Наука XX в. Особенности и основные достижения. Влияние на философию.

План изложения:1. Характеристика неклассического и постнеклассического типов научной рациональности.

2. Основные тенденции социально-экономического и социокультурного контекста: развитие всеобщего (научного) труда и НТР, кризис рыночной цивилизации, формирование и обострение глобальных проблем, постиндустриальная трансформация и глобализация.

3. Математика: формализм, логицизм, интуиционизм как попытки преодоления кризиса основ математики; теоремы о неполноте К. Геделя; развитие компьютерной техники и ИТ, новая информационная революция и проблема создания искусственного интеллекта

4. Физика: революция и кризис в физике на рубеже 19 – 20 вв.; СТО и ОТО А. Эйнштейна; релятивистская космология: А.А. Фридман, Э, Хаббл, Г. Гамов и др., АКП; квантовая механика и варианты ее интерпретации.

5. Химия: успехи квантовой химии и ограниченность редукционизма в понимании ХФМ; эволюционная химия как ведущая концептуальная система химии конца 20 в.

6. Биология: СТЭ как второй синтез биологического знания (Дж. Хаксли, Р. Фишер, Э. Майр, Т. Добжанский)– ее достижения и теоретическая ограниченность; развитие генетики и молекулярной биологии, проект «Геном человека»

7. Социально-гуманитарные науки: кризис цивилизации и человека, постиндустриальная трансформация и глобализация как основные темы; концепция постиндустриального общества: представители, основные черты, феноменологический характер, научный труд и разрушение стоимостного отношения; «лингвистический поворот» в гуманитаристике.

1. Характеристика неклассической и постнеклассической науки – как раз в 20-21 вв. они и развиваются

НТР и всеобщий научный труд – основа развития науки, техники и всего общества в этот период. Начало постиндустриальной трансформации с 60-70-х гг.20 в. Эта новая реальность отчасти верно отражается всеми современными философскими концепциями (аналитической философией, постпозитивизмом, постмодернизмом), но только реалистическая парадигма, современная форма научной философии (обновленные диамат и истмат) способны дать целостную картину действительности в современных условиях: ЕЗМП и конкретно-всеобщая теория развития в целом (с одной стороны, они базируются на системе фактов частных наук, с другой – они способны действенно помочь частным наукам в постановке и решении их фундаментальных проблем). Наука ХХ в называется неклассической. Проникает на более глубокий уровень мышления.

Наука окончательно становится главной производительной силой.

С одной стороны происходит дифференциация частных наук, с другой – их интеграция. Бурно развиваются пограничные комплексы. Широко применяются общенаучные методы (н/п моделирование) и общенаучные принципы (принцип системности, принцип самоорганизации (эволюции)). Наука становится диалектической. В естествознании распространяется идея глобального эволюционизма. Все фундаментальные науки пронизываются идеей развития. Господствует квантово-релятивистская картина мира.

2. Научная революция конца XIX – начала XX вв. (см Материализм и эмпириокритицизм – революция была не только в физике, формировалась неклассическая наука в целом) и становление «неклассической» науки (включенность активного субъекта в познавательные процедуры, отказ от оппозиции истинное-ложное, есть множество относительных истин (это скорее ошибка), отказ от лапласовского детерминизма - в мире объективно есть случайность и многовариантность процессов; это все можно интерпретировать и субъективно-идеаоистически, но такая интерпретация будет ошибочной). Специфика «постнеклассической» науки (междисциплинарное, проблемно-ориентированное знание, изучаются сложные человекоразмерные системы, их самоорганизация).

Тенденции:

развитие всеобщего труда

формирование постиндустриального общества

кризис капитализма

распространяется всеобщий труд

глобализация

3. Развитие математики и философский смысл ее достижений:

три концептуальных направления (формализм, логицизм, интуиционизм) – см Википедию для общего понимания этих направлений – уходят от проблемы бесконечности;

проблема математической реальности (математика «непостижимо эффективна» в объяснении реального мира - из этого идеалисты делают выводы субъективистского (математики конструируют реальность) или объективно-идеалистического платонического характера (мир сам по себе есть математика), а материалисты – что в мире объективно присутствуют закономерности, которые можно выразить числом, т.е. математика – наука о формальных структурах, находящихся, в конечном счете, в соответствии с объективной реальностью).

Теоремы о неполноте (К. Гедель) и их значение для системы философии и частных наук – частные науки не могут решить все свои фундаментальные проблемы своими силами, без философии, они неполны – см. о Геделе Википедию. В рамках любой теории можно сформулировать принципы: любая конкретная наука, теория – не полна, для того, чтобы наука решала свои проблемы, она должна выйти за свои пределы.

