Наука как форма общественного сознания.

Наука как форма общественного сознания.

План изложения:1. Определение науки.

2. Три аспекта науки.

3. Начало науки.

4. Наука как форма общественного сознания: наука как объективный, но частично осознаваемый процесс; носители и тенденции данной формы общественного сознания

5. Специфика философии науки

Общественное сознание — отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Формы общественного сознания: Искусство (Художественное сознание), Наука (в т.ч. философия), Мораль, Правосознание (Право), Религия, Идеология (Политическое сознание).

1.Наука – деятельность по производству объективно истинного знания, практически доказанного, а также его доказательству обоснованно и распространенно, и деятельность по практическому применению знаний.

Предмет науки – существенные стороны и законы действительности.

Предмет философии науки – общие закономерности развития науки, ее структуры, развития, содержания науки в целом и отдельных дисциплин в частности. Наука обладает структурой, содержанием, методами, понятийным аппаратом.

2. Наука в трех аспектах – это социальный институт, определенная организация (научное сообщество) и материально техническая база.

3. Формирование науки в период 17-18 в – формируется классическая наука Галилей Ньютон – совпали все три аспекта науки.

4. Наука – форма общественного сознания, это объективно-истинное отражение действительности в виде абстрактно-логических понятий, центральное место среди которых занимают законы. Наука сама по себе это объективный процесс, он частично осознается самими учеными, руководителями научных организаций, широкой общественностью. Процесс идет сам по себе. Почему наука лишь частично осознается:

* объем научно технической информации растет в геометрической прогрессии, невозможно изучить все и прочитать.

* феномен параллельных открытий: теорию биологической эволюции открыли Дарвин и Уоллис, генетика переоткрыта 3 учеными.

Если этот феномен присутствует, т.е. наука имеет объективный характер, она обслуживает общественное развитие и следует за обществом.

В современной науке есть 2 противоположные тенденции формы общественного сознания:

· Сциентизм – тенденция массового сознания и отчасти научного сознания рассматривать науку, как высшую ценность и абсолютное благо. Это связано с предположением, что наука может решить все общественные проблемы – вера в науку с 18 века, в 20 в это важный элемент позитивизма и неопозитивизма. Такая вера очень наивна, т.к. наука дает объективное знание, а применение зависит от людей.

· Антисциентизм – со второй половины 20 в – наука это анти, от нее больше проблем, чем пользы (атомная бомба). Антисциентизм не прав, проблема не в науке, а в недоразвитом обществе, где знания извращаются.

Один из способов осознания науки – это философия науки – это философская рефлексия, в отношении сущности науки, ее специфики, структуры, методов, закономерностей ее развития и ее связей с философией, с культурой и обществом.

Рефлексия – мышление о мышлении, мысль о мысли, основание своей деятельности.

5. Специфика философии науки

Предмет исследования философии науки – научное знание, его динамика, методы исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. Философия науки развивается вместе с самой наукой.

Животный интеллект.

План изложения: 1. Отражение. Раздражимость и психика

2. Сущность живого и приспособительный характер биологического отражения

3. Инстинкты и временные связи, условные и безусловные рефлексы как физиологическая основа животного «интеллекта»

4. Животный «интеллект» как «мышление» чувственными образами. Аналоги человеческого мышления на биологическом уровне.

5. Ограниченность животного «интеллекта» в сравнении с интеллектом человека

1. отражение - фундаментальное свойство материи, проявление ее активности (химическая реакция двух веществ, биология – адаптация, приспособление помогает выживать организму, появляется раздражимость и психика), закономерный этап развития которого становится психика и ее высшая форма сознание; способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.

раздражимость – неспецифический ответ ткани на факт внешнего воздействия. Раздражимость различает положительные и отрицательные характеристики.

Психика характерна для позвоночных, сложных животных, способность отражать собственное качество других объектов, в том числе нейтральные характеристики. Психика дает более целостную картину, психика – результат отбора.

2. Сущность живого – самосохранение путем преобразования среды, все свойства жизни направлены на выживание.

3. Психика высших животных базируется на двух основных видах реакций — инстинктах и временных связях (ассоциациях). Инстинкты — врожденные формы поведения и отражения среды, сложившиеся в результате биологической эволюции. Временные связи формируются в психике животных при жизни в ходе индивидуального приспособления к среде (в антогинезе). Временные связи — отражение внешних связей между различными воспринимаемыми животными явлениями среды — звуками, запахами и т. д.

