Перспективы развития науки XXI в.
План изложения:1. Познание объективных тенденций (законов и возможностей) развития природы и общества как основа прогностической функция философии и частных наук
2. Концепция ЕЗМП и прогнозы развития науки в XXI веке: междисциплинарность, субфизика, постиндустриальный переход и глобальнные проблемы
Постнеклассическая наука 70-е гг. 20 в. – настоящее время Принципы постнеклассической науки
● Ориентация на исследование сложных «человекоразмерных», самоорганизующихся систем (человек-природа, человек-техника - природа, человек-человек)
● Бурное развитие междисциплинарных подходов, пограничных и комплексных наук – «проблемно-ориентированное знание» (в связи с дальнейшим развитием всеобщего труда)
Главные характеристики современной науки:
1. Принцип развития - фундаментальный и применяется во всех науках. Развитие - универсальный и глобальный процесс. Современная наука глубоко диалектизирована.
2. Системность, подчинённость ЕЗМП.
3. Антропность, человекомерность. Сильный антропный принцип - это ЕЗМП, человек необходимо возникает. Слабый – то, что физические константы такие, что бы человек мог возникнуть, стоит одно изменить и человека уже не будет.
4. Эволюционность процессов в форме самоорганизации сложных систем (синергетика). Всем системам присущи процессы самоорганизации.
Прогнозы в философии успешны, так как их авторы адекватно отражают объективные тенденции природы и общества. Таблица Менделеева – многое количество элементов неизвестно, но они открываются – прогностистическая функция философии и частных наук. Ленин предсказал развитие физики.
Научная философия предсказывает открытие субфизических форм материи (потому что фундаментальных форм материи много, а мы знаем только 4 последних).
Научная философия говорит о развитии междисциплинарности – все точки роста находятся на границе дисциплин, на пограничности ярче представлены закономерности.
Социально-гуманитарные науки сосредотачиваются на изучении постиндустриального перехода в условиях прогрессирующего научного труда.
Этические проблемы науки:
● Авторства научных открытий и плагиата
● Ответственность только за истинность знаний, а не за последствия их использования (атомная бомба)
К глобальным проблемам XXI в. следует отнести: угроза ядерной войны и исчезновения человечества в результате Третьей мировой войны; экологическая катастрофа; исчерпаемость ресурсов планеты; проблемы социального неравенства (“1% населения владеет 99% денежными ресурсами” Внутских); демографическая проблема (в развитых странах идет депопуляция населения, в отсталых - перенаселение); проблема освоения космоса (“Космос должны осваивать государства с их огромными ресурсами, а не энтузиасты-одиночки” Нил Деграсс Тайсон, американский физик); неспособность современных экономистов уяснить отход от товарно-денежных отношений в постиндустриальном обществе; моральная и этическая деградация (“Сегодня в обществе, как отмечают постмодернисты, идет замена потребностей человека. Потребление стало способом фиксации социального статуса человека взамен его интеллектуального и морального развития.” Мусаелян)
Орлов отмечает, что сегодня явственно виден отход от объективного взгляда на мир и самого человека (“Идет погружение в фантастический иллюзорный мир грезящего идеализма, религии, мистики и суеверий, угрожающий интеллектуальным регрессом и деградацией”).
При ответе на вопрос также можно упомянуть: Римский клуб (ученые, занимающиеся прогнозами будущего, специалисты-футурологи: Печчеи, Форрестер, Меддоуз (работа “Пределы роста”, её упомянул Орлов в своей книге; Бестужев-Лада). При ответе на вопрос об освоении космоса можно начать с Циолковского и его идеи об эволюции человечества и распространении разума в космосе. Также стоит упомянуть Стивена Хокинга, Илона Маска из современных.
44. Наука как социальный институт. Возникновение университетов. Научные сообщества. Организация и управление наукой в СССР и России. Роль государства в развитии науки. Проблема реформирования системы научных учреждений.
