов В.К. [и др.], сост., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цель дисциплины «Философия»……………………………………………..
2 Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы …..
3 Тематика лекционного курса …………………………………………………...
4 Планы семинарских занятий…………………………………………………….
5 Темы докладов по истории философии ………………………………………..
6 Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………
Список литературы для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену………………………………………………………….  
Приложения………………………………………………………………………
Приложение А. Образец оформления титульного листа доклада……………
Приложение Б. Образец написания оглавления……………………………….
Приложение В. Образец оформления списка литературы…………………….

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины «Философия» состоит в формировании у студентов общекультурных компетенций, в частности:

· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

· готовность к кооперации с коллегами при работе в коллективе;

· способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

2 Методические рекомендации студентам

для самостоятельной работы

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по философии, рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и экзамена в лекции пре­подавателя и в учебнике.

2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя).

3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме.

4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения.

5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний.

6. Философия требует регулярного и систематического изучения. Её можно понимать только тогда, когда вникаешь в смысл философских рассуждений, размышлений, обобщений.

7. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам.

8. При подготовке к семинарскому занятию и экзамену следует руководствоваться программой курса философии для вузов, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы, журналы «Вопросы философии», «Философские науки» и другие. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.



  3 тематика лекционного курса Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.
Тема 2. Онтология: философское учение о бытии.
Тема 3. Душа человека как форма бытия.
Тема 4. Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии.
Тема 5. Гносеология: философское учение о познании.
Тема 6. Антропология: философское учение о человеке.
Тема 7. Социальная философия: сущность общества и его структура.
Тема 8. Развитие общества и будущее человечества.  

4 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задания для самоконтроля

1. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало - материальное или духовное – это …

2. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал - материального и духовного – это …

3. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия – это …

4. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это …

5. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека – это …

6. Философская позиция, признающая в качестве несомненной реальность только моего сознания (собственного Я человека) – это:

а) агностицизм; б) солипсизм; в) панпсихизм; г) гилозоизм.

7. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и

общества;

б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в мире;

в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека;

г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе.

8. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику основных разделов философского знания:

1. Онтология а) учение о человеке
2. Гносеология б) учение о бытии
3. Философская антропология в) учение о познании
4. Социальная философия г) учение об обществе

9. Вставьте в текст пропущенные слова из нижеперечисленных:

а) искусство, б) философия, в) религия, г) наука, д) мифология.

«Первая форма мировоззрения …….. была доинтеллектуальной, вторая … надинтеллектуальной, т.е. не нуждающейся в логике и рациональном знании. В свою очередь, … выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения».

10. Объясните философский смысл рубайи Омара Хайяма:

«Да, будет много мук, пока наш век не прожит, стечение планет не раз людей встревожит. Когда умрем, наш прах пойдет на кирпичи. И кто-нибудь из них себе хоромы сложит».

Задания для самоконтроля

1. Философское учение о сущности мира – это …

2. Понятие, противоположное категории бытие – это …

3. Категория философии, обозначающая первосущность (первоначало) мира – это …

4. Объективная реальность, данная нам в ощущениях – это …

5. Определите, что изучает онтология:

а) природу, в) бытие,
б) материю, г) реальность.

6. Назовите имя философа, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии:

а) Фалес г) Фома Аквинский
б) Демокрит д) Парменид
в) И. Кант е) К. Маркс

7. Перечислите фундаментальные физические открытия и теории, приведшие к кризису в физике на рубеже XIX-XX вв.:

а) формулирование законов классической механики;

б) обоснование гелиоцентрической системы;

в) открытие электрона;

г) открытие явления радиоактивности;

д) открытие клетки;

е) формулирование эволюционной теории Ч. Дарвиным.

8.Назовите основные формы бытия:

а) бытие вещей д) бытие космических объектов
б) бытие процессов е) бытие человека
в) бытие природы ж) бытие общества
г) бытие сознания з) бытие живых существ

9. Из приведенных характеристик выделите атрибутивные свойства материи:

а) неисчерпаемость г) непроницаемость
б) наличие атомной структуры д) структурность
в) сохраняемость е) самоорганизация

10. Соотнесите понимание природы и период в философии:

1. Органическая, одушевленная часть космоса а) Средние века

2. Природа Творящая, причина природы сотворенной,

несовершенной и смертной, является ее началом и концом б) Античность

3. Природа – мертвая сила, противостоящая человеку,

который должен её подчинить в) Новое время

11. Запомните и прокомментируйте стихотворение А.С. Пушкина

«Движения нет, – сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить,

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей».

