ТЕМА 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор __________П.Б. Акмаров
«___» ________ 2014 г.
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания для студентов очной формы обучения
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 1 (075.8)
ББК 87 я 7
Ф 54
Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 4 от 30 июня 2014 г.
Рецензент:
С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Составители:
В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов,
С.И. Платонова, А.А. Сергеев
Ф 54 Философия:метод. указ. сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 39 с.
Методические указания включают рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, темы докладов, задания для самоконтроля, список литературы, вопросы к экзамену.
Предназначены для студентов очной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста.
УДК1 (075.8)
ББК 87 я 7
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014
© Трофимов В.К. [и др.], сост., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель дисциплины «Философия»…………………………………………….. | |
2 Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы ….. | |
3 Тематика лекционного курса …………………………………………………... | |
4 Планы семинарских занятий……………………………………………………. | |
5 Темы докладов по истории философии ……………………………………….. | |
6 Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………… | |
Список литературы для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену…………………………………………………………. | |
Приложения……………………………………………………………………… | |
Приложение А. Образец оформления титульного листа доклада…………… | |
Приложение Б. Образец написания оглавления………………………………. | |
Приложение В. Образец оформления списка литературы……………………. |
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Философия» состоит в формировании у студентов общекультурных компетенций, в частности:
· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
· способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
· готовность к кооперации с коллегами при работе в коллективе;
· способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
· способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.
2 Методические рекомендации студентам
для самостоятельной работы
Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по философии, рекомендуется:
1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и экзамена в лекции преподавателя и в учебнике.
2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя).
3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме.
4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения.
5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний.
6. Философия требует регулярного и систематического изучения. Её можно понимать только тогда, когда вникаешь в смысл философских рассуждений, размышлений, обобщений.
7. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам.
8. При подготовке к семинарскому занятию и экзамену следует руководствоваться программой курса философии для вузов, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы, журналы «Вопросы философии», «Философские науки» и другие. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.
3 тематика лекционного курса Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. |
Тема 2. Онтология: философское учение о бытии. |
Тема 3. Душа человека как форма бытия. |
Тема 4. Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии. |
Тема 5. Гносеология: философское учение о познании. |
Тема 6. Антропология: философское учение о человеке. |
Тема 7. Социальная философия: сущность общества и его структура. |
Тема 8. Развитие общества и будущее человечества. |
4 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задания для самоконтроля
1. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало - материальное или духовное – это …
2. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал - материального и духовного – это …
3. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия – это …
4. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это …
5. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека – это …
6. Философская позиция, признающая в качестве несомненной реальность только моего сознания (собственного Я человека) – это:
а) агностицизм; б) солипсизм; в) панпсихизм; г) гилозоизм.
7. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:
а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и
общества;
б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в мире;
в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека;
г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе.
8. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику основных разделов философского знания:
1. Онтология | а) учение о человеке |
2. Гносеология | б) учение о бытии |
3. Философская антропология | в) учение о познании |
4. Социальная философия | г) учение об обществе |
9. Вставьте в текст пропущенные слова из нижеперечисленных:
а) искусство, б) философия, в) религия, г) наука, д) мифология.
«Первая форма мировоззрения …….. была доинтеллектуальной, вторая … надинтеллектуальной, т.е. не нуждающейся в логике и рациональном знании. В свою очередь, … выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения».
10. Объясните философский смысл рубайи Омара Хайяма:
«Да, будет много мук, пока наш век не прожит, стечение планет не раз людей встревожит. Когда умрем, наш прах пойдет на кирпичи. И кто-нибудь из них себе хоромы сложит».
Задания для самоконтроля
1. Философское учение о сущности мира – это …
2. Понятие, противоположное категории бытие – это …
3. Категория философии, обозначающая первосущность (первоначало) мира – это …
4. Объективная реальность, данная нам в ощущениях – это …
5. Определите, что изучает онтология:
а) природу, | в) бытие, |
б) материю, | г) реальность. |
6. Назовите имя философа, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии:
а) Фалес | г) Фома Аквинский |
б) Демокрит | д) Парменид |
в) И. Кант | е) К. Маркс |
7. Перечислите фундаментальные физические открытия и теории, приведшие к кризису в физике на рубеже XIX-XX вв.:
а) формулирование законов классической механики;
б) обоснование гелиоцентрической системы;
в) открытие электрона;
г) открытие явления радиоактивности;
д) открытие клетки;
е) формулирование эволюционной теории Ч. Дарвиным.