План изложения:1. Структура науки как социального института
2. Первые университеты. Начало институционализации науки: академии наук и светские университеты
3. Способ трансляции и закрепления научных знаний, способ воспроизводства научных кадров в науке 17-18, 19, 20-21 вв.
4. Институциональный кризис науки конца 20 – начала 21 вв.: снижение финансирования и коммодификация науки, старение кадров, потеря наукой главной функции на фоне разложения научных кадров, «университет совершенства» и «руины» классического университета.
1. Наука как социальный институт – один из трех аспектов науки:
Первый – наука – это деятельность по производству объективно-истинных, т.е. практически доказанных знаний;
Второй – наука - социальный институт;
Третий – наука – это форма общественного сознания – приблизительно верное отражение объективного процесса развития науки сознанием отдельных исследователей, научного сообщества, обществом в целом.
Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Наука как социальный институт включает в себя:
• Совокупность знаний и их носителей
• Учреждения и организации, средства познания
• Систему форм контроля, экспертизы, и оценки научных достижений
• Систему санкций за недобросовестность и др. компоненты
2. Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической̆ автономии, разработаны демократические правила управления высшей̆ школой̆ и ее внутренней̆ жизнью. Институциализация науки начинается в конце 17 века. Первые Университеты перестают быть теологическими по сути, появляются новые университеты (в том числе – МГУ, 1755г.). Появляются первые Академии наук: Лондонское королевское общество – 1660; Французская АН – 1666; Берлинская АН – 1700; Санкт-Петербургская АН – 1724.
Формируется научное сообщество - важная форма организации современной̆ науки. Сообщество неоднородно, оно состоит из множества специализированных по дисциплинам сообществ различающихся специальностью и сходной̆ научной̆ подготовкой̆. На рубеже XIX-XX веков возникает новый̆ способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории. В середине XX века формой̆ организации науки в нашй стране становятся НИИ, на базе которых создаются научные центры.
3.
17- 18 вв. | |
Способ трансляции и закрепления научных знаний | Книги и переписка членов «Республики ученых» (научных сообществ). Целостная картина мироздания – результат. Язык – латынь. |
Способ воспроизводства субъекта научной деятельности (научных кадров) | Университеты, учитель-ученик |
18-19 вв. | |
Способ трансляции и закрепления научных знаний | Статья в научном журнале на национальном языке |
Способ воспроизводства субъекта научной деятельности (научных кадров) | Университеты, академии наук, специализированные научные общества |
20 в. – «Большая наука». За 20 в. число ученых выросло в 50 раз. 80% когда-либо живших ученых – наши современники. Промышленные масштабы научной деятельности | |
Способ трансляции и закрепления научных знаний | НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры, университеты, «незримые колледжи» (Д. Прайс) – неформальные связи ученых. Повышение роли государства до 80-х гг. 20в. (прямое и косвенное вмешательство). Язык – английский. ИТ |
Способ воспроизводства субъекта научной деятельности (научных кадров) | НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры, университеты. Язык – английский. Компьютерные сети и БД. Международные стажировки |
4. Кризис – снижается финансирование, старение кадров, включение рыночных механизмов, потеря главной функции – производство объективно истинных знаний. ВУЗ в принципах рынка производит людей для рынка, не с широким кругозором, обеднение выпускников.
С ПРЕЗЕНТАЦИИ
Однако следует признать, что современная наука как социальный институт находится в глубоком кризисе(он начался с 70-80-х гг. 20 в.):
снижение финансирования (особенно фундаментальной науки); падение престижности, старение кадров, по Ю.М. Плюснину, 80 % ученых идентифицируются как производящие истинное знание, 15% - как маргиналы, 5% - как «производящие презентации» для грантообразующих организаций (в том числе, путем фальсификаций); распространение лженаучных учений; разрушение классического университета под давлением глобального рынка (университет «совершенства»=«университет в руинах» – Б. Ридингс) и т.д.