Вопрос № 6. Проблема бытия в античной философии.
Понятие «бытия» и сейчас является одной из основных философских категорий, но она по-разному понимается в разных философских направлениях. У материалистов бытие имеет объективный характер (т.е бытие – это только материальное бытие: вещи, производственные отношения, носящие объективный характер). А у ряда субъективно-идеалистических концепций - субъективный характер (бытие – поток сознания, переживаний). По Хайдеггеру бытие – поток сознания, переживаний. Т.е. у Маркса и Хайдеггера разный смысл слова «бытие».
В самых первых философских школах, например, в Милеете, бытие сводилось к определенным видам вещества (вода, огонь, земля и т.д.). Постепенно представления об основах бытия приобретают более абстрактный характер. Например, Демокрит с его теорией атомов; Анаксагор и его апейрон.
В период классики – идея бытия как субстанции. Идея – понятие, в котором выражена некоторая сущность. Последняя может обозначаться различными словами – синонимами. Для идеи, понятия субстанции не имеет значение вербальное выражение, т.к. содержание этой идеи семантически константно. Субстанция – бытие вне себя ничем не обусловленное, причина самого себя. Такова идея субстанции, ее автор – Аристотель создал такого рода понятие, видимо, под влиянием идеи полиса, т.к. полис не имеет внешних причин существования и произрастает сам из себя (полис - прообраз идеи субстанции).
В античной философии принято выделять 2 типа бытия:
1.устойчивое, вечное, неизменное
2. изменчивое, зависимое, бренное
Выделяется теория эйдосов Платона. Эйдосы – идеи, их бытие вечно. А изменчиво и конечно бытие вещей.
Характерно соответствие между бытием и мышлением.
Аристотель – античный предшественник европейского материализма, хотя во многом его представления о материи носили менее буквальный характер. У Аристотеля материя – ничто.
Вопрос № 7. Проблемы познания в античной философии.
В античной гносеологии, как и в онтологии, выделяется 2 вида знаний:
1. знание устойчивое, неизменное, сущностное (эпистема – знание в понятиях, т.е. сущностное).
2. знание случайное, изменчивое, неустойчивое – докса (мнение толпы). Поэтому считалось, что лучшие правители - философы, а демократия – одна из худших форм правления.
Софисты исследовали субъективную сторону процесса познания (зависимость истины от субъекта). Они подошли к проблеме метода, т.к. исследовали феномен зависимости истины от способа ее получения.
Большое внимание уделялось соотношению знания и нравственности: приоритеты отдавались мудрости, т.е. знанию, освещенному добродетелью. Нравственное качество знания характеризуется как дианойя.
Ксенофан утверждал: «Бытие и мышление едины». Истина рассматривалась античными философами как алетея, т.е. «несокрытость», они считали, что бытие открывается мышлению в познании.
Сократ говорил: «Знание – основа добродетели», т.к. свободным и счастливым может быть лишь тот, кто поступает в соответствии с законами мироздания. А эти законы доступны лишь разуму. Отсюда следует, что для этих философов «жить по природе» = «жить по разуму».
Вопрос №8. Этика киников и киренаиков.
От слова «киник» произошло слово «циник».
Киники – сообщество, пропагандирующее среди граждан полиса следующие идеи:
1. чтобы быть свободным и счастливым (т.е. достичь блага добродетели) нужно жить по природе и отказаться от того, что не является крайне необходимым (нужен упрощенный жизненный уклад, отказ от роскоши). Их логика заключалась в том, что человек несчастен от того, что боится потерять что-либо.
2. придерживались вольных нравов (иногда это доходило до эпатажа).
Но не стоит сводить идеи киников только к внешним проявлениям их античных носителей. На самом деле это были интеллектуалы высокого класса.
Киренаики – придерживались следующих позиций:
1. человек похож на осажденную крепость: его осаждают собственные страсти и вожделения.
2. чтобы быть свободным и счастливым нужно быть независимым от наслаждений, но если есть такая возможность, то пользоваться ими.
Аристип – основоположник течения киренаиков, мог своим выступлением заработать деньги.
Этические традиции киников и киренаиков не утратили своего значения до сих пор. Эти школы называют сократовскими, т.к. их исходные позиции философствования - сократовские.
Вопрос №9. Этика Эпикура.
1. человека делают несчастным аффекты (страсти). Они действуют разрушительно, особенно аффект страха смерти.
2. смысл и цель человеческой жизни – достичь состояния невозмутимости (атараксии). Путь к атараксии – философствование в сообществе единомышленников (беседа). В Римской империи идеи эпикуреизма понимались превратно (искаженно), т.е. делали акцент на роскошь.
3. чтобы освободиться от разрушительного влияния аффектов, Эпикур предлагал мудрость, философию, т.к., с его т.з., самой мощной страстью является страсть познания и она способна уравновесить все другие страсти и защитить человека от их разрушительного воздействия ( «Не плакать, не смеяться, но понимать») - такую трактовку получила идея Эпикура в Европе по Спинозе.
4. воззрения Эпикура очень полно отражали особенности античного менталитета.
Вопрос №10. Этика стоиков.
- судьба человека предопределена и не может быть изменена.
- но человек свободен, т.к. не имея возможности изменить ход событий, он может изменить свое отношение к ним, т.е. человек свободен внутренне.
- этика стоиков – философия человеческого достоинства, внутренней личностной автономии, суверенности личности. Стоики учили развивать 4 добродетели и изгонять 4 порока.
- идеи стоиков оказали большое влияние на развитие европейского правосознания. Этические традиции стоицизма нашли свое проявления в нравственных традициях Европы. Это подтверждает высказывание Марии Антуанетты: «Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить». Сенека в своих новеллах дал иллюстрацию стоической этики.
- цель жизни – достижение апатии (умения владеть своими чувствами и средствами их выражения).