Психодиагностического обследования
ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ
Психодиагностические данные, полученные в результате комплексного обследования ребёнка по всем описанным в этой главе
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
методикам, вносятся в специальную Карту индивидуального психологического развития ребёнка, представленную далее (табл. 4) в виде образца (с продолжением на следующих страницах). Эта карта содержит в себе частные показатели, относящиеся к различным психологическим качествам и полученные при помощи всех описанных выше методик. Последовательность представления этих показателей в карте такая же, как и в тексте данной главы.
В заголовках отдельных граф Карты индивидуального психологического развития ребёнка названы методики, описанные в тексте, а также те психологические свойства, которые оцениваются при помощи этих методик.
Справа сверху и в начале карты пишутся, соответственно, имя и фамилия ребёнка, его возраст и группа (если ребёнок учится или воспитывается в детской группе, посещая какое-либо дошкольное учебно-воспитательное учреждение).
В строки Карты индивидуального психологического развития вносятся данные, полученные о ребёнке в ходе его повторных обследований. При этом обязательно указывается дата очередного обследования.
ИТОГОВАЯ, ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Уровень психологического развития ребёнка-дошкольника на основе его комплексной психодиагностики оценивается как в общем, по всем частным методическим показателям, вместе взятым (показателям, полученным по 30 описанным методикам), так и по трём группам свойств, рассматриваемых в отдельности. Это познавательные процессы (п. 1-25 Карты индивидуального психологического развития); личностные свойства (п. 26-28); межличностные отношения (п. 29-40).
В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных .психологических свойств:
Карта индивидуального психологического развития ребёнка
Фамилия и имя ребёнка___________________
Таблица 4
Возраст ребёнка (к моменту первого обследования)_
Группа детского сада (или иного дошкольного учреждения)_
Дата обследования | Восприятие | Внимание | |||
"Чего не хватает на этих рисунках?" | "Узнай, кто это" | "Какие предметы спрятаны в врисунке?' | "Чем залатать коврик?" | "Найди и вычеркни" | |
Пгюдукгивносгь | Устойчивость | ||||
Таблица 4 (продолжение)
Внимание | Воображение | Память | |||||||
Узнавание | Запоминание и воспроизведение | ||||||||
"Проставь значки" | "Запомни и расставь точки" | "Придумай рассказ" | "Нарисуй что-нибудь" | "Придумай игру" | "Узнай фигуру" | "Запомни рисунки" | "Запомни цифры" | "Выучи все слова | |
Оперативная память | Кратковр. зрительная память (объём) | Кратковр. слуховая память (объём) | Динамика заучивания | ||||||
Переключение и распределение | Объём | ||||||||
И | |||||||||
Таблица 4 (продолжение)
ел
Мышление | Речь | |||||||||
Образно-логическое | Наглядно-действенное | "Назови слова" | "Расскажи по картинке" | |||||||
"Нелепицы" | "Времена года" | "Что здесь лишнее?" | "Кому чего недостаёт?" | "Раздели на группы | "Обведи контур | "Пройди лабиринт" | "Воспроизведи рисунок" | "Вырежь фигуры" | ||
J
Таблица 4 (продолжение)
СЛ
со
Личностные особенности | Межличностные отношения | "Выбор в действии" | ||||||||||||
"Запомни ивоспро- изведи рисунок" | "Выбери нужное лицо" | "Какой Я?" | доброта | внимательность | правдивость | вежливость | общительность | щедрость | готовность прийти на помощь | справедливость | жизнерадостность | ответственность | общая оценка | социометрический статус |
Мотив достижения успехов | Тревожность | Самооценка | ||||||||||||
1,0 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 1,0 | 0,7 | 0,9 | ||||||
Часть 1. Психологическая диагностика
10 баллов— очень высокий уровень развития. 8-9 баллов— высокий уровень развития. 4-7 баллов— средний уровень развития. 2-3 балла— низкий уровень развития. 0-1 балл— очень низкий уровень развития.
Контрольные вопросы
1.Психологические особенности детей-дошкольников, ограничивающие возможности применения к ним некоторых психодиагностических методик.
2. Почему по отношению к детям-дошкольникам не всегда можно использовать тееты-опросники?
3. Чем отличается психодиагностика детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста?
4. Почему необходима и в чем состоит адаптация психодиагностических методов к детям дошкольного возраста?
5. Что означает стандартизация психодиагностических методик?
6. Методы психодиагностики восприятия детей-дошкольников.
7. Методы психодиагностики внимания детей-дошкольников.
8. Методы психодиагностики воображения детей-дошкольников.
9. Методы психодиагностики памяти детей-дошкольников.
10. Методы психодиагностики мышления детей-дошкольников.
11. Методы психодиагностики индивидуально-личностных особенностей дошкольников.
12. Методы психодиагностики коммуникативных качеств личности и межличностных отношений ребенка-дошкольника.
13. Подведение итогов и представление результатов комплексной психодиагностики детей дошкольного возраста.
14. Характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника на основе проведенной его комплексной психодиагностики.
15. Карта индивидуального психологического развития ребенка-дошкольника.
_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_
Практические занятия
1. Взять какой-либо психологический тест, предназначенный для психодиагностики взрослых людей, и оценить возможность его применения для обследования детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ответить на вопрос о том, что нужно изменить в данном тесте для того, чтобы он стал пригоден для психодиагностики детей соответствующего возраста.
2. Провести психодиагностику восприятия ребенка дошкольного возраста, обработать результаты и сделать выводы об уровне развития восприятия у данного ребенка.
3. Провести психодиагностику внимания ребенка-дошкольника, обработать и интерпретировать результаты. Построить соответствующие графики.
4. Исследовать при помощи описанных методик воображение ребенка-дошкольника. Оценить его уровень развития.
5. Изучить память ребенка-дошкольника при помощи описанных в данной главе методик. Определить уровень развития памяти, сделать соответствующие выводы.
6. Произвести комплексную психодиагностику мышления ребенка. Определить у него уровень развития мышления.
7. Изучить особенности речи ребенка. Сделать о нем соответствующие выводы и рекомендации.
8. Исследовать индивидуально-личностные особенности ребенка, его самооценку, мотивацию достижения успехов. Сделать соответствующие выводы об уровне его личностного развития.
9. Исследовать группу детей при помощи методики «Выбор в действии». Определить социометрический статус каждого ребенка. Выявить лидера в детской группе.