Пятый дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке
Часть любви и свободы Абсолют оставил Себе — на случай, если человек не захочет воспользоваться своими.
Игры этого человека носят не вполне понятный ему самому характер; ясно только, что они глубоко мистичны и касаются всей его жизни целиком, от начала и до конца. Еще более мистический характер носят беспокоящие его ограничения и свобода, которую он должен обрести. В какой-то степени он должен ощутить персональную свободу в выборе идеала, дарованную Богом всем людям, но в данном случае ощущаемую существенно больше среднего.
Окружающим этот человек может показаться чересчур увлекающимся, а скорость смены его идеалов чрезмерной; изнутри же, то есть субъективно, все может обстоять противоположным образом. Его задача — преодолеть имеющиеся стереотипы превращения духовных сил в духовные же противоречия или напряжения, и пока Бог не придет ему на помощь, сделать это не удается. При самом сильном сосредоточении на глубинах своего "я" этот человек примерно представляет себе, где и в каких рамках ему можно (и нужно!) поиграть в поисках направления главного жизненного пути, но насколько всерьез он станет этим заниматься, зависит только от него самого. Отсутствие проработки скажется в глобальном чувстве духовной ограниченности и несвободы; возникнет комплекс несвободы в виде ощущения удушающего, мстительного и тупо-ограниченного глобального жизненного сюжета, в рамках которого сколько-нибудь самостоятельное творчество практически невозможно. Проработка дает необычайное чувство Божественной любви в самом главном для человека, отдаленного, но ровного света свободы, освещающего всю его жизнь.
Планеты в пятом доме
Планеты в пятом доме покажут, какими энергиями воспользуется человек в своих играх и при самовыражении на материале, а также характер его усилий при обретении свободы и Божественной любви.
Под пятым домом идут также нетяжелые болезни и зло в его "игровом" варианте, то есть в том смысле этого слова, который фигурирует в высказываниях "свобода предполагает выбор между добром и злом" и "не согрешишь — не покаешься". Другими словами, игра на жестокой структуре не сразу ведет к ее высветлению — естественно, что иногда возникают ложные ходы (например, сочленение заклинило намертво или в данном месте люфта не обнаруживается), и тогда объект начинает потрясывать: слегка нарушаются правила игры, и мы говорим о зле как отсутствии добра или Божественной любви; субъективно же зло (по пятому дому) часто воспринимается как отдельно существующий агент, который, однако, быстро и практически без сопротивления растворяется в лучах любви — если они точно на него попадают: так керосин и смазка уносят с собой ржавчину. Планеты в пятом доме (а также в некоторой степени планета, им управляющая) покажут характерные энергии игрового зла, с которыми придется иметь дело человеку в поисках свободы и любви: в частности, ему нужно научиться отличать истинную благодать от ее суррогатов, которые предложит ему бес.
Солнце в пятом доме
Одни вопросы стоят передо мной, перед другими я сам вытягиваюсь во фрунт.
Для этого человека игровая ситуация это в первую очередь принципиальный выбор: быть или не быть. Это необязательно "русская рулетка" но он должен быть принципиален, а иначе чувство свободы у человека не возникает.
Естественное самовыражение солнечного пятого дома идет на материале творения или уничтожения миров, точнее — процессе подготовки к принятию соответствующих решений. Однако это самовыражение носит любительский характер (пятый дом — не шестой), поэтому такому человеку лучше играть роль дипломата, ведущего переговоры о мире, в кино, нежели в жизни. Со стороны может показаться, что в ответственных моментах своей (и чужой) жизни он ведет себя удивительно легкомысленно, и даже где-то безответственно, как будто ему по большому счету все равно, на ком жениться, где работать, где жить и т. д. Однако субъективно он далеко не всегда чувствует себя в таких ситуациях непринужденно: пока Божественная любовь отсутствует, его крутит бес, который под соусом свободы выбора предлагает ему различные безобразия под общим лозунгом: "Где наша не пропадала!" И человеку очень важно увидеть рамки, в которых происходит выбор, и их расширить, но не за счет ломки ограничивающих его структур, а путем их любовного рассмотрения и обнаружения подробностей, которые порой совершенно меняют ему видение ситуации. Типичный пример — следующий диалог родителя и отпрыска:
— Отец, я жениться хочу.
— Не дорос ты еще жениться!
— А когда дорасту?
— А когда расхочешь.
