Методика 19. Акцентуации характера
С помощью данной методики определяются акцентуации характерачеловека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека. Ниже приведены краткие описания типов акцентуированных характеров, определяемых при помощи данной методики. . Гипертимный тип.Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Циклоидный тип.Часто меняет настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимно-му типу. Самооценка нередко бывает неточной.
Лабильный тип.Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.
Астеноневротический тип.Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии — преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.
Сенситивный тип.Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость — типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип.Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.
Шизоидный тип.Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
Эпилептоидный тип.Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип.Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип.Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.
Конформный тип.Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации характеров.
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи дан-
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
ной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый,
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (табл. 18), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.
Таблица 18 Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Название списка суждений | Номера выбираемых суждений | |
наиболее характерные | наименее характерные | |
Самочувствие Настроение Сон и сновидения Пробуждение от сна Аппетит и отношение к еде Отношение к спиртным напиткам Сексуальные проблемы Отношение к одежде Отношение к родителям Отношение к друзьям Отношение к окружающим Отношение к незнакомым людям Отношение к одиночеству Отношение к будущему Отношение к новому Отношение к неудачам Отношение к приключениям и риску Отношение к критике и возражениям Отношение к лидерству Отношение к опеке и наставлениям Отношение к правилам и законам Оценка себя в детстве Отношение к школе Оценка себя в данный момент Отношение к деньгам |
Часть I. Психологическая диагностика
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа.
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный, Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К— конформный.
Оценка результатов
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.
_______ Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей_____
Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 19 Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации характера | Уровень развития акцентуаций характера | ||
низкий | средний | высокий | |
Гипертимность (Г) | 1-8 | 9-18 | 19-26 |
Циклоидность(Ц) | 1-8 | 9-18 | 19-26 |
Лабильность (Л) | 1-10 | 11-20 | 21-32 |
Лстеноневротичиость (Л) | 1-6 | 7-13 | 11-19 |
Сеиситинность (С) | 1-9 | 10-19 | 20-21 |
Психастсиичиость (II) | 1-8 | 9-16 | 17-21 |
Шизоидность (111) | 1-7 | 8-15 | 16-22 |
Эиилентоидность (Э) | 1-10 | 11-20 | 21-32 |
Истсроидность (И) | 1-10 | 11-22 | 23-33 |
Неустойчивость (II) | 1-5 | 6-12 | 13-17 |
Конформность (К) | i-:$ | 1-7 | 8-10 |
В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты .характера.
Подшкалы методики оценки акцентуаций характера сих названиями
Самочувствие
№ | Суждение | Шифр | |
Наиболее характерные | Наименее характерные | ||
1. | У меня почти всегда плохое самочувствие | А |
Часть I. Психологическая диагностика
2. | Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил | Г | |
3. | Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо | Ц | |
4. | Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день | Ц | |
5. | У меня почти всегда что-нибудь болит | АА | |
6. | Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач | ||
7. | Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей | ||
8. | Я легко переношу боль и физические страдания | Ц | |
9. | Моё самочувствие вполне удовлетворительное | НН | |
10. | У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски | С | |
11. | Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди | ||
12. | Я очень плохо переношу боль и физические страдания | ||
Настроение | |||
1. | Настроение у меня, как правило, хорошее | ГН | |
2. | Моё настроение легко меняется по незначительному поводу | п | Г |
3. | У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь | ||
4. | У меня почти всегда плохое настроение | ||
5. | Моё настроение зависит от самочувствия | ЦА | |
6. | Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается | Ш |
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
7. | У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время | ||
8. | которых достаётся окружающим У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают | ||
9. | раздражённость и гнев Малейшие неприятности сильно | ||
10. | меня огорчают Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами | СЛ | |
11. | плохого настроения Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей | ||
Сон и сновидения | |||
1. | Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения | ГН | |
2. | Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями | Э | |
3. | Я люблю помечтать перед тем, как уснуть | К | |
4. | Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём | А | |
5. 6. | Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, | ц | |
7. | тоскливые сновидения Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин | А | |
8. | Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго оп- | ||
9. | ределённое время Если меня что-то расстроило, то я | ||
10. | долго не могу уснуть Я часто вижу разные сны, то | ЛА | |
И. | радостные, то неприятные По ночам у меня иногда возника- | ||
12. | ют приступы страха Мне часто снится, что меня обижают | ||
13. | Я могу свободно регулировать свой сон |
Часть I. Психологическая диагностика
Пробуждение от сна | |||
1. | Мне трудно проснуться в назначенный час | Э | Л |
2. | Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу | К | |
3. | В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на то причины | ||