Инстинкты и ассоциации входят также в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. К инстинктам человека можно отнести инстинкт самосохранения, двигательный, половой, родственный, познавательный.

Психическая деятельность животных и человека имеет свою физиологическую основу, которая составлена безусловными (врожденными, видовыми) и условными (прижизненно образующимися) рефлексами. Теория условных и безусловных рефлексов, созданная Сеченовым, Павловым и их последователями, раскрывает физиологический фундамент психической деятельности.

4. О животном интеллекте можно говорить в иносказательном смысле, т.к. животная психика развита очень высоко, в ней протекают процессы аналогичные психике чека. У животных есть способность к обобщению, анализу и синтезу в результате эксперимента. Животный интеллект может познавать связи явлений, сущность вещей животный интеллект отразить не может. Психика животных функционирует только в рамках приспособительного образа жизни. Животное отражает явление и приспосабливается к нему, а чек отражает сущность, может преобразовывать среду и самого себя. Животное приспосабливается к ситуации, не осознает закономерность и общую связь вещей, они не могут выйти за пределы ситуации (обезьяны на плоту, пожар, тушат водой из ведер, но не из реки)

5. Главная ограниченность – животные отражают явления, чек – сущность. Изготовление орудий для орудия – характеристика человеческого интеллекта, животные используют орудия труда, но изготавливают их с помощью своей биологии. А чек, зная сущность вещей, создает орудие для орудия.

Производство своего собственного существования свойственно человеку как высшей форме материи. Производящий способ существования порождает новую форму мышления – человеческий интеллект, способный отображать как явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта предметом отображения становится бесконечный мир и собственная неисчерпаемая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.

Первобытный интеллект.

План изложения: 1. Специфика человеческого интеллекта в сравнении с «интеллектом» животных.

2. Как мы можем судить о первобытном интеллекте?

3. Миф как первая форма объясняющего интеллекта. Реалистическая и антропоморфная парадигмы. Материализм и наука, идеализм и религия как их результаты

4. Леви-Брюль об индивидуальном и коллективном интеллекте первобытности. Принцип партиципации. Примеры первобытного мышления.

1. О животном интеллекте можно говорить в иносказательном смысле, т.к. животная психика развита очень высоко, в ней протекают процессы аналогичные психике чека. У животных есть способность к обобщению, анализу и синтезу в результате эксперимента. Животный интеллект может познавать связи явлений, сущность вещей животный интеллект отразить не может. Психика животных функционирует только в рамках приспособительного образа жизни. Животное отражает явление и приспосабливается к нему, а чек отражает сущность, может преобразовывать среду и самого себя. Животное приспосабливается к ситуации, не осознает закономерность и общую связь вещей, они не могут выйти за пределы ситуации (обезьяны на плоту, пожар, тушат водой из ведер, но не из реки)

Главная ограниченность – животные отражают явления, чек – сущность. Изготовление орудий для орудия – характеристика человеческого интеллекта, животные используют орудия труда, но изготавливают их с помощью своей биологии. А чек, зная сущность вещей, создает орудие для орудия. Производство своего собственного существования свойственно человеку как высшей форме материи. Производящий способ существования порождает новую форму мышления – человеческий интеллект, способный отображать как явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта предметом отображения становится бесконечный мир и собственная неисчерпаемая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.

Первобытный человек обладал знаниями системы природных явлений (наблюдения). Интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логикой, воспроизводившей логику вещей. В процессе складывания логики вещей должны были постепенно складываться и формально-логические законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Перед первобытным человеком становится задача объяснения системы природных явлений, и возникает новый уровень интеллекта – объясняющий.

2. Считается, что первобытный интеллект появляется с первобытным чеком, начинается с 800 тыс лет назад – петикантроп, неандерталец – эти существа производят орудия труда, орудия для орудия, эти орудия имеют определенную форму, была мысленная цель создания орудия, было уже общение, речь, язык, труд в социальном смысле. Судить о первобытном интеллекте можно по трем источникам: следы материального труда, искусства, материальная культура; некоторые племена воспроизводят способ существования первобытного чека; каждый из нас воспроизводит первобытный интеллект – ребенок ведет себя также как первый чек – наделяет природу одушевлением.

