Вторым типом ЧС является экологическая катастрофа.

Экологическая катастрофа — это особый вид катастроф, вызван­ных действием антропогенных факторов, которые привели к каче­ственному изменению биосферы, оказывающему вредное воздей­ствие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.

К числу экологических катастроф можно отнести: деградацию по­чвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром И др.), загрязнение атмосферы, электромагнитное и ионизирующее из­лучение, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, смог и т.д. Глобальная урбанизация, резкое расширение масштабов хозяй­ственной деятельности человека является одной из причин деградации окружающей среды и повышения риска экологических катастроф. Вто­рая наиболее веская причина экологических катастроф — техногенные ЧС, которые сопровождались существенными негативными изменени­ями биосферы.

Техногенные катастрофы.

Под техногенной катастрофой принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованиями очагов пожаров, радиоактив­ным, химическим, биологическим заражением больших территорий, гибелью людей.

Социальные катастрофы. К категории социальных катастроф в пер­вую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также терро­ристические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты.

Социальные катастрофы — результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социаль­но-политической стабильности в обществе или экономического бла­гополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой ги­бели людей.

Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло око­ло 26 млн граждан России, почти 20 млн немцев, около 3 млн итальян­цев.

Война — организованная вооруженная борьба между государства­ми, нациями (народами), социальными группами.

Война как экстремальная ситуация, вызывающая возникновение психогеиий, объединяет но существу психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам.

Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях

В процессе биологической эволюции у человека появилась способ­ность к пристрастному отражению действительности, что является эмо­цией. Эмоциональное состояние в литературе рассматривается в каче­стве разновидности психического состояния, где отражается целостная деятельность в виде определенных уровней функционирования физио­логических процессов и психической деятельности, т.е. изменение со­стояний эмоций связано с изменениями психической деятельности и физиологических процессов.

Общей характеристикой всех психических состояний являют­ся четыре параметра:

1. активационные;

2. тонические;

3. тензионные;

Временные.

1. Активационные параметры отражают интенсивность психичес­ких процессов и детерминированы потребностно-мотивационной сфе­рой. На психологическом уровне активация проявляется в ясности со­знания, скорости психомоторных реакций, действий и движений, энер­гичном поведении и стремлении преодолевать трудности. Континуум данного параметра состоит из двух полюсов: на одном полюсе — воз­буждение, подъем интенсивности психических процессов; а на другом — торможение, спад темпа действий. Уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности.

2.Тонические параметры отражают на психологическом уровне ре­сурс сил, тонус индивида, наличие (отсутствие) энергии. Увеличенная готовность к работе, ощущение собранности характерно для повышен­ного тонуса, а низкая работоспособность, усталость, несобранность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жиз­ненные ситуации свойственна пониженному тонусу.

3.Тензионные параметры отражают степень напряжения и детер­минированы характеристиками эмоционально-волевой сферы. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (пси­хологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; неуверенность в себе, опасе­ния и страхи перед лицом возможных неудач, а также может быть свя­зан с воздействием внешних факторов: с условиями деятельности, об­щения, конкурентности и соревновательности. На одном полюсе кон­тинуума этого параметра раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, внутренний психологический диском­форт, вынужденность поведения.

4.Временные параметры отражают устойчивость и продолжитель­ность состояния. Считается, что психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточное положение между пси­хическими процессами и свойствами личности.

К наиболее изученным хроническим негативным состояниям от­носится утомление, которое является психологическим эквивалентом астении. Возникает данное затяжное психическое состояние вследствие эффекта суммации: длительное эмоциональное напряжение приводит к накоплению утомления, что в последующем способствует развитию хро­нического (эндемического) утомления. Последствия эндемического утом­ления в течение длительного времени могут оставаться скрытыми.

Обязательным признаком экстремальных психических состояний является напряжение. В экстремальных условиях и в условиях эмоцио­нально окрашенных ситуаций различают три эмоциональных состоя­ния.

Эмоциональное возбуждение расценивается как сигнальная реакция нервной системы на различные психогенные воздействия.

Эмоциональное напряжение — это эмоционально окрашенное волевое Усилие, направленное на решение мыслительной или двигательной задачи.

