Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), ее проблемы (Витген-штейн Л. Философские исследования»).
Близко по идеям к позитивизму, особенно к логическому.
Предпосылки:1)логический поворот, т.е. в конце 19в. произошел взрыв на фронте логики, появляются несколько вариантов логики в т.ч. математическая; 2)лингвистический поворот - со 2-ой пол. 19.в. лингвистика становится на ноги.
Готлоб Фреге(нем. логик, математик 19-20вв) – отец аналитического движения.
1) Предметом логики являются мысли, которые пребывают в особом объективном мире.
1-объективная реальность {2-мир сознаний 3-мир мыслей}-научное мышление
Пример: Т Пифагора, Фреге утверждает, что такие мысли сущ-ют сами по себе (как эйдосы Платона). Эти мысли от людей не зависят и сущ-ют вечно→это особый мир.
2) Научное мышление – это формулирование мыслей на языке. Мысль не изобретена, она лишь получила языковую оболочку.
3) Современная логика должна различать значение и смысл. Треугольник Фреге: вершины-1: имя (знак), 2: значение, всегда имеет отношение к денотату (реальному предмету); 3: смысл (значение, которое относится к др. знаниям в языковом контексте).
У некоторых имен м.б. смысл, но нет значения (пегас – нет денотата, но есть смысл).
Альфред Тарский (польский логик 20в.)
1) Языковые описания истинны, если они соответствуют фактам. Истинное знание и факты надо сделать элементами языка.
2) Если факт представлен объектным языком, то истина существует в метаязыке. «Предложение «снег бел» истинно тогда, когда снег бел». Снег бел-факт, объектный язык. Вся конструкция-это истина, выраженная в метаязыке.
Бэртран Рассел (брит. логик, математик, философ, 1872-1970)
«Человеческое познание: его сферы и границы».
1) Надо различать имя и дескрипцию (описание). Пример: В.Скотт не подписал своим именем роман «Беверли», т.к. был успех, то он стал подписываться Беверли. Вопрос: является ли Скотт автором «Беверли». Скотт-имя, автор «Беверли»-уточняющее описание.
2) Все парадоксы не различают объектный язык и метаязык. Пример: Парадокс. В деревне всех мужчин, кот. не бреются сами бреет парикмахер. Кто бреет парикмахера? → Нужно разделить: парикмахер бреется сам- объектный язык, все мужчины, кот. не бреются сами, их бреет парик. – метаязык.
Если разделить об.язык и метаязык, то все парадоксы разрешаются→истинное предложение ничего не может говорить осебе.
3) Научное знание следует конструировать из атомарных предложений, выстраивал молекулярные высказывания. Пример: Сократ-гражданин Афин; Сократ-муж Ксантиппы → Сократ-афинянин и муж Ксантиппы.
4) Логический атомизм способен устранить путаницу фил-ких трактатов. Упрекает философов: 1.запутанные и явно нелогические ходы; 2.философы полюб-ся образ приписывают всему миру (были деньги и утекли→все течет).
Людвиг Витгенштейн(австробританский фил. 19-20вв)
«Логикофилософский трактат»-ранний В; «Философские исследования» - поздний В. Ранний В(как указать мухе (философу) выход из мухоловки).
1) Структура логики и языка подобна структуре внешнего мира. В мире – объекты (простые и постоянные элементы) и факты (события, состоящие из объектов). Если знание – картина фактов, то язык имеет некартинный характер. Язык сугубо субъективен, т.к. это наши одежды для знаний. Логика – это не теория, а выражение внутренней связности языка. Назначение логики – придать порядок языку.
2) Философия д. стать не теорией, а деятельностью по логическому прояснению мыслей. Этим должна заняться аналитическая философия.
3) Поздний В. В жизненных коммуникациях важна семантика и особенно прагматика языка. Есть синтаксис, семантика (отношение языка к реальности), прагматика (употребление языка в конкретных ситуациях). Роль языка без прагматики не ясна.
4) За иллюзией единого языка скрывается богатый мир речевых практик и речевых игр. Немногие языковые правила дают бесчисленное количество вариаций при реал. общении.
5) Языковые игры обнаруживают семейное сходство.
6) Дело философии – лечить языковые болезни. Все фил-кие болезни – это логическая путаница (некот. слова фиксируют несущ-щие объекты (идеи Платона); частные слова делать универсальными смыслами; реалиям предлагать неподходящее контексту употребление (апории Зенона)). Приемы терапии: скрытую бессмыслицу представлять явным абсурдом; запутанные выражения прояснять; сложные имена заменять естественными символами.
31. Постпозитивизм: К. Поппер, эволюционная эпистемология (Поппер К. «Объективное знание»).
Карп Поппер (20-ый век)
Его учение называется критический рационализм «Логика научного исследования».
Познание развивается в ходе эволюции жизни(эволюционная эпистимиология).Древо жизни и древо познания совпадают. Все живое познается через собственную активность.
Выделим два аспекта:
Ø Бадейная теория отражения ошибочна. Знания воспринимаются не через органы чувств, а через активность.
Ø Интеллект работает, как прожектор. Человек его направляет даже на себя.
Ø Все продукты познания - погрешимы (фаллибилизм)
§ в познании лучше ориентироваться не на истину, а на заблуждение;
§ все научные знания изменчивы и относительны. (Поппер: «Знания - это реки»).
«Все элементы науки - это сваи, забитые в болоте».
«Познание начинается не с восприятия фактов, а с вопрошания».
Цикл Поппера начинается с проблемы. Теория создается не на пути индукции, а в форме выдвижения рискованных гипотез. Индуктивное обобщение скрывает за собой гипотезу(пробное, возможно, ошибочное знание).
Фальсификация в науке эффективнее верификации.
Фальсификация предполагает рациональную критическую дискуссию ученых. Место науки трех мирах:
Мир информации
(знания) объективно Сознание человека
Мир объективной вынесенное
Реальности
Основное местопребывание
Науки Наука в своих истоках
Предмет науки рождается
Именно в третьем мире возникают проблемы, именно третий мир позволяет проводить фальсификацию(критическую дискуссию).