12. Запомните и прокомментируйте стихотворение С.Я. Маршака

«Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его».

Задания для самоконтроля

1. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании

субъекта – это …

2. Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов – это …

3. Свойство сознания, означающее его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом – это …

4. Всеобщее свойство материи в марксистской философии – это …

5. Выпишите термины, характеризующие сущность сознания и его важнейшие свойства: вспыльчивость, идеальность, обусловленность, раздражительность, отражение, активность, первичность, субъективность, материальность, предметность, биотоки мозга, объективность, связь с языком, нервный процесс.

6. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе:

а) первичных влечений с целью получения удовольствия;

б) архетипов;

в) импульсов, исходящих из области сознания;

г) интеллектуальной интуиции

7. Охарактеризуйте философскую позицию, заключенную в следующих словах П. Кабаниса: «Чтобы составить себе точное представление об отправлениях, результатом которых является мысль, следует рассматривать головной мозг как отдельный орган, предназначенный исключительно для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь....»

а) диалектический материализм,

б) наивный стихийный материализм древних,

в) вульгарный материализм,

г) дуализм.

8. Направленность сознания на какой-то предмет, «сознание о …», называется:

а) дискретность; б) идеальность; в) темпоральность;
г) интенциональность.

Задания для самоконтроля

1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – это …

2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – …

3. Источник развития, с точки зрения диалектики, – это становление и

разрешение –…

4. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе – это …

5. С точки зрения философии, развитие:

а) характерно только для социума;

б) присуще только человеку;

в) характерно только для живых систем;

г) присуще природе, обществу, сознанию

6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.

7. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформировал законы диалектики как теории развития: а) Аристотель,
б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г.Гегель, е) Ф.Ницше, ж) Ф. Шеллинг.

8. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа:

а) развития; б) индетерминизма; в) детерминизма; г) волюнтаризма

9. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды мог не потревожить?»

10. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира:

а) теория нестационарной Вселенной;

б) общая теория относительности А. Эйнштейна;

в) синергетика;

г) теория инфляционной Вселенной.

11. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».

Задания для самоконтроля

1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это …

2. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:

а) словом; б) знаком; в) понятием; г) переживанием

3. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает …

4. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания – это …

5. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …

6. Укажите представителей агностицизма в классической философии:
Ф. Бэкон, Д. Беркли, Г. Гегель, Д.Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Платон.

7. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:

а) обобщение; б) факт; в) теория; г) гипотеза

8. Как называется метод познания, заключающийся в движении мысли от общего к частному?

а) дедукция; б) идеализация; в) индукция; г) синтез

9. К формам практики как критерия истины не относится:

а) общественное производство; б) идеология;

в) научно-экспериментальная деятельность;

г) социально-политическая деятельность

10. Подчеркните представителей рационализма в новоевропейской философии:

а) Г.В. Лейбниц и Р. Декарт; б) Р. Декарт и Ф. Бэкон;

в) Г.В. Лейбниц и Дж. Локк; г) Дж. Локк и Б. Спиноза.

Задания для самоконтроля

1. Учение о человеке – это …

2. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг – это …

3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом – это …

4. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности – это …

5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – это …

6. Мораль, согласно Ф. Ницше:

а) форма обретения человеком смысла жизни;

б) увертка для лишних и случайных людей;

в) форма ценностного освоения действительности;

г) форма общественного сознания.

7. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:

а) фатализма; б) креационизма;

в) эсхатологизма; г) провиденциализма.

8. Натуралистический подход к человеку характерен для:

а) философии И. Канта; б) философии Фомы Аквинского;

в) теории личности З. Фрейда;

г) философии К. Маркса.

9. Какой мыслитель ввел понятие «негативная свобода»?

а) К.Г. Юнг; б) Б. Спиноза; в) Э. Фромм; г) З. Фрейд; д) З. Бауман.

10. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающее выбор человеком собственной сущности, характерно для следующего философского направления:

а) прагматизма; б) марксизма;

в) постмодернизма; г) экзистенциализма.

Задания для самоконтроля

1. Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества – это …

2. Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс – это …

3. Вставьте пропущенное слово: «Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники__________________ детерминизма»:

а) технологического; б) географического;

в) биологического; г) демографического

4. Политический режим, предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство – это …

5. Из приведенного перечня выделите черты, присущие обществу как социальной системе: а) сверхсложность; б) устойчивость в развитии; в) рефлексивность; г) иррациональность; д) изменчивость; е) неустойчивость; ж) слабая предсказуемость развития.

6. Укажите закон общественного развития, который был выведен
Т. Мальтусом:

а) закон единства и взаимоисключения противоположностей;

б) закон народонаселения;

в) закон энтропии;

г) закон отрицания отрицания.

7. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:

а) отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;

б) взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности;

в) связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.

8. Назовите основные типы социальной деятельности людей:

а) духовная; б) материальная; в) иррациональная;

г) регулятивная; д) осознанная; е) обуславливающая.

9. В структуру современных производительных сил общества не входит:

а) технология производственных процессов; б) научное знание;

в) отношения распределения продуктов производства;

г) производственно-экономическая инфраструктура.

Задания для самоконтроля

1. Концепция, объясняющая прогресс историческим развитием основных форм собственности – это …

2. Концепция, ограничивающая прогресс рамками локальных цивилизаций, отражающая прогресс всемирной истории в целом – это …

3. Движением общества, согласно концепции провиденциализма, управляет:

а) руководитель государства; б) Божественный промысел;

в) политическая элита; г) духовенство.

4. Соотнесите имена философов и выделяемые ими детерминанты развития общества:

1. Г.В.Ф. Гегель а) экономические отношения
2. К. Маркс б) саморазвитие абсолютной идеи
3. П. Л. Лавров в) Божественная воля
4. Фома Аквинский г) критически мыслящие личности

5. Соотнесите имена философов и названия их сочинений, посвященных проблемам развития общества:

1. Ф. Фукуяма а) «Философия истории»
2. Г.В.Ф. Гегель б) «Конец истории»
3. С. Хантингтон в) «Левиафан»
4. Т. Гоббс г) «Столкновение цивилизаций»

6. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: Развитие общества – «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»: а) спираль, б) синусоида, в) замкнутый круг.

7. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:

1. Формационная а) О. Шпенглер
2. Культурологическая б) А.Тойнби
3. Цивилизационная в) К. Маркс

8. Выделите идеи, характерные для учения евразийства:

а) идея единства восточнославянских народов, находящихся на стыке Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане;

б) идея слияния всех наций в единое человечество;

в) идея разрушительности западного пути развития для Евразии;

г) идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян.

д) идея цивилизационной бесперспективности России.

Основная

1. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 342 с. (электронный вариант учебного пособия размещён на портале академии).

2. История философии / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – М. : Юрайт, 2011. – 576 с.

Дополнительная

1. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 591 с.

2. Копалов, В.И. Курс русской философии истории : учеб. пособие / Рос. филос. об-во и др. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 256 с.

3. Краткая история философии / под общ. ред. В.Г. Голобкова. – М.: Олимп; изд-во АСТ, 1996. – 576 с.

4. Новиков, А.И. История русской философии X-XX вв. – Спб.: Лань, 1998. – 320 с.

Примечание: При подготовке реферата можно использовать также и другую историко-философскую литературу, прежде всего оригинальные труды классиков мировой философской мысли.

6 Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения.

3. Основные вопросы и типы философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма.

4. Философия в системе культуры. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека и общества.

5. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.

6. Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира.

7. Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой; движение и развитие; прогресс и регресс.

8. Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах.

9. Проблема души человека в истории философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Природа идеального. Структура душевного мира.

10. Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека.

11. Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка.

12. Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания.

13. Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека.

14. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.

15. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий.

16. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.

17. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития.

18. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление.

19. Категории диалектики: содержание и форма; причина и следствие.

20. Категории диалектики: необходимость и случайность; возможность и действительность.

21. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания.

22. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании.

23. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и её место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности.

24. Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины.

25. Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания.

26. Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека.

27. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.

28. Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.

29. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

30. Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Современные подходы к пониманию сущности общества и необходимость синтеза социально-философского знания.

31. Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения.

32. Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей: классы, социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-поселенческие, национально-этнические.

33. Политическая сфера общества. Политика и власть. Политическая организация общества и ее структура. Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства. Понятие правового государства.

34. Понятие духовной сферы. Религия и мораль как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции.

35. Искусство и наука как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции.

36. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества.

37. Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии.

38. Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества.

39. Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета.

40. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций.

СПИСОК Литературы для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену

а) Основная

1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 408 с. (электронный вариант учебного пособия размещён на портале академии).

2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с.

3. Философия : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой ; Московский гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина. - Москва : Проспект, 2014. – 358.

б) Дополнительная

1. Алексеев, В.О. Философия. Конспект лекций / В.О. Алексеев, Н.А. Мальшина, Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – 623 с.

3. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. – 2-е изд., перераб. и доп.– Брянск: Курсив, 2000. – 334 с.

4. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов. Краткий курс / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 363 с.

5. Кальной, И.И. Философия для аспирантов: учебник / под ред. И.И. Кального. – 3-е изд., стер. / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. – СПб.: Лань, 2003. –512 с.

6. Кохановский, В.П. Философия: конспект лекций / В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. – 9-е. изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 190 с.

7. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е.Ф. Губского и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 576 с.

8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

9. Нижников, С.А. Философия: учеб. / С.А. Нижников. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 400 с.

10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.

11. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – 432 с.

12. Словарь философских терминов / ред. В.Г. Кузнецов.– М.: Инфра-М, 2004. – 731с.

13. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.

14. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие /О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с.

15. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета / В. К. Трофимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.

16. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 348 с.

17. Трофимов, В.К.Философия, история и методология науки: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов/ В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. –153 с.

18. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 704 с.

19. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001. –584 с.

20. Философия: учебное пособие для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

21. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – изд. 14-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.

22. Философия: учебное пособие для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.

23. Философский словарь В. Соловьёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 464 с.

24. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

25. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. –368 с.

Приложения

Приложение А

Образец оформления титульного листа

  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»   Кафедра философии   Доклад Философское учение Аристотеля  
  Проверил: доцент П.Н. Иванов
   
    Выполнил: студент 2 курса А.А.Сандалов (направление «Агроинженерия», профиль – «Технические системы в агробизнесе», гр. 321, шифр 1305033)

Ижевск 2014


Приложение Б

Приложение В

Образец оформления списка литературы*

А. Если один автор:

Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с.

Б. Если группа авторов:

Бромлей, Ю.В. Человечество – это народы / Ю.В. Бромлей, А.Г. Продольный. – М.: Мысль, 1990. – 391 с.

В. Если коллективная монография:

Двенадцать лекций по философии. Текст лекций / отв. ред. И.Я. Лойфман. – Екатеринбург: Уральская гос. юридическая академия, 1996. – 228с.

Г. Если статья из журнала:

Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. – 1993. – №5. – С. 20-29.

Д. Если статья из сборника научных трудов:

Еремеев, А.Ф. Об имманентности русского патриотизма / А.Ф. Еремеев // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее /отв. ред. В.И. Копалов. – Екатеринбург: УрГУ, 1995. – С. 7-12.

Философия

Методические указания для студентов очной формы обучения

Составители:

Трофимов Валерий Кириллович,

Поносов Федор Николаевич,

Платонова Светлана Ипатовна,

Сергеев Александр Александрович

Технический редактор Е.Ф. Николаева

Компьютерная вёрстка Ф.А. Ильина

Подписано в печать 30.06. 2014 г.

Формат 60 х 84 1/ 16. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 450 экз. Заказ № ______

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________П.Б. Акмаров

«___» ________ 2014 г.

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания для студентов очной формы обучения

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 1 (075.8)

ББК 87 я 7

Ф 54

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 4 от 30 июня 2014 г.

Рецензент:

С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Составители:

В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов,

С.И. Платонова, А.А. Сергеев

Ф 54 Философия:метод. указ. сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 39 с.

Методические указания включают рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, темы докладов, задания для самоконтроля, список литературы, вопросы к экзамену.

Предназначены для студ

Наши рекомендации