Новые разделы математики – например топология (см Википедию). С середины 20 в. развитие компьютерных технологий и интернет, тенденция к созданию искусственного интеллекта

4. Развитие физики и химии и философский смысл их достижений:

квантовая механика и корпускулярно-волновая концепция (М. Планк, Луи де Бройль, Н. Бор, В. Гейзенберг) – объективно двойственная природа элементарных частиц, объективное существование случайности и многовариантности процессов;

специальная и общая теория относительности (А, Эйнштейн): пространство и время трактуются как атрибуты материи, зависящие от ее объективных свойств – массы и скорости. ТО дает урок творчества, но и концепция абсолютного пространства и времени Ньютона не отбрасывается, а трактуется как частный, предельный случай теории относительности (случай малых масс и малых скоростей) – т.о. накопление практически доказанных объективных истин в науке имеет место;

релятивистская космология и эволюция вселенной (А. Фридман, Э. Хаббл, Г. Гамов, А. Линде) – идея эволюции впервые приникает в физику; антропный космологический принцип и его значение для философии и частных наук (в сильном АКП идея объективной направленности развития на сложные формы материи, на появление разумного наблюдателя);

ядерная физика и теория элементарных частиц – дошли до уровня кварков и бозонов Хиггса, возможно накануне открытия субфизической реальности;

принципы квантово-релятивистской картины мира (объективное существование случайности и многовариантности, основа мироздания – законы принципы ТО и квантовой физики, материя имеет корпускулярно-волновую природу, принцип близкодействия с конечной скоростью).

5. Квантовая химия впервые ставит химию на строгую научную основу – выявляет физическую основу химических процессов – это электромагнитные взаимодействия атомов и молекул;

однако нельзя сводить хфм к ффм – у первой есть специфика, катализ например;

эволюционная химия становится главной точкой роста химии в конце 20 в. и возникновение жизни на Земле (коацерватные капли А. Опарина, гипотеза гиперциклов М. Эйген, теория открытых каталитических систем А. Руденко) – в целом закономерный характер предбиологической эволюции и реальная возможность ее реализации на Земле с появлением биологического из химического;

революционная химия стирает границу между живым и неживым;

химическая материя могла породить жизнь, химия становится производственной.

6. Развитие биологии и философский смысл ее достижений:

Синтез Дарвинизма и генетики, строгая наука, используются математические методы

возникновение и переоткрытие генетики (Г. Мендель, К. Корренс, Э. Чермак, Г. де Фриз, У. Бэтсон и др.) – впервые выявлены материальные основы наследственности и изменчивости (мутации и рекомбинации);

молекулярная биология (Д. Уотсон, Ф. Крик и др.– двойная спираль ДНК генетический код, транскрипция и трансляция);

синтетическая теория эволюции (СТЭ) – синтез генетики и дарвинизма, что позволило преодолеть «кошмар Дженкинса». Но СТЭ сохранила теоретико-методологический изъян классического дарвинизма – нет объяснения прогресса на основании закона (а естественный отбор – есть выживание наиболее приспособленного, а не наиболее сложного; еще Маркс писал, что «отбор у Дарвина чисто случаен»); альтернатива – например идея эволюции на основе закономерностей в номогенезе РЛ Берга, но конкретные законы, которые бы управляли прогрессивно направленной эволюцией жизни антидарвинисты вроде Берга, Любищева и др так и не выявили).

Геном человека – последовательность нуклеотидов, составляющих геном человека, прочитана в 2000-2001 гг., но какие белки (а в итоге нормы реакции и признаки), они кодируют пока далеко не ясно. Здесь огромный потенциал – например, для медицины, лечения болезней наследственных.

В 20 в. биология вслед за физикой и химией стала непосредственной производительной силой, включается в НТР.

7. Развитие социально-гуманитарных наук как отражение постиндустриальной (информационной) трансформации общества (О. Тоффлер, Д. Белл, М. Кастельс, В. Иноземцев, И. Валлерстайн и др.), глобализации, которые происходят на фоне кризиса глобального капитализма. Недостаток постиндустриалистской концепции – феноменологические скорее концепции, изучающие технико-технологические эффекты этих изменений без фундаментального политэкономического анализа причин этих изменений, который может дать только научная философия (разрушение стоимостного отношения из-за развития всеобщего или научного труда, предсказанного Марксом).

Кризис рыночной цивилизации. Основные черты постиндустриального общества: в экономике играет роль всеобщий труд, он не совместим, так как это труд творческий, разрушается теория стоимости, общество дестабилизируется, частная собственность не справляется с вызовами, лингвистический поворот – наука о языке.

Также развитие технических наук: научно-техническая революция; наука как ведущая производительная сила; «научный (всеобщий) труд» – его специфика и основные отрасли в 20 и 21 вв.:

технологический уклад (с 1980-х гг.): электроника, вычислительная техника, телекоммуникационная техника

технологический уклад: принципиально новое производство на основе конвергентных технологий (NBIC: нано-, био-, информационных, когнитивных): возможности и риски.

Наши рекомендации