Структура научного познания: теоретическое знание. Формы и методы.
План изложения:Предмет т.п.: сущность, сущностные связи вещей
● Объект т.п.: теоретические идеальные объекты. Агностическая и научная интерпретация теоретического объекта
● Методы т.п.: индукция-дедукция, аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный методы, анализ-синтез, обобщение, абстрагирование, формализация, моделирование
● Формы и результаты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория; научные понятия, принципы, законы как элементы теории
Научное познание (НП) – высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Логика науки опирается на те же общие формы и средства логического познания, что и обыденное мышление, но в их наиболее сложном виде. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.
Теоретический уровень научного познания заключается в обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций. В теоретическом исследовании объект изучается опосредованно, в мысленном эксперименте.
На теоретическом уровне познания выделяется два подуровня. Первый образует частные теоретические модели и законы (относятся к ограниченной области явлений). Второй составляют развитые научные теории. Специальные (частные) теории могут полностью входить в обобщающую фундаментальную теорию, или частично соотноситься с ней. Организационной единицей теоретических знаний на каждом из его подуровней является двухслойная конструкция – теоретическая модель и теоретический закон. В качестве теоретической модели выступают абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели.
ТП включает дальнейшую обработку эмпирического материала, выведение новых концепций, понятий, идей.
Предмет ТП – сущности вещей, их сущностные связи. (Сущность – скрытая, глубинная сторона действительности. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект). На уровне ТП происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Объект ТП – теоретически идеальные объекты (ТИО), конструируемые исследователем (среди признаков фиксируются и признаки, отсутствующие у объекта реальности). Примеры ТИО – материальная точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеализированная популяция в биологии, по отношению к которой формулируется закон Харди-Вайнберга.
Можно сделать вывод, что реальность не познаваема, но это не так, потому что ТИО позволяет выявить, четко сформулировать замаскированные в объективной реальности (ОР) законы. ТИО делает ОР более схематизированной, более законосообразной. ТИО не нужно понимать как препятствие к познанию. Благодаря признакам, отсутствующим у реальных объектов, мы познаем законы.
Методы ТП. В теор исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Методы:
индукция (движение мысли от общего к единичному),
дедукция (движение мысли от общего к единичному);
обобщение и абстрагирование (процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных);
анализ (мысленное расчленение целого на части, ведущий метод в этой паре т.к. он направлен на обнаружение различий и противоречий) и синтез (мысленное объединение частей в целое);
идеализация; - формализация; - моделирование, аксиоматико-дедуктивный (АДМ) и гипотетико-дедуктивный методы (ГДМ).
АДМ: имеется множество истинных утверждений. Это множество необходимо организовать в форму аксиоматической теории (аксиома-теорема-частный случай). Если из возможных аксиом нельзя вывести (дедуцировать) теоремы, то от одних аксиом отказываются, другие переформулируют. АДМ – метод интенсивный (организует уже имеющееся знание); дедукция преобладает, но есть и момент индукции
ГДМ: первоначально строятся гипотезы, из которых выводится ряд следствий, проверяемых далее на основе наблюдений, экспериментов, практики.
Формы научного познания – проблема, гипотеза, теория.
Проблема – сложный научный вопрос о свойствах, явлениях, законах действительности, для решения которого нужно выйти за пределы существующих представлений. Проблема имеет сложную структуру, в ней можно выделить: 1- предварительное, частичное знание о предмете; определенное наукой незнание. Проблема – противоречивое единство знания и знания и незнании.
Гипотеза – пробное решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных и даже невероятных с прежних позиций решений. Каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни произойдет окончательный выбор одной из них или их синтез.
Теория – высшая форма научного познания, система объективно-истинных знаний, состоящая из научных понятий, принципов, законов. На уровне теории дается сущностное объяснение действительности, формулируются законы. Закон – существенная, повторяющаяся, необходимая связь вещей процессов. Теория включает теоретические основания (принципы, постулаты, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Важными частями теории являются описание и объяснение.
Специфические частные методы наук вытекают из их основных теоретических установок. В физике это методы квантовой механики, теории относительности и др. В биологии – эволюционный метод дарвинизма и т.д.