3. Первобытный интеллект имеет мифологический характер.

Миф – историческая форма мировоззрения в качестве господствующей характерной для первобытного общества. Особенности мифа:

· Антропоморфизм – природа наделяется человеческими качествами.

· Политеизм – многобожие, свой дух у явлений.

· Одноплановое повествование – в мифе не выделяется скрытого: природа, люди, боги действуют на одном уровне (чек превращается в камень, бог обретает облик чека, герои становятся богами)

· Синкретизм – разные виды деятельности неразрывно связаны (экономика, искусство, чек и природа)

Миф – первая форма объяснения природы и чека, имеет наивный донаучный характер. Но из мифа возникают все более поздние формы сознания и наука. Уже в мифе прослеживаются две парадигмы реалистическая и фантастическая (антропоморфная). Реалистическая - объясняет мир из него самого, без фантастики, результатом реал.парадигмы стали частные науки, материализм в философии. Антропоморфная – попытка объяснить мир через духовные качества чека (телеология – учение о существовании в природе объективных нечеловеческих целей – наказание божье). Результат антроп.парадигмы – идеализм, религия.

Миф представляет собой попытку антропоморфного объяснения окружающего мира и жизни общества. Мифы длительное время служили одним из важнейших регуляторов общественной жизни, среди которых главную роль играл страх перед таинственными силами мира. Мифологический тип интеллекта вошел в форму религиозного интеллекта. Религиозный интеллект появляется позднее: в античную и средневековую эпохи. Религия также основана на антропоморфной парадигме.

Материализм – философское учение, согласно которому материя первична, а сознание вторично.

4. Люсьен Леви-Брюль различал индивидуальный и коллективный интеллект. Индивидуальный интеллект связан с развивающейся логикой, рационален, опирается на индивидуальный опыт первобытного человека и приспособлен для того, чтобы человек выжил. Связан с реалистической парадигмой.

Коллективный интеллект исходит из антропоморфной парадигмы, функционирует на принципе партиципации. В соответствии с этим принципом, первобытный человек полагал, что объект может находиться одновременно в разных местах, изображение объекта тождественно самому объекту. Поэтому воздействие на изображение животного повлечет за собой удачу на охоте, например. Индивид поглощен обществом, страшно изгнание.

Материалист и деист

● критический – Кант переходит на позиции дуализма.

● Для философии Канта характерны агностицизм (отрицание познаваемости мира) и субъективный идеализм.

● Главное произведение «Критика чистого разума».

● В основе философии Канта лежат два понятия:

- вещь в себе - ноумен, или сущность, которая чувственно не познаваема (свойства вещи не могут перейти в представление чека – камень 2 тонны – в сознании образ, а свойства не перенеслись в сознание. Вещь нельзя познать, свойства не переходят, чек познает феномен).

- вещь для нас – феномен – это явления, которые мы можем познать через ощущения. Это следствия действия ноуменов на наши чувства.

● Кант признавал объективное существование вещей в себе, но утверждал, что они принципиально непознаваемы (и тут он субъективный идеалист). Мы знаем лишь вещь, какой она является нам, т.е. вещь для нас.

● факт конечности человеческого опыта → действит. мировоззрение не возможно

● Как возможно достоверное научное познание ?!? ключевой вопрос

● Процесс познания проходит 3 ступени:

    1. созерцание   2. рассудок   3. разум   Идеи разума  
Априорные формы Ощущения упорядочиваются пространством и временем. Пространство и время – формы нашего познания. Улитка и гепард по-разному воспринимают пространство и время. Чувственная картина мира   Ощущения упорядочены пространством и временем, дальше категориями рассудка: причина и следствие, части и целое, необходимое и случайное. Законы природы существуют не объективно, чек навязывает законы природы. (ощущение – светит солнце, теплые камни – вывод солнце нагревает камни –это простой закон. Кант – это не закон, это только в нашем сознании, т.к. солнце и камень это ноумены, здесь нет закона). Создается наука, законы науки Разум пытается до предела обобщить все ощущения и возникает три идеи разума. Стремление к единству и завершенности мысли 1. космологическая Все ощущения по поводу мира 2. психологическая Все ощущения по поводу души 3. теологическая Все ощущения о боге. Ни одна из этих идей не может быть доказана, т.к. мир, душа и бог – это ноумены, пытаясь о них судить, разум путается в противоречиях.

