Краткий обзор четырех уровней научения
Итак, Бейтсон выделяет следующие уровни научения.
• Научение 0— это отсутствие изменения. Оно включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются «внутри ящика», — это привычки, сопротивление, инерция.
• Научение I— это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь расширить способности отдельной группы или организации, они все еще остаются «внутри ящика»; это может быть развитие и усовершенствование новых приемов и способностей. Научение I — это задача коу-чинга и обучения.
• Научение II—- это быстрое, резкое, изменение. Оно предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа «ящика» на другой, скажем, изменение в политике, ценностях или приоритетах. Научению II лучше всего способствует процесс менторства.
• Научение III— это эволюционное изменение. Оно характеризуется существенными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности человека, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они находятся не только вне «ящика», но и вне «здания», это, например, смена роли, марки или идентичности. Изменения на этом уровне требуют эффективного спонсорства.
• Научение IV— это революционное изменение. Оно предполагает пробуждение к чему-то полностью новому, уникальному и преобразующему. На уровне Научения IV человек, группа или организация находятся вне «ящика» или «здания» и в новом мире, что характеризуется, например, полностью новыми реакциями, технологиями или способностями, которые открывают дверь к ранее неизвестным и не отмеченным на карте возможностям.
Уровни научения Бейтсона обеспечиваю еще одну очень полезную дорожную карту для коучей, пытающихся помочь клиентам. Новые цели и потребность в изменении, порожденные изменениями в окружении, вынуждают клиентов противостоять формам поведения и паттернам, упрочившимся на уровне Научения 0. При этом встает вопрос о том, на каких уровнях (I, II, III или IV) должно произойти научение, чтобы клиент достиг своих целей и переместился из своего текущего состояния к желаемому.
Очевидно, каждый тип жизненных ситуаций и переходов требует определенных уровней научения. Важно уметь идентифицировать требующийся для клиента уровень (уровни) научения, чтобы достичь его желаемого состояния, а также применить соответствующий подход и оказать поддержку, которые помогут осуществить научение требуемого уровня. Часто человек и организации неосознанно пытаются применить Научение I для решения проблем, требующих Научения II или III. В лучшем случае это неэффективно, а иногда даже ухудшает ситуацию.
Некоторые проблемы и цели будут требовать научения на нескольких или всех уровнях. Осуществление больших жизненных изменений и освобождение от двойных связей явно требует адаптации на нескольких уровнях научения, иногда включая Научение IV. Другая типичная проблема клиентов, требующая задействовать многие уровни научения и изменения, — это обновление «стратегий выживания».
Стратегии выживания
Стратегии выживания — глубокие и часто неосознанные внутренние паттерны, которые обычно формируются в очень раннем возрасте. Обычные стратегии выживания — реакции типа «бей» (нападение), «беги» (избегание) или «замри» (паралич). Стратегии выживания составляют часть нашего глубинного программирования и действуют как своего рода фундаментальная метапрограмма, которая формирует наш подход к жизни и отношениям с людьми. Это часть самых глубоких программ, которые связывают нас с другими животными и развились из подобных программ у животных. Определенные стратегии выживания должны формироваться у любого существа.
Эти фундаментальные стратегии могут принимать в нашей повседневной жизни различные формы, например, мы можем ощущать потребность съежиться, стремление стать маленьким и невидимым, незаметным, диссоциированным от чувств, покорным, пассивным, желание улестить агрессора, веру в необходимость любой ценой стоять на своем и т. д. Во многих случаях «выживание» выходит за рамки физического выживания и включает сохранение или защиту чувства идентичности и личной целостности, ключевых убеждений и ценностей, существенных ролей и отношений, которым мы посвятили себя, и т. д.
Как и в случае с любыми другими стратегиями, лучше всего иметь целый диапазон стратегий выживания и гибко применять их в соответствии с контекстом. Однако часто мы застреваем на одной стратегии или слишком обобщаем ее эффективность. Это приводит к неуместным действиям и часто дает парадоксальный результат, когда мы фактически обостряем ситуацию и в некотором отношении подвергаем себя еще большему риску.
В качестве аналогии, известно, что при столкновении с тем или иным типом хищных млекопитающих более эффективны определенные стратегии выживания. Например, если на вас напал медведь, лучше лечь, не двигаться и притвориться мертвым. С другой стороны, если к вам приближается горный лев, лучше не сдавать ему позиций, казаться насколько возможно большим и медленно пятиться назад. Попытка использовать стратегию, не подходящую для данного животного, может привести к печальным последствиям (а попытка убежать от хищника вряд ли будет эффективной в любой ситуации).
Таким образом, важно периодически пересматривать, обогащать и модернизировать наши стратегии выживания, расширяя варианты выбора, чтобы включить такие новые возможности, как сосредоточение, принятие, прощение, обязательность и изменчивость. Поскольку стратегии выживания настолько глубоки и важны для нашего существования, их изменение — вопрос не просто поверхностных корректировок. Обновление стратегий выживания предполагает пересмотр
ключевых жизненных ситуаций и осуществляемое на нескольких уровнях привнесение в эти переживания новых ресурсов.