Раздел 7 Проблема динамики научного познания.

Становление и развитие научной теории от статической к динамической модели. Теоретическая схема, проблемы генезиса и обоснования, конструктивная обоснованность. Модель развития научных теорий, проверка и принятие научной теории, эмпириечские и неэмпирические аспекты проверки, стадии проверки М.Бонге: метатеоретическая, интертеоретическя., философская и эмпирическая. Тезис Дюгема-Куайна по проблеме проверки теории. Принятие и подтверждение теории. Единство репродуктивной и творческой деятельности как основа научного познания. Социологическое и историческое измерение научного познания. Проблема введения и применения теории научного знания. Дисциплинарная матрица, научная парадигма, нормальная наука, научные революции как смена научных парадигм, парадигмальность развития, роста знания (Т.Кун). Проблема рациональности, ее типологии, преемственности и прерывности научного знания, несоизмеримость и соизмеримость теории. Интертеоретические отношения, кумулятивные и некумулятивные формы динамики знания. Крупные и малые изменения в науке. Типология крупных изменений, научная дисциплина как их носитель.

Методология науки и творчества. Проблема начала: от гипотезы к факту или от факта к гипотезе. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход. Интуитивное, неосознанное и сознательное, социальное и психологическое в мотивации творчества. Социокультурное, индивидуальное.

Тема 8 Методологические проблемы гуманитарных наук.

Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания. Особое место сознания в системе гуманитарного знания. Принципиальная одухотворенность бытия человека. Проблема методологического монизма, понимание вхождения, погружения в социокультурную среду. Специфика объекта исследования. Диалог с изучаемой культурой, определение базиса исходного понимания и интерпретативная практика. Цели гуманитарного познания: исследование и установление общего и универсального в познании индивидуального, уникального. Расширение и углубление уровня понимания явлений человеческой жизни. Особенности гуманитарного знания: смысложизненное значение, социальная значимость, общекультурная направленность. Функции: критическая, апологическая, эмансипирующая, раскрепощающая, идеологическая, воспитательная, адаптивно-социализаторская, общественно-преобразовательная. Современный интерпретативный поворот в гуманитарных науках. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей). Проблема понимания, несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания: радикальная, антиметодологическая позиция (И.Гадамер, Ж.Деррида); сдержанный релятивизм, новое обоснование рациональности (Р. Хаеар, К.-О.Апель, Ю. Хабермас) Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический. Специальные методы: наблюдение в его специальной инвариантности, симуляционный метод, интервьюирование, анкетирование, свободная беседа, вопрос-на-ответ, тестовый метод, изучение документов, контент-анализ (анализ содержания), социометрика, биомедицинские исследования, эксперименты специальных видов, активное вмешательство, клинический метод. Общенаучные методы социогуманитарного исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, их принципиальная «теоретическая» нагруженность. Теоретические методы: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, идеальная типизация, моделирование, генетический метод, системный и комплексный подходы, структурно-функциональный, вероятностно-статистический; философские: рефлексия, умозрение, интерпретация, истинности как соответствие действительности. Антропоморфизм и проблемы деантропоморфизации.

Тема 9 Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.

Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий. Анализ, реконструкция социального в условиях принципиально неполной определенности: ограничения по базису неполных установок; ограничения трудности по блоку взаимоотношений исследователь-объект, взаимозависимости и взаимовлияние; чрезвычайная сложность объекта, ограничение наблюдаемости, обозреваемости явления как целостности, «мозаичность», возможность вертуализации социогуманитарного знания.

Гуманитарное знание и философия (эвристически плодотворное философствование), тенденция сближения. Экспериментальное и неэкспериментальное (качвественное), количественныве и качественные методы, проблемы преодоления нарастание эклектизма и плюрализма интерпретаций в современном социопознании. Социальное познание и вопросы видения стратегии развития, обретения общности смысла познания на основе критического аргументированного диалога, рационального сближения исследовательских стратегий. Решение проблем рациональности научности определения метафизических платформ. Смысла жизненноважных ориентиров человека, общества, человечества и их развития; фундаментальных ценностей и ориентаций, определяющих и направляющих познавательный интерес и саму направленность гуманитарной науки. Проблема человекомерности социального, искусственного и естественного в мире.

Наши рекомендации