С одной стороны наше сознание стремиться познать мир, с другой стороны переход через пропасть от феномена к ноумену не возможен!!! итого разум запутывается в противоречиях:

1. мир конечен в пространстве и времени – мир бесконечен

2. мир состоит из простых частей – мир делим до бесконечности

3. в мире все существует по необходимости – в мире все является случайным

4. в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира – в мире нет такого существа

5. Неизбежный характер противоречий разума

6. противоречия являются необходимым атрибутом мышления "+" вывод Канта

7. бесконечное и конечное - противоположные понятия, искл. друг друга и не совместимы!!! не едины как у Гегеля

8. в этом выражается замкнутость и дискретность понятий, которая присуща основанию Кантовской философии

3.Философия Канта оказала влияние на дальнейшее развитие философии и науки. Кант осуществил Коперниканский переворот - свел чека к жителю одной из планет, а Кант доказывает, что чек не может достоверно судить о мире, но одновременно постулировал чека в познании. Чек конструирует факты, навязывает законы природы. Чек снова в центре мира, но при этом ничего о нем не знает. Вся философия сосредоточена на существе познающем, познание объективной реальности уходит в тень, либо вообще не познается.

Кант поставил проблему научности в частных науках и философии. Необходимость в критическом подходе, как может судить чек о бесконечном мире? Кант не смог решить эту проблему – это агностическая ошибка. Сам Кант, установивший границы познания, их постоянно преодолевает - дает характеристику непознаваемых ноуменов (они существуют, они причина ощущений. Но Кант не имеет права ее давать, т.к. они не познаваемы). Итак – философия Канта не последовательна.

Химия

• Развитие принципа атомизма – атомно-молекулярное учение в химии: на основе работ Лавуазье – Д. Дальтон. Количественные методы в химии привели к ее оформлению как «точной науки».

• Периодический закон химических элементов Менделеева: химия окончательно стала целостной и строгой наукой. Философский смысл: предсказательные функции эвристичной научной теории, принцип атомизма, принцип всеобщей связи; основа научно организованного химического производства – химия стала второй отраслью научного труда уже в начале 20 века.

• Развитие органической химии: искусственный синтез органических соединений; учение Бутлерова и Вант-Гоффа об изомерии (диалектика формы и содержания, структурализм).

Биология

• «Два великих естественнонаучных открытия» - клеточная теория (Шлейден и Шванн) и теория эволюции Дарвина

• Единый план строения всего живого, клетка единица (атом) жизни. Принцип всеобщей связи – с переходом к идее эволюции. Диалектика.

• Ламарк и др. высказывали идею биологической эволюции. Но только Дарвин дал научное объяснение эволюции в живой природе, ввел человека в общую последовательность природной эволюции – через симиальную («обезьянью») гипотезу происхождения человека. Стихийный материализм и диалектика. Параллельное открытие закона естественного отбора с А. Уоллесом.

• Генетика: 1865, Мендель – законы наследственности. В 1900 г. переоткрытие генетики (параллельное открытие). Выяснилось, что научное объяснение наследственной изменчивости возможно только благодаря генетике – преодоление важного затруднения классического дарвинизма.

Гуманитарные науки 19 века

• История. Сформировались 2 парадигмы как теоретико-методологические основы всего социально-гуманитарного знания в 19-20 вв. Единая история человечества и объективные законы (мат. производства).

• Формирование культурцентристской (люди-уникальные субъекты, мир культуры, культурологические методы – понимание смысла) и натуралистической парадигм (люди - повторяющиеся объекты, изучаемые методами сходными с естественнонаучными – причинно-следственное, номологическое объяснение) социально-гуманитарного знания.

• Лингвистика (Гумбольдт, Соссюр), литературоведение, культурология.

• Классическая английская политэкономия конца 18-начала 19 в. – трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо); принцип «невидимой руки рынка» (А. Смит); мальтузианство (Т. Мальтус)

М.Э. Омельяновский

1. осмысление взаимодополнения физики и флсф = > проанализировал категорию реальности: объективная реальность - объективный мир, изучаемый в науке, эмпирическая — аспект реальности, который дан на уровне явлений в форме эмпирических знаний (наблюдений и фактов), абстрактная—сущностные отношения, системно-структурные представления об изучаемых объектах, которые определены теоретическими законами и моделями.

2. осмысление квантово-релятивистской физики

3. анализ ТО Эйнштейна (анализ соотношения пространства, времени и материи; +раскрытие значения принципа наблюдаемости как метода установления связи теоретических систем с опытом).

4. критика индетерминизма квантовой механики (индетерминизм - концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить её самотворящий и эволюционный характер.)

4. А.А. Зиновьев (социолог, методолог соц-гум. наук): развитие знаний осуществлялось через обнаружение логических парадоксов и их снятие путем переопределения понятий. => разработка логических средств обнаружения парадоксов выступает одним из важных аспектов методологии науки

Один из основоположников Московского методологического кружка, цель которого в создании новой теории мышления, гносеологии.

Критиковал советскую идеологию, но после распада СССР критиковал глобальный капитализм.

В.Г. Степин

1. критический анализ нео- и постпозитивизма;

2. концепция структуры и генезиса научной теории (конструктивного введения теоретических объектов));

3. концепция оснований науки,

4. концепция трех типов научной рациональности,

5. концепция универсалий (категории) культуры: «природа», «пространство», «время», «причинность», «свобода», «справедливость», «совесть», «добро», «зло» и т. д. наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, отражающее специфику культуры каждого исторического типа.

6. концепция типов цивилизационного развития: традиционалистский (консерватизм, замедленные темпы соц.изменений, прогресса, экстенсивное хоз-во) и техногенный (всё наоборот).

ВВ Орлов

(Пермская университетская школа научной философии)

• Проблема научности философии и снятие «проклятья Канта»

• Парадокс научности (может ли философия быть научной, если окончательно, с доказательствами решила базовые философские проблемы; может ли она развиваться далее?)

• Конкретно-всеобщий подход (сжатое описание и объяснение не только общего – но и особенного, конкретных этапов развития, порождающих человека)

• Единый закономерный мировой процесс и его закономерности

• Философские проблемы частных наук

• Научно-философская концепция постиндустриального общества (развитие всеобщего труда и разрушение стоимостного отношения => при условии сохранения старых производственных отношений дестабилизация экономики, разрушение ее реального сектора)

Виды объяснения

¨ Номологическое (какому закону подчиняется явление?)

¨ Структурное (как устроено?)

¨ Функциональное (как действует?)

¨ Причинное (по какой причине возникло?)

¨ Генетическое (как возникло, произошло?)

Переход от более общих знаний к более конкретным - суть процедуры объяснения.

Суть предсказания – в познании объективных законов, тенденций природы и общества и в прогнозировании возможных (абстрактных и реальных возможностей) будущих состояний системы (всегда вероятностного)

Философия в числе прочих выполняет и прогностическую функцию. Она предлагает «возможные миры», новые категориальные модели мира.

Специфика предсказаний в научной философии: наиболее фундаментальные тенденции развития природы, общества, научного мышления (Маркс – всеобщий/научный труд, Ленин – неисчерпаемость электрона и материи вообще)

Примеры предсказаний в частных науках и философии: предсказания свойств химических элементов Менделеевым, предсказание всеобщего (научного) труда Марксом и т.д.

Виды объяснения: Номологическое (какому закону подчиняется явление?); Структурное (как устроено?); Функциональное (как действует?); Причинное (по какой причине возникло?); Генетическое (как возникло, произошло?)

Научная картина мира.

План изложения:

● Научная картина мира как обобщенная схема-образ предмета исследования

● Общенаучная, специальные и конкретно-исторические картины мира

● Функции научной картины мира: систематизирующая, объяснительная, информативная, эвристическая

Научная картина мира (НКМ) - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

¨ Научные картины мира - это обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности.

Виды научных картин мира:

● Общая НКМ (интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук на определённой стадии исторического развития), например, для современной общенаучной картины мира базовыми будут принципы самоорганизации, «человекомерности» изучаемых сложных систем, междисциплинарности.

● Специальные НКМ (физическая, химическая, биологическая и т. д.).

Функции НКМ:

● систематизирующая;

● объяснительная;

● информативная;

● эвристическая.

Отличия НКМ от других моделей:

● Различаются по степени общности. На одну и ту же НКМ может опираться множество теорий.

● Образующие их абстракции имеют разный статус. Абстракции теоретических схем являются идеализациями и очевидно нетождественны реальным объектам.

