Постклассическая философия и основные исследовательские программы.
Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.
Особенности постклассики:
- в центре внимания человек (внутренний мир, общественные контакты, культура, наука и т.п.);
- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности;
- разум привносится в абсурдный мир самим человеком;
- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;
- все вероятностно (всюду случайности);
- познание – во многом результат свободного творчества познающего;
- релятивизм (истина всегда относительна);
- ориентация на практический результат;
- критика прогресса;
- у каждого общества специфическое развитие.
Основные исследовательские программы:
Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор, согласно учению которого у каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее необходимо выявлять и проявлять.
Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают.
Ницше: за торжество творческой воли к власти и господство сверхлюдей.
Позитивизм: Классический (вторая половина XIX в. – Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. – Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя – следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов и просто излишних. Неопозитивизм(Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки, верификация (только проверяемое уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины – результат соглашений научных мэтров). Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи).
Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику изменения мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, – совокупность общественных отношений.
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: книгу «Триада (размышления о марксизме)».
Психологизм (экзистенциализм, феноменализм, персонализм, герменевтика и философская антропология, а именно: Гуссерль, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора). Рассмотрение «пограничных ситуаций» - наивысшего душевного напряжения (в том числе под угрозой), проявляющего самые глубинные потребности данной индивидуальности.
Структурализм и постструктурализм (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко): выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. Всё большей частью сводится к языковым структурам. По мере развития этого учения его внимание чаще переключается с языка на другие контексты.
Постмодернизм– всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.
ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ содержит ответы на вопросы № 11-13 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «11. Марксизм и его место в философской традиции», «12. Позитивистская традиция в западной философии XX века», «13. Проблема человека в философии экзистенциализма».
КОММЕНТАРИЙ:Важно знать, но особо не выпячивать, тот факт, что подавляющее большинство так называемых «неклассических (постклассических) философов», всячески отмежевывалось от «философии», как от чего-то нелепого и давно устаревшего. Да и доктрины указанных лиц авторы описали такими малоподходящими ярлыками, что лучше на время экзамена забыть прочитанные произведения «не- и пост-классиков», а вызубрить джентльменский набор ярлычков, близких душе экзаменаторов.
А после экзамена можно посмеяться над тем, что, объявив единственной общей чертой постклассики – критическое отношение к классике, авторы тут же составили длинный перечень общих черт.
ДОПОЛНЕНИЕ:Кроме того, прилагаем следующие материалы: