Сущность и виды психологической поддержки
Повышению эффективности деятельности в экстремальных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении [42]. В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.
В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклонения чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить возможные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.
На этапе обучения психологическая поддержка заключается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.
Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний [42].
Первый аспект - деятельностный. Смысл психологических мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности работы, тем эффективнее воздействие средств психологической поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).
Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция. Под воздействием условий деятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объективном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.
И, наконец, третий аспект - социально-личностный. К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мотивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.
Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором находят отражение и могут быть оценены влияния разных факторов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффективна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации поддержки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозировании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предварительно обучиться для организации деятельности и поведения в критических ситуациях [42].