НКМ способствует становлению пограничных наук и междисциплинарному переносу знаний.

Картины мира развиваются – например, в рамках специальной физической картины мира выделяют:

Механическую 17 в. – 70-е гг. 19 в. (Ньютон)

Электромагнитную 70-е гг. 19 в. – начало 20 в. (Максвелл)

Квантово-релятивистскую с начала 20 в. до нашего времени (Эйнштейн, Бор)

Организация науки в СССР

• Академия наук СССР – делилась на республиканские Академии наук

• Отраслевые академии наук (например, Академия медицинских наук)

• Отраслевые институты (НИИ), их задача – инновации, внедрение научных достижений в производство

• Вузовская наука

За годы СССР Нобелевской премии были удостоены 9 ученых: НН Семенов (химия); ПА Черенков, ИЕ Тамм и ИМ Франк (физика); ЛД Ландау; НГ Басов и АМ Прохоров; ЛВ Канторович; П. Л. Капица. Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн человек), научно-педагогических работников в 80-е гг. было более 5 млн. чел.

К недостаткам организации науки в СССР можно отнести:

• большую долю военной науки (что объяснимо напряженной международной обстановкой)

• Недостаточно глубокую связь гражданской науки с производством

• Тенденцию к крупным формам, недооценку потенциала малых и средних по масштабам исследовательских групп

• Недостатки негибкого и формального «всепланирования» в НИР, характерные для советской экономики в целом

Наука как форма общественного сознания.

План изложения:1. Определение науки.

2. Три аспекта науки.

3. Начало науки.

4. Наука как форма общественного сознания: наука как объективный, но частично осознаваемый процесс; носители и тенденции данной формы общественного сознания

5. Специфика философии науки

Общественное сознание — отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Формы общественного сознания: Искусство (Художественное сознание), Наука (в т.ч. философия), Мораль, Правосознание (Право), Религия, Идеология (Политическое сознание).

1.Наука – деятельность по производству объективно истинного знания, практически доказанного, а также его доказательству обоснованно и распространенно, и деятельность по практическому применению знаний.

Предмет науки – существенные стороны и законы действительности.

Предмет философии науки – общие закономерности развития науки, ее структуры, развития, содержания науки в целом и отдельных дисциплин в частности. Наука обладает структурой, содержанием, методами, понятийным аппаратом.

2. Наука в трех аспектах – это социальный институт, определенная организация (научное сообщество) и материально техническая база.

3. Формирование науки в период 17-18 в – формируется классическая наука Галилей Ньютон – совпали все три аспекта науки.

4. Наука – форма общественного сознания, это объективно-истинное отражение действительности в виде абстрактно-логических понятий, центральное место среди которых занимают законы. Наука сама по себе это объективный процесс, он частично осознается самими учеными, руководителями научных организаций, широкой общественностью. Процесс идет сам по себе. Почему наука лишь частично осознается:

* объем научно технической информации растет в геометрической прогрессии, невозможно изучить все и прочитать.

* феномен параллельных открытий: теорию биологической эволюции открыли Дарвин и Уоллис, генетика переоткрыта 3 учеными.

Если этот феномен присутствует, т.е. наука имеет объективный характер, она обслуживает общественное развитие и следует за обществом.

В современной науке есть 2 противоположные тенденции формы общественного сознания:

· Сциентизм – тенденция массового сознания и отчасти научного сознания рассматривать науку, как высшую ценность и абсолютное благо. Это связано с предположением, что наука может решить все общественные проблемы – вера в науку с 18 века, в 20 в это важный элемент позитивизма и неопозитивизма. Такая вера очень наивна, т.к. наука дает объективное знание, а применение зависит от людей.

· Антисциентизм – со второй половины 20 в – наука это анти, от нее больше проблем, чем пользы (атомная бомба). Антисциентизм не прав, проблема не в науке, а в недоразвитом обществе, где знания извращаются.

Один из способов осознания науки – это философия науки – это философская рефлексия, в отношении сущности науки, ее специфики, структуры, методов, закономерностей ее развития и ее связей с философией, с культурой и обществом.

Рефлексия – мышление о мышлении, мысль о мысли, основание своей деятельности.

5. Специфика философии науки

Предмет исследования философии науки – научное знание, его динамика, методы исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. Философия науки развивается вместе с самой наукой.

Наши рекомендации