Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки
Из анализа и описания рассмотренной схемы видно, что ее реализация предполагает, с одной стороны, объективное описание факторов воздействия, рассматриваемых в качестве физических и информационно-сигнальных объектов (стимулов), а с другой - психофизиологическое описание результатов такого воздействия. Факторы, обусловливающие формирование состояний работающего человека, делятся на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Каждому из этих факторов соответствует свой метод формирования состояний. Их классификация приведена на рис. 8 [30].
Рис. 8. Классификация методов, используемых при формировании состояний человека в процессе психологической поддержки
Внешние факторы в общем случае делятся на звуковые, визуальные и прочие. Звуковые факторы могут быть речевыми и неречевыми.
Речевые факторы рассматриваются в качестве информационно-сигнальных, воздействующих на состояние человека как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. В качестве носителей информации обычно используются речевые смысловые конструкции.
«При воздействии на сознательном уровне используются психологические механизмы обучения: убеждения посредством разъяснения, оценки субъективной значимости и полезности, прямого управления (приказа). Возможности воздействия связываются с формированием осознаваемых установок или убеждений. При воздействии на бессознательном уровне используются психические механизмы научения, внушения, самовнушения или формирования неосознаваемых установок.
Неречевые факторы рассматриваются как модели некоторых состояний, ситуаций, образов, природных явлений и закономерностей. В качестве носителей информации используются музыкальные конструкции, естественные природные звуки, искусственные звуки, синтезируемые инструментально и не существующие в природе. Механизм психологического воздействия - формирование эмоций и чувств, ощущений, ассоциаций, представлений, воображений.
Визуальные факторы делятся на:
- письменные;
-изобразительные.
Письменные факторы рассматриваются как информационно-сигнальные, использующие все механизмы воздействия на состояние человека. Изобразительные факторы - это статическое или динамическое изображение реальных или абстрактных событий, ситуаций и образов с естественными или моделируемыми предметно-вещественными отношениями. Механизм психологического воздействия - формирование ориентировки, эмоций, адаптации, ощущений, ассоциаций, представлений, воображения, мышления.
К числу прочих относятся факторы физической природы: полевые (электромагнитные, электрические, магнитные поля) и вещественно механические. К факторам химической природы можно отнести аэроцоны, химические вещества, фармакологические воздействия и т. п. Кроме того, возможны и комбинации различных факторов, формирующие новые качества и потому составляющие новый класс комбинированных факторов.
К числу внутренних, субъективных, факторов можно отнести (в зависимости от их связи с определенными сферами психики) следующие: мотивационная структура, сфера субъективных значимостей, индивидуально-типологические особенности. Сюда же относится и ряд личностных свойств - направленность, целеустремленность, убежденность, внушаемость, эмоциональная устойчивость, тренированность и т. п. Однако надо отметить, что анализ субъективных факторов еще далек от завершения.
Рассмотренная классификация факторов базируется на различиях в их природе. При этом могут быть выбраны конкретные способы воздействия на состояния человека. Приведем некоторые примеры. Способами реализации звуковых воздействий могут быть: подсказки (в виде совета, приказа, информирования), внушение, убеждение, разъяснение, функциональная музыка и т. п. Способами реализации визуальных воздействий могут быть письменные указания (инструкции), демонстрация с помощью слайдов различного рода изображений и др. Среди факторов физической природы используются: воздействие электромагнитными полями (по типу физиотерапии), механические воздействия (акупунктура) и т. п. Примерами воздействия факторами химической природы являются: применение витаминопитательных смесей, фармакологических средств, ионизация воздуха и пр. Примером комбинированных факторов являются комнаты психологической разгрузки на предприятиях. Общими формами реализации психологической поддержки является также психоконсультативная, психокоррекционная, реабилитационная работа на предприятии и по месту жительства людей [23].