8.Назовите основные формы бытия:
а) бытие вещей | д) бытие космических объектов |
б) бытие процессов | е) бытие человека |
в) бытие природы | ж) бытие общества |
г) бытие сознания | з) бытие живых существ |
9. Из приведенных характеристик выделите атрибутивные свойства материи:
а) неисчерпаемость | г) непроницаемость |
б) наличие атомной структуры | д) структурность |
в) сохраняемость | е) самоорганизация |
10. Соотнесите понимание природы и период в философии:
1. Органическая, одушевленная часть космоса а) Средние века
2. Природа Творящая, причина природы сотворенной,
несовершенной и смертной, является ее началом и концом б) Античность
3. Природа – мертвая сила, противостоящая человеку,
который должен её подчинить в) Новое время
11. Запомните и прокомментируйте стихотворение А.С. Пушкина
«Движения нет, – сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить,
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».
12. Запомните и прокомментируйте стихотворение С.Я. Маршака
«Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его».
Задания для самоконтроля
1. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании
субъекта – это …
2. Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов – это …
3. Свойство сознания, означающее его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом – это …
4. Всеобщее свойство материи в марксистской философии – это …
5. Выпишите термины, характеризующие сущность сознания и его важнейшие свойства: вспыльчивость, идеальность, обусловленность, раздражительность, отражение, активность, первичность, субъективность, материальность, предметность, биотоки мозга, объективность, связь с языком, нервный процесс.
6. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе:
а) первичных влечений с целью получения удовольствия;
б) архетипов;
в) импульсов, исходящих из области сознания;
г) интеллектуальной интуиции
7. Охарактеризуйте философскую позицию, заключенную в следующих словах П. Кабаниса: «Чтобы составить себе точное представление об отправлениях, результатом которых является мысль, следует рассматривать головной мозг как отдельный орган, предназначенный исключительно для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь....»
а) диалектический материализм,
б) наивный стихийный материализм древних,
в) вульгарный материализм,
г) дуализм.
8. Направленность сознания на какой-то предмет, «сознание о …», называется:
а) дискретность; б) идеальность; в) темпоральность;
г) интенциональность.
Задания для самоконтроля
1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – это …
2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – …
3. Источник развития, с точки зрения диалектики, – это становление и
разрешение –…
4. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе – это …
5. С точки зрения философии, развитие:
а) характерно только для социума;
б) присуще только человеку;
в) характерно только для живых систем;
г) присуще природе, обществу, сознанию
6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.
7. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформировал законы диалектики как теории развития: а) Аристотель,
б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г.Гегель, е) Ф.Ницше, ж) Ф. Шеллинг.
8. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа:
а) развития; б) индетерминизма; в) детерминизма; г) волюнтаризма
9. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал:
«Все в мире связано вокруг,
Примеры мы не будем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды мог не потревожить?»
10. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира:
а) теория нестационарной Вселенной;
б) общая теория относительности А. Эйнштейна;
в) синергетика;
г) теория инфляционной Вселенной.
11. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении:
«Мы во власти мятежного страстного хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».
Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
Задания для самоконтроля
1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это …
2. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:
а) словом; б) знаком; в) понятием; г) переживанием
3. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает …
4. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания – это …
5. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
6. Укажите представителей агностицизма в классической философии:
Ф. Бэкон, Д. Беркли, Г. Гегель, Д.Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Платон.
7. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:
а) обобщение; б) факт; в) теория; г) гипотеза
8. Как называется метод познания, заключающийся в движении мысли от общего к частному?
а) дедукция; б) идеализация; в) индукция; г) синтез
9. К формам практики как критерия истины не относится:
а) общественное производство; б) идеология;
в) научно-экспериментальная деятельность;
г) социально-политическая деятельность
10. Подчеркните представителей рационализма в новоевропейской философии:
а) Г.В. Лейбниц и Р. Декарт; б) Р. Декарт и Ф. Бэкон;
в) Г.В. Лейбниц и Дж. Локк; г) Дж. Локк и Б. Спиноза.
Задания для самоконтроля
1. Учение о человеке – это …
2. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг – это …
3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом – это …
4. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности – это …
5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – это …
6. Мораль, согласно Ф. Ницше:
а) форма обретения человеком смысла жизни;
б) увертка для лишних и случайных людей;
в) форма ценностного освоения действительности;
г) форма общественного сознания.
7. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:
а) фатализма; б) креационизма;
в) эсхатологизма; г) провиденциализма.
8. Натуралистический подход к человеку характерен для:
а) философии И. Канта; б) философии Фомы Аквинского;
в) теории личности З. Фрейда;
г) философии К. Маркса.
9. Какой мыслитель ввел понятие «негативная свобода»?
а) К.Г. Юнг; б) Б. Спиноза; в) Э. Фромм; г) З. Фрейд; д) З. Бауман.
10. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающее выбор человеком собственной сущности, характерно для следующего философского направления:
а) прагматизма; б) марксизма;
в) постмодернизма; г) экзистенциализма.
Задания для самоконтроля
1. Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества – это …
2. Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс – это …
3. Вставьте пропущенное слово: «Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники__________________ детерминизма»:
а) технологического; б) географического;
в) биологического; г) демографического
4. Политический режим, предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство – это …
5. Из приведенного перечня выделите черты, присущие обществу как социальной системе: а) сверхсложность; б) устойчивость в развитии; в) рефлексивность; г) иррациональность; д) изменчивость; е) неустойчивость; ж) слабая предсказуемость развития.
6. Укажите закон общественного развития, который был выведен
Т. Мальтусом:
а) закон единства и взаимоисключения противоположностей;
б) закон народонаселения;
в) закон энтропии;
г) закон отрицания отрицания.
7. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:
а) отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;
б) взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности;
в) связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.
8. Назовите основные типы социальной деятельности людей:
а) духовная; б) материальная; в) иррациональная;
г) регулятивная; д) осознанная; е) обуславливающая.
9. В структуру современных производительных сил общества не входит:
а) технология производственных процессов; б) научное знание;
в) отношения распределения продуктов производства;
г) производственно-экономическая инфраструктура.
Задания для самоконтроля
1. Концепция, объясняющая прогресс историческим развитием основных форм собственности – это …
2. Концепция, ограничивающая прогресс рамками локальных цивилизаций, отражающая прогресс всемирной истории в целом – это …
3. Движением общества, согласно концепции провиденциализма, управляет:
а) руководитель государства; б) Божественный промысел;
в) политическая элита; г) духовенство.
4. Соотнесите имена философов и выделяемые ими детерминанты развития общества:
1. Г.В.Ф. Гегель а) экономические отношения |
2. К. Маркс б) саморазвитие абсолютной идеи |
3. П. Л. Лавров в) Божественная воля |
4. Фома Аквинский г) критически мыслящие личности |
5. Соотнесите имена философов и названия их сочинений, посвященных проблемам развития общества:
1. Ф. Фукуяма а) «Философия истории» |
2. Г.В.Ф. Гегель б) «Конец истории» |
3. С. Хантингтон в) «Левиафан» |
4. Т. Гоббс г) «Столкновение цивилизаций» |
6. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: Развитие общества – «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»: а) спираль, б) синусоида, в) замкнутый круг.
7. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:
1. Формационная | а) О. Шпенглер |
2. Культурологическая | б) А.Тойнби |
3. Цивилизационная | в) К. Маркс |
8. Выделите идеи, характерные для учения евразийства:
а) идея единства восточнославянских народов, находящихся на стыке Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане;
б) идея слияния всех наций в единое человечество;
в) идея разрушительности западного пути развития для Евразии;
г) идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян.
д) идея цивилизационной бесперспективности России.
Основная
1. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 342 с. (электронный вариант учебного пособия размещён на портале академии).
2. История философии / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – М. : Юрайт, 2011. – 576 с.
Дополнительная
1. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 591 с.
2. Копалов, В.И. Курс русской философии истории : учеб. пособие / Рос. филос. об-во и др. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 256 с.
3. Краткая история философии / под общ. ред. В.Г. Голобкова. – М.: Олимп; изд-во АСТ, 1996. – 576 с.
4. Новиков, А.И. История русской философии X-XX вв. – Спб.: Лань, 1998. – 320 с.
Примечание: При подготовке реферата можно использовать также и другую историко-философскую литературу, прежде всего оригинальные труды классиков мировой философской мысли.
6 Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения.
3. Основные вопросы и типы философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма.
4. Философия в системе культуры. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека и общества.
5. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.
6. Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира.
7. Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой; движение и развитие; прогресс и регресс.
8. Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах.
9. Проблема души человека в истории философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Природа идеального. Структура душевного мира.
10. Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека.
11. Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка.
12. Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания.
13. Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека.
14. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.
15. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий.
16. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.
17. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития.
18. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление.
19. Категории диалектики: содержание и форма; причина и следствие.
20. Категории диалектики: необходимость и случайность; возможность и действительность.
21. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания.
22. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании.
23. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и её место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности.
24. Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины.
25. Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания.
26. Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека.
27. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
28. Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.
29. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
30. Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Современные подходы к пониманию сущности общества и необходимость синтеза социально-философского знания.
31. Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения.
32. Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей: классы, социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-поселенческие, национально-этнические.
33. Политическая сфера общества. Политика и власть. Политическая организация общества и ее структура. Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства. Понятие правового государства.
34. Понятие духовной сферы. Религия и мораль как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции.
35. Искусство и наука как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции.
36. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества.
37. Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии.
38. Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества.
39. Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета.
40. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций.
СПИСОК Литературы для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену
а) Основная
1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 408 с. (электронный вариант учебного пособия размещён на портале академии).
2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с.
3. Философия : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой ; Московский гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина. - Москва : Проспект, 2014. – 358.
б) Дополнительная
1. Алексеев, В.О. Философия. Конспект лекций / В.О. Алексеев, Н.А. Мальшина, Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – 623 с.
3. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. – 2-е изд., перераб. и доп.– Брянск: Курсив, 2000. – 334 с.
4. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов. Краткий курс / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 363 с.
5. Кальной, И.И. Философия для аспирантов: учебник / под ред. И.И. Кального. – 3-е изд., стер. / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. – СПб.: Лань, 2003. –512 с.
6. Кохановский, В.П. Философия: конспект лекций / В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. – 9-е. изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 190 с.
7. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е.Ф. Губского и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 576 с.
8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.
9. Нижников, С.А. Философия: учеб. / С.А. Нижников. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 400 с.
10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
11. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – 432 с.
12. Словарь философских терминов / ред. В.Г. Кузнецов.– М.: Инфра-М, 2004. – 731с.
13. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.
14. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие /О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с.
15. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета / В. К. Трофимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.
16. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 348 с.
17. Трофимов, В.К.Философия, история и методология науки: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов/ В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. –153 с.
18. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 704 с.
19. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001. –584 с.
20. Философия: учебное пособие для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
21. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – изд. 14-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.
22. Философия: учебное пособие для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.
23. Философский словарь В. Соловьёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 464 с.
24. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
25. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. –368 с.
Приложения
Приложение А
Образец оформления титульного листа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра философии Доклад Философское учение Аристотеля
Ижевск 2014 |
Приложение Б
Приложение В
Образец оформления списка литературы*
А. Если один автор:
Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с.
Б. Если группа авторов:
Бромлей, Ю.В. Человечество – это народы / Ю.В. Бромлей, А.Г. Продольный. – М.: Мысль, 1990. – 391 с.
В. Если коллективная монография:
Двенадцать лекций по философии. Текст лекций / отв. ред. И.Я. Лойфман. – Екатеринбург: Уральская гос. юридическая академия, 1996. – 228с.
Г. Если статья из журнала:
Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. – 1993. – №5. – С. 20-29.
Д. Если статья из сборника научных трудов:
Еремеев, А.Ф. Об имманентности русского патриотизма / А.Ф. Еремеев // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее /отв. ред. В.И. Копалов. – Екатеринбург: УрГУ, 1995. – С. 7-12.
Философия
Методические указания для студентов очной формы обучения
Составители:
Трофимов Валерий Кириллович,
Поносов Федор Николаевич,
Платонова Светлана Ипатовна,
Сергеев Александр Александрович
Технический редактор Е.Ф. Николаева
Компьютерная вёрстка Ф.А. Ильина
Подписано в печать 30.06. 2014 г.
Формат 60 х 84 1/ 16. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 450 экз. Заказ № ______
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор __________П.Б. Акмаров
«___» ________ 2014 г.
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания для студентов очной формы обучения
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 1 (075.8)
ББК 87 я 7
Ф 54
Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 4 от 30 июня 2014 г.
Рецензент:
С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Составители:
В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов,
С.И. Платонова, А.А. Сергеев
Ф 54 Философия:метод. указ. сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 39 с.
Методические указания включают рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, темы докладов, задания для самоконтроля, список литературы, вопросы к экзамену.
Предназначены для студ