Эмоциональная напряженность характеризуется временным по­нижением устойчивости психических и психомоторных процессов, а так­же падением работоспособности, вызванным негативными пли чрезмер­ными психогенными воздействиями.

В ситуации бурных эмоциональных реакций и эмоциональной на­пряженности участок нервной ткани, в котором локализован очаг воз­буждения, становится доминантным. Вследствие этого другие влияния временно не реализуются, поскольку господствующая доминанта их гасит. Это продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. С пре­кращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается.

Достаточно информативным показателем эмоциональной напря­женности служит проявление выраженной мышечной скованности (не­произвольного напряжения многих групп мышц). Основной вегетатив­ной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая час­тота сердечных сокращений без физических нагрузок. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый эмоциональными воздействиями, а не температурными. На лице могут появиться выра­женные вазомоторные реакции, заметные изменения диаметра зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы ки­шечника и др.

В числе причин нарастания психической напряженности просле­живается информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих дей­ствий при их возникновении.

Эмоциональная напряженность характеризуется также падением уровня психических познавательных процессов и ухудшением психо­моторики.Причинами этого становятся избыточная мотивация, излиш­не нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выражен­ное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию такого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревож­ность, неуверенность в своих силах.

Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место отводится мимике, пантомимике, заиканию и тремору (рук, ног, щек, губ, подбородка). Характерно появление желваков на щеках, затем в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть. Глубокий эмоциональный стресс – открытый («перекошенный») рот. Среди мимических реакций, ха­рактеризующих состояние напряженности, одной из самых информа­тивных является оживление рефлексов: хоботкового; сосательного; ладонно-подбородочного.

Хоботковый рефлекс характеризуется вытягиванием губ «трубоч­кой» («хоботком») при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при про­ведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение под­бородка и губ.

Кроме внешних проявлений эмоциональной напряженности выде­ляют проявления эмоциональной напряженности в деятельности.

Эмоционально-сенсорные нарушения включают изменения про­цессов ощущений и восприятия.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падени­ем согласованности и точности движений.

Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие не­правильных решений.

В отношении влияния на деятельность человека эмоциональные психические состояния подразделяются на стенические, стимулирую­щие деятельность, увеличивающие напряжение и энергию (паника, аг­рессия, бегство), и астенические, формирующие скованность и пассив­ность (оцепенение, слабость). Одна эмоция способна проявляться в этих двух вариантах: например, стенический страх позволяет мобилизовать­ся и противостоять ситуации, а астенический встречается при упадке сил и неспособности сопротивляться обстоятельствам.

Любое эмоциональное состояние по своей природе является фе­номеном сознания. Оно всегда сознательно, но не всегда распознава­емо, в отличие от возбуждения, которое неосознаваемо и недифференцировано. Информационная специфичность эмоционального состояния делает его исключительно важным для эффективности поведения и адаптации индивидуума к новым условиям жизнедеятельности.

К. Изард (2000) среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяет страх, аффект, фрустрацию и эмоциональный стресс. С. Л. Соловьева (2003) подразделяет экстремальные психиче­ские состояния на экстремальные состояния:

1. физиологического и психофизиологического уровня (страх, стресс, психическую травму);

2. психологического и социально-психологического уровня (кон­фликт, фрустрацию, депривацию и кризис).

Р. Карсон и Дж. Батчер (2004)

1. категории стресса фрустрацию, конфликт и прессинг считают

2. предрасполагающие к нему факторы депривацию, кризис и психическую трав­му.

Следовательно, стресс, обозначаясь типичным эмоционально-пси­хическим состоянием человека в экстремальных условиях, по форме протекания является фрустрацией или конфликтом, а фактором для его возникновения служит психическая травма, кризис или депривация, ко­торые сами могут рассматриваться как этиологические модели различ­ных состояний или расстройств. По мнению П. И. Сидорова, А. В. Парнякова (2002), страх также выражается в виде стрессового состояния, паники, аффекта и др.

Таким образом, наиболее типичным эмоциональным состоянием человека в экстремальной ситуации является стресс, который формируется, развивается и протекает с участием многих других эмоциональ­ных проявлений — страха, аффекта, паники, фрустрации, конфликта, кризиса, депривации и психической травмы.

Наши рекомендации