Сущность творческого мышления.
План изложения:
● Творчество как создание нового
● ЕЗМП как объективное основание творчества человека: «вниз по лестнице ведущей вверх»
● Новое в науке и «барьер странности»
● Методологии творческого мышления 20 века: «мозговой штурм», синектика, ТРИЗ, латеральное мышление
● Феномен интуиции как элемент творческого мышления: иррационалистические и научно-рациональные интерпретации
1.Творчество – создание нового, ранее не существовавшего - познание сущности до бесконечности; получение нового знания, обнаружение нового качества, свойства, закономерности и т.д.
2. ЕЗМП и творчество человека: человек познает и практически осваивает в ходе своего творчества результаты развития («творчества») объективной реальности
В универсальной природе человека как микрокосма, несущего в себе, в сокращенном и интегрированном виде, основные результаты бесконечного развития мира, заложена разгадка способности человека к мысленному воспроизведению любых качеств бесконечно многообразного мира. Любое крупное открытие, принципиально новая теория, возникают как нарушение прежней конкретной логики, логики вещей.
Пр Теория относительности возникла как явное и глубочайшее нарушение логики теории Ньютона, с позиций которой абсурдно мыслить пространство, время, массу как переменные.
3.Барьер «странности» нового (с точки зрения традиционных теорий) – он должен быть преодолен научным сообществом для утверждения новой концепции. При этом традиционные теории должны стать частным, предельным случаем новой теории.
Прорыв мысли в новую крупную область действительности означает появление новой предметной логики науки. Мыслительное творчество выступает, следовательно, как творчество новой логики. Однако каким бы нелогичным ни было научное мышление в указанном смысле, оно всегда подчиняется законам формальной и диалектической логики. Последняя фиксирует не частные, а всеобщие свойства и законы действительности и поэтому служит важнейшим инструментом мыслительного творчества.
4. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.] Является методом экспертной оценки.
Синектика — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. У. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений. Один из эвристических методов. Уильям Гордон в процессе своей деятельности определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу.
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ — выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Основные функции ТРИЗ:
*Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
*Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
* Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ были замечены в автомобильных компаниях Ford и Daimler-Chrysler, Johnson & Johnson, аэро-космических компаниях Boeing, NASA, высокотехнологических компаниях Xerox, IBM, LG, Samsung, Procter and Gamble, Expedia и Kodak использовали методы ТРИЗ в некоторых проектах.
Латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.
В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.
5.Объяснение творчества через интуицию – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Интуицию можно объяснить научно – через обращение к научной теории бессознательного. Пуанкаре. Ученый ставит перед собой научную проблему → обдумывает её не находит решения →оставляет её в покое (но бессознательно мозг ищет ответ всё время)→ученый возвращается к проблеме видит новые факты → озарение