4. | Когда мне нужно, я легко просыпаюсь | ц | |
5. | Для меня утро — самое тяжёлое время суток | ||
6. | Мне часто не хочется просыпаться | ||
7. | Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне | л | |
8. | Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым | А | |
9. | Утром я встаю бодрым и энергичным | нн | |
10. | С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером | ||
11. | Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной | ||
12. | Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня | ц | |
13. | Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать | ||
Аппетити отношение к еде | |||
1. | Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть | ш | |
2. | Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть | ||
3. | Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем | А | цэ |
4. | Мой аппетит зависит от настроения |
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
5. | Я люблю лакомства и деликатесы | ЛЛП | |
6. | Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях | С | |
7. | У меня хороший аппетит, но я не обжора | ||
8. | Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение | ||
9. | Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно | ||
10. | У меня плохой аппетит | ||
11. | Я люблю сытно поесть | н | |
12. | Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде | ||
13. | Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество | ||
14. | Мне легко можно испортить аппетит | ||
15. | Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья | ||
16. | Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам | И | |
17. | Я плохо переношу голод и быстро слабею от него | ц | |
18. | Еда не доставляет мне большого удовольствия | ||
Отношение к спиртным напиткам1 | |||
1. | Моё желание выпить зависит от настроения | ц | |
2. | Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться | ||
3. | Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному | ||
4. | Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании | гг | с |
5. | Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны |
1 Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отношение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.
Часть I. Психологическая диагностика
6. | Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения | ||
7. | Я испытываю отвращение к спиртному | С | ЦЛ |
8. | Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги | ||
9. | Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии | П | |
10. | Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам | СШП | |
11. | Спиртные напитки меня пугают | И | |
12. | Выпив немного, я особенно ярко | ||
13. | воспринимаю окружающий мир Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию | Ц А | л |
Сексуальные проблемы | |||
1. | Сексуальные проблемы мало меня беспокоят | НН | |
2. | Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому че- | ||
3. | ловеку Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни | ц | |
4. | Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами без- | , | |
5. | различия и холодности Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь | НН | |
6. | При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем | ||
7. | У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать | к | |
8. | Моя застенчивость мне очень сильно мешает | ИИ | |
9. | Измены я бы никогда не простил | ||
10. | Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать |
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
11. | Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт | ЛС | |
12. | Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим | ||
13. | Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться | гл | |
14. | Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение | ЛИ | |
Отношение к одежде | |||
1. | Я люблю яркие и броские костюмы | А | |
2. | Считаю, что надо всегда быть прилично одетым | ||
3. | Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой | ||
4. | Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание | ИИ | К |
5. | Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится | АС | |
6. | Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу | К | |
7. | Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все | ||
8. | Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке | ||
9. | Я мало думаю об одежде | ||
10. | Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм | ||
11. | Я предпочитаю тёмные и серые тона | ||
12. | Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой | ||
Отношение к родителям | |||
1. | Я очень боюсь остаться без родителей | П | |
2. | Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них |
Часть 1. Психологическая диагностика
3. | Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними | ЛЛ | |
4. | В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения | ||
5. | Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни | К | |
6. | Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью | ||
7. | Я очень люблю (любил) одного из родителей | ||
8. | Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются | ||
9. | Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится | пп | |
10. | Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) сво- | ||
11. | их родителей Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю | глпэ | |
12. | Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими | ш | |
13. | Я считаю себя виноватым перед родителями | э | |
Отношение к друзьям | |||
1. | Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды | ||
2. | Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует | ||
3. | Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив | ГЦ | |
4. | Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить | к | |
5. | По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей |
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
6. | Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей | И | |
7. | Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы | СС | |
8. | Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям | ||
9. | Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне | ||
10. | Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них | ||
11. | Я не могу найти себе друга по душе | ||
12. | У меня нет никакого желания иметь друга | ||
13. | Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их | ||
14. | Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с | ||
15. | друзьями Я люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним | Л А | |
Отношение к окружающим | |||
1. | Я окружён глупцами, невеждами и завистниками | ||
2. | Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня | Э | |
3. | В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят | ||
4. | Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих | ||
5. | Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничем плохого | ||
6. | Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока | ||
7. | Я легко схожусь с людьми в любой обстановке | Г | С |
8. | Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе |
Часть I. Психологическая диагностика
9. | Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним | ||
10. | Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь | С | |
11. | Я часто подолгу размышляю: правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих | ||
12. | Людское общество меня быстро утомляет и раздражает | ||
13. | От окружающих я стараюсь держаться подальше | П | |
14. | Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими | ||
15. | Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чём-то плохом | ||
16. | Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня | ||
Отношение к незнакомым людям | |||
1. | Я отношусь насторожённо к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла | ЭЭ | Г |
2. | Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию | ЭЭ | |
3. | Я избегаю новых знакомств | ||
4. | Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу | ||
5. | Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём люди | ||
6. | Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом | ||
7. | Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним | ||
8. | Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык | Ц | пг |
9. | Я охотно и легко завожу новые знакомства | ГЦ | с |
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
10. | Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется | ||
и. | В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств | ||
12. | Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым | СС | |
Отношение к одиночеству | |||
1. | Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива | Н | ШШ |
2. | В одиночестве я чувствую себя спокойнее | СШШ | |
3. 4. | Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество | ГЭН ЛА | спшшш |
5. | В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником | ЭИ | |
6. 7. | В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному | ||
8. | Я не боюсь одиночества | Ш | |
9. | Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве | ||
10. | Я люблю одиночество | ||
11. | Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями | Л | |
Отношение к будущему | |||
1. | Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач | ||
2. | Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным | ||
3. | Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим | ||
4. | В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья |
Часть I. Психологическая диагностика
5. | Я убеждён, что в будущем исполнятся мои желания и планы | ГГ | |
6. | Я не люблю много думать о своём будущем | ||
7. | Моё отношение к будущему часто и быстро меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным | П | |
8. | Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания | Э | |
9. | Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем | ||
10. | Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить | П | |
11. | Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту | ||
12. | Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется моё будущее | ||
13. | Периодами моё будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным | ||
Отношение к новому | |||
1. | Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их бояться и избегать | ||
2. | Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит | ||
3. | Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг | ||
4. | У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их | ||
5. | Я люблю сам придумывать новое, всё переиначивать и делать по-своему, не так, как все | Ш | |
6. | Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает | Э |
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
•2 | |||
7. | Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок | И | |
8. | Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает | ||
9. | Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее | ЛЭ | |
10. | Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам | ПШШЭ | |
Отношение к неудачам | |||
1. | Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи | Ш | ппэ |
2. | Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки | ЭЭ | |
3. | Неудачи приводят меня в отчаяние | Э | |
.4. | Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей | ||
5. | Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так | И | |
6. | Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать | ||
7. | Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным | ЭЭ | |
8. | При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться | л | |
9. | Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьёзные неприятности я переношу стойко | ||
10. | Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя | П | ц |
11. | Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание | ||
12. | При неудачах я ещё больше мечтаю о свершении своих желаний | ||
13. | Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться | К |
Часть I. Психологическая диагностика
Отношение к приключениям и риску | |||
1. | Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск | Г | сс |
2. | Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть | с | |
3. | Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства | с | |
4. | Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе | ||
5. | Приключения я люблю только весёлые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю | ||
6. | Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства | ||
7. | Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достаётся первая роль | г |