Роль подсказки в процессе психологической поддержки
Одним из эффективных видов психологической поддержки является специально организованная подсказка. Подсказка - это представленная специальным образом дополнительная информация, помогающая субъекту деятельности в процессе принятия решения или при осуществлении управляющих воздействий [9]. Подсказка может осуществляться как при выполнении деятельности (особенно в необычных, сложных или стрессовых ситуациях), так и в процессе профессиональной подготовки (особенно в игровых ситуациях, связанных с принятием правильного решения по ходу изменения производственной ситуации).
При разработке системы подсказки необходимо предварительно выяснить тот этап решения задач, на котором подсказка дает положительный эффект. В общем случае она наиболее эффективна тогда, когда субъект осуществил самостоятельный анализ этих задач, но еще не в состоянии идентифицировать своего решения. Однако в любом случае подсказка должна быть своевременной, однозначно адекватной ситуации и условиям деятельности, включая и индивидуальные качества субъекта. Только при выполнении этих требований подсказка будет носить характер психологической поддержки, помогать человеку и не обладать сбивающим эффектом, о чем говорилось в гл. 4.
В подтверждение этого приведем два примера противоположного характера, когда подсказка в одном случае обладала сбивающим эффектом, а в другом - наоборот, носила поддерживающий (адекватный) характер [11].
В первом из них речь идет о неадекватной, неумело организованной подсказке. На одной из военных авиабаз организаторы полетов, руководствуясь рекомендациями психологов, включили в штат диспетчеров, передающих указания летчику, женщину. Замысел был вполне правильный и обоснованный. Во-первых, выбранная полоса частот в слуховом канале (женский голос) более свободна: в военной авиации женщин практически нет. Во-вторых, спокойный, мелодичный женский голос эмоционально более приятен и хорошо воспринимается пилотами-мужчинами. В данном случае в течение определенного времени эти предположения вполне оправдали себя. Команды, подаваемые женщиной, выполнялись экипажем быстро и охотно, пока ей не пришлось в сложной, экстремальной обстановке корректировать курс самолета, командир которого только что вернулся из отпуска и не знал о появлении женщины на диспетчерском пункте (напомним, что речь идет о военной авиации).
Такая ситуация была совершенно неожиданной для пилота и никак не укладывалась в его сознании. Он почувствовал явное несоответствие между содержанием сообщения и способом его передачи. Поэтому летчик отреагировал на это тем, что отказался принять такое сообщение и выполнять полученные указания. Результатом явилась авиационная катастрофа, закончившаяся гибелью экипажа и потерей самолета. Кстати, опытные руководители, Учитывая подобные обстоятельства, подают срочные и ответственные команды, снабжая их «опознавательными метками», свидетельствующими о том, что команда исходит от того, кто имеет право на ее подачу.
В упомянутой выше работе А. Н. Ефимова приводится также еще один пример подсказки, но уже совершенно иного рода. В конце двадцатых годов в Ленинграде проводился ремонт одного из мостов. Согласно плану ремонта отремонтированный пролет моста строго в определенное время нужно было опустить на специальные баржи - понтоны. Успех операции полностью зависел от четкого и своевременного выполнения данной работы. Посмотреть на необычное зрелище собрались тысячи жителей, включая городское начальство. Распорядитель работ явно замешкался, и ситуация грозила выйти из-под контроля, что неминуемо привело бы к аварии и громадным убыткам.
Тогда находящийся на трибуне известный ученый, академик и адмирал А.Н. Крылов вырвал из рук растерявшегося прораба микрофон и, не стесняясь крепких выражений, подал нужную команду. Ситуация была спасена. Спасшего положение академика поблагодарило руководство города, но при этом прозвучал и упрек: нельзя ли было обойтись без нецензурных выражений, ведь по обоим берегам реки находились тысячи горожан, которые услышали произнесенные А. Н. Крыловым и усиленные громкоговорящей связью фразы. «А я вовсе и не ругался, - ответил адмирал. Такелажники, к которым была обращена команда, - матросы. Они привыкли выполнять команды своего боцмана, вот я и дал им понять, что командует человек, имеющий на это право» (цит. по [11]). Как видно, в данном случае подсказка была четкой, однозначной, своевременной и адекватной.