Методика работы по развитию диалогической речи детей на разных возрастных этапах.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.
Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.
Диалог – это «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» (Л.П. Якубинский).
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Затруднения в развитии диалогической речи, которые влияют на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время процесса общения:
Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога;
Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения;
Различного рода недостатки отбора языковых средств;
Адресация собственных реплик «в никуда»;
Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником;
Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации;
Бедная лексическая наполняемость диалога.
Диалог подготавливает развитие монолога, с появлением монолога развивается параллельно с ним.
Монологическая форма речи (монолог)
Что вы понимаете по понятием «монолог»?
Монологпонимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
«Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и …весь «монолог» как целое» А.А. Леонтьев
К основным свойствам монолога относятся:
Односторонний и непрерывный характер высказывания
Планируемость (задана определенная программа)
Произвольность (умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи информации)
Развернутость (полнота и четкость)
Логическая последовательность изложения
Обусловленность содержания ориентацией на конкретного слушателя
Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (мимика и жесты)
В отличие от диалогической речи формирование диалога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном.
Затруднения в развитии монологической речи:
Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления
Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность
Низкий уровень употребляемой фразовой речи 9сложных синтаксических конструкций)
Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления
Различного рода недостатки отбора языковых средств;
Трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимоотношений действующих лиц
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используется и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. Реализация связанного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Выделяется три логико-смысловых и структурных типа монологических высказываний, которые являются моделями в процессе обучения старших дошкольников.
Это:
Описание
Повествование
Рассуждение
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности и постоянства признаков, называется описанием.
Временные признаки показывают то, что наблюдается в этот момент. Постоянные же признаки показывают то, что свойственно, например, тому или иному времени года, местности. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, форму и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.)
Описание отличается
Статичностью (единый временной план)
Констатацией (утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета)
Перечислительной структурой однородных компонентов
Перечислительной интонацией
Наличием объекта описания (картины природы, какая-либо обстановка или человек, животное, неопределенный предмет)
Повествование– особый вид монологического высказывания со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях природы, сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности.
Повествование отличается
Динамичностью (действительность воспринимается в процессе изменения и развития
Последовательностью событий
Повествовательной интонацией
Наличие композиционной структуры (введение, основная часть, заключение)
Рассуждение– особый вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких-либо фактов (явлений).
В структуру монолога-рассуждения входят:
Исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать)
Аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса)
Выводы.
Это самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированного логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.
В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.
Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Последовательность использования игр, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.
Существует несколько этапов работы с детьми.
Предварительный этап:
Основная задача - обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей,
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.
Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей.
Второй этап:
Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными) . Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) . Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Правильно подобранные для развития диалогической речи игры, рассчитаны на:
1) формирование у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правилаповедения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик) ;
2) отражение естественной логики формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
Сравнительная таблица форм связной речи
Характеристика | Диалогическая речь | Монологическая речь |
Форма речи | Первичная | Развивается на основе диалога |
Цель | Потребность непосредственного живого общения | Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности |
Возраст формирования | 3 – 5 лет | Начинает к 5 годам |
Система языка | Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса | |
Условия коммуникации | Связность высказываний | |
Ситуация возникновения | Ситуативная | Запрограммированная (планируемая) |
Виды предложений | Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений | Связное развернутое изложение |
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) | Широко используется | Мало используется |
Работа педагога | Развивать | Целенаправленно обучать |
Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и т.д.) , нужно создавать условия для развития речи у детей с раннего возраста.
Младший дошкольный возраст (3 – 4года)
Детей привлекали к современным играм, приглашали поиграть. Побуждали самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых, либо детей (персонажи литературных произведений, мультфильмов и.т.д.)