Луна в пятом доме
Неправильно говорят: человек заботится о своей душе. Наоборот, душа заботится о нем, а человек эту заботу принимает или отвергает.
Типичное самовыражение этого человека — игра в заботу, и это часто не самый приятный для окружающих аспект, во всяком случае, на низком уровне проработки: все-таки мы обычно предпочитаем, чтобы о нас заботились всерьез. Проработка аспекта идет по пути внимательного изучения объекта заботы и установления с ним отношений, игровых по форме для самого человека, но четко обеспечивающих основные моменты, необходимые для объекта.
Например, мать с непроработанным лунным пятым домом будет обращаться с ребенком как с куклой, совершенно не беспокоясь о его потребностях; проработка означает, что забота о чаде будет адекватной, но в то же время веселой и непринужденной: "А теперь мы будем завтракать: сначала ты станешь кошечкой и вылакаешь свое молочко из блюдечка, а потом превратишься в зайчика и схрупаешь морковку, держа ее в лапках".
Со стороны в ситуациях заботы этот человек может показаться несерьезным; он, однако, чувствует, что здесь это ему — можно, и в принципе он прав, если только не выходит за определенные рамки, регулирующие его отношения с объектом заботы. Выступая в последней роли сам, он может показаться довольно капризным; в целом, однако, создается впечатление игровой ситуации, что ее безусловно смягчает.
Пока аспект не проработан, забота тягостна для человека: игра не получается, самовыражение тоже, и возникает ощущение неискренности усилий и заданности ситуации. Если не предпринять никаких действий по поиску вдохновения и нестандартного подхода, то быстро появляется бес, устраивающий на месте заботы психологическую игру, например, типа: "Я всего лишь хочу вам помочь", когда вокруг объекта поднимается известная суета, не приносящая, ему однако, никакой пользы.
Меркурий в пятом доме
И на небесах есть своя халтура, например, лунное затмение.
Это своеобразное положение; пятый дом означает дилетантство, и в данном случае это дилетант от науки. Вероятно, в детстве этот человек любил игры с кубиками, и в них выражал себя; во взрослом возрасте кубики могут смениться другими объектами, но идея игры как упорядочения, подчинения определенному закону остается. При этом человек, как правило, будет любить игры с четкими законами, но в их рамках постарается ощутить себя максимально свободно. Со стороны, по крайней мере, он будет выглядеть именно так, но насколько легко это будет ему даваться, покажут аспекты пятого дома и Меркурия.
Преодоление жесткости объекта такой человек ищет, так сказать, научно: пытаясь уловить определенные закономерности его структуры и с помощью этих закономерностей найти в ней степени свободы. При этом ему не нужно ждать от себя слишком многого: как только объект оживает и начинает лучиться любовью, усилия можно прекращать, даже если их результат не слишком оформлен — пятый дом не предполагает совершенства. Типичным для меркуриального пятого дома является бес наукообразия, когда вместо истинного преодоления жесткости объекта усилия идут, скажем, на классификацию типов ограничений, которая ровным счетом ничего не дает для их смягчения или трансценденции.
Венера в пятом доме
"Люблю тебя, печати место,
Когда без сургуча, без теста,
А так, как будто угольком,
"М.П." очерчено кружком! "
(К. Прутков)
Это довольно острый аспект: при проработке он дает человеку и окружающему его миру очень много любви и радости, но если его не прорабатывать, то Венера буквально задыхается в жестких структурах объекта, в том числе и самого человека, и он превращается в своего рода черную дыру, которая может без труда и последствий поглотить любое количество любви, особенно бескорыстной.
Здесь преодоление жесткости объекта идет с помощью облучения его невидимым Божественным светом, который сам по себе возникает в человеке при включении пятого дома; вопрос заключается лишь в том, чтобы правильно направить этот свет. По идее, любовь делается для объекта чем-то вроде рентгена, в лучах которого обнаруживаются новые степени свободы и одновременно смазываются заржавевшие подшипники — но и то, и другое происходит не сразу.
Любимая игра этого человека — любовь, и он может быть в ней непостоянен и даже как бы жесток, лишая объект своего любовного внимания, как только тот оживает, выходя из манипурного окостенения. Однако гораздо хуже, если человек тратит свою любовь на жесткие структуры, их не оживляя, или, наоборот, на уже достаточно живой и не нуждающийся остро в энергии пятого дома объект. Первый вариант порождает беса, характерного для проституции, второй ведет к заболачиванию, перерождению и в конечном счете демонизации анахатного объекта.
Марс в пятом доме
Горизонт не есть воображаемая линия, отделяющая небо от земли. Горизонт это реальная линия, ничего ни от чего не отделяющая.
Для этого человека игра связана с действием: оформлением, расчленением, вообще тем, что другие называют словом работа ; это, однако, не значит, что работа для него всегда легкая игра.
Вообще этот аспект не является легким: по существу он означает, что оживлять жесткие объекты человеку придется путем содержательного и зачастую трудного изучения их структур, и столь же трудоемкого их высветления. Тема игровой, но от этого не менее серьезной борьбы со злом как препятствующей всякому раскрепощению силой может встать перед этим человеком во весь рост — даже если он не посвятит себя борьбе за права человека в стране с деспотическим режимом, а просто возьмет в руки кисть и палитру.
В отсутствие проработки этот аспект дает склонность превращать в нелепую игру любую работу; наоборот, высокий уровень проработки дает возможность самовыражения при работе самыми разными выразительными средствами и материалами — но особенно, конечно, теми их видами, на которые укажет положение пятого дома в Зодиаке. Вообще профессия этого человека — нести радость, свободу, раскрепощение, и именно по этим качествам нужно ценить его усилия. Клоун может себе позволить неловко упасть или надеть башмаки не на ту ногу.
Юпитер в пятом доме
Много ли человеку нужно для счастья?
Много, причем в основном всякой ерунды.
Этот аспект побуждает человека искать способы освобождения от жестких структур, ограничивающих объект, с помощью глобального его рассмотрения. Часто несокрушимые и несгибаемые с одной позиции связи оказываются пластичными с другой, а если рассмотреть их все в совокупности, то обнаруженная свобода может оказаться совершенно достаточной для его оживления и обретения Божественной любви. Можно ли двигаться, не совершая ни одного прямолинейного движения, но лишь одни вращения? Для машины, созданной инженером, это довольно сложно; человек же, осваивая собственное физическое тело, делает это довольно непринужденно; координация движений всех его мышц и связок требует огромного количества юпитерианской энергии, которая плохо поддается математическому моделированию и потому робот с пластикой, приближающейся к человеческой, будет создан нескоро, даже если начало соответствующего проекта подгадать так, чтобы Юпитер оказался в пятом доме и в Деве.
Самовыражение этого человека естественно пойдет в ходе свободного синтеза с использованием совершенно определенных материалов, ограниченных жесткими правилами компоновки: например, это может быть способность составлять композиции из песка, гальки и различных мхов, или просто человек как-то ловко собьет гвоздями несколько по виду неприглядных сучьев так, что композиция вдруг совершенно оживет (при пятом доме в Близнецах аналогичный талант будет в отношении интерпретации событий).
Искушение этого аспекта — создание полной, но совершенно мертвенной, безблагодатной конструкции, вроде тех ежедневных рационов, которые предлагаются плохими книгами по питанию.
Сатурн в пятом доме
Перед сражением с многоголовым чудищем уточни, в каком порядке лучше рубить его головы.
Для этого человека игра это прежде всего выход "во чисто поле", в ситуацию, которая для него во многом неизведана, от которой он существенно зависит и где он может обрести качественно новые умения и в конечном счете индивидуализироваться. Часто это связано с риском или во всяком случае с неуверенностью в будущем, поэтому при непроработанном аспекте человек может опасаться любых игровых ситуаций или играть, с точки зрения окружающих, чересчур осторожно и скованно (ему самому будет казаться, что он необычайно смел и решителен).
Преодоление жесткости объектов для него естественно путем погружения их в реальные условия — "а там посмотрим". Это, однако, обоюдоострый подход, так как испытания в действительности должен выдержать он сам, и в зависимости от того, обретет ли свободу определенная жесткая структура в его организме, и будет решаться вопрос об обретении жизни и свободы объектом.
Окружающим может показаться, что в "поле" этот человек чересчур легкомыслен; в действительности здесь ему как бы разрешено больше, чем другим (исключая разве индивидов с Сатурном в первом доме), но тем не менее правила игры ему нужно знать и соблюдать достаточно твердо, и добиваться благодати, не выходя за их рамки, а иногда это будет нелегко. Здесь важно не выходить за пределы пятого дома, то есть искать любовь, но не совершенство — последнее скорее к шестому дому.
Искушение аспекта — ложно понятая благодать, то есть ее симