Структура теоретического познания: проблема – гипотеза – теория.

План изложения:

● К. Поппер и научная философия о динамике научного познания: «рост знания» и накопление объективных истин

● Проблема. Любой ли научный вопрос есть проблема? Определение п.; связь знания и незнания в проблеме. Причины возникновения проблем

● Гипотеза: определение; множественность и отбор гипотез в ходе реализации гипотетико-дедуктивного метода;

● Теория: определение; почему теория – высшая форма научного познания?

Поппер предлагает критический рационализм – выдвижение, критика и отбор гипотез, положений, то есть усовершенствовать знания, но никогда не придем к объективной истине, не можем быть уверены, что это она.

Если объективная истина не достижима и доказать ничего нельзя, то единственное что дано философии науки – это решать проблему демаркации, отделять науку от ненауки. Вводится понятие фальсификация – требование, по которому научные высказывания можно фальсифицировать, опровергнуть фактами, то, что можно фальсифицировать относится к науке, остальное – нет. Науки демонстрируют феномен роста знаний, то есть благодаря отбору гипотез мы выбираем наилучшее из них, совершенствуем наши знания.

Динамика теоретического познания:

Научная философия:

Проблема => Гипотеза => Теория (сами теории также совершенствуются, объективные истины накапливаются, делая наше знание природы и человека все более глубоким

Карл Поппер:

P1 =>TS => EE => P2 (но проблема – в необъяснимом характере «роста знания», поскольку Поппер не признает достижимость объективной истины и роль практики как ее критерия)

Проблема – сложный научный вопрос, для решения которого приходится выйти за пределы существующих представлений («знание о незнании»).

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать

Проблема включает:Постановку и Решение

Причины возникновения проблем (К.Поппер):

противоречие в отдельной теории,

столкновение двух различных теорий

столкновение теории с наблюдениями.

Проблема опирается на более простые формы, свойственные человеческому познанию. В основе научного познания человека лежит инстинкт. Задаток состоит в степени развития инстинкта. В человеческой психике первая функция развития – развитие мысли. Проблема – противоречивое знание и знание о незнании.

Гипотеза - предположительное решение проблемы. Характерная черта этого этапа – множественность гипотез (плюрализм). Происходит постоянный отбор гипотез. Нередко в результате отбора происходит синтез гипотез. Квантовая теория вещества – синтез обеих гипотез.

Структура метода гипотезы (ГДМ)

1. Ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащем теоретическому объяснению

2. Выдвижение догадки или предположения о причинах и закономерностях явлений (возможно выдвижение нескольких)

3. Стадия оценки гипотезы и отбора из множества догадок
наиболее вероятной

4. Разворачивание выдвинутого предположения, выведение следствий, проверяемых эмпирически. Уточнение гипотезы.

5. Экспериментальная проверка выведенных из теории следствий: подтверждении или опровержение.

Следующим этапом развития научного знания является теория. Теория – – высшая форма научного познания; система объективно-истинного (практически доказанного) знания, включающая научные понятия, принципы, законы. Высшая форма научного познания, система понятий, описывающих или объясняющих какую-либо область действительности. Теория – описание, объяснение действительности. В физике – это описание элементарных частиц.

Критерии теории (А.Эйнштейн):

§ не противоречить данным опыта, фактам;

§ быть проверяемой на имеющемся опытном материале;

§ отличаться «естественностью», т. е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними);

§ содержать наиболее определенные утверждения;

§ должна быть наиболее ценной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий;

§ отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;

§ характеризоваться многообразием связанных в систему абстракций;

§ иметь широкую область применения; указывать путь создания новой, более общей теории

Основные элементы теории:

¨ Исходные основания — научные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы

¨ Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов

¨ Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, — нацеленных на прояснение структуры и изменения знания

¨ Философские установки и ценностные факторы

¨ Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из данной теории в соответствии с конкретными принципами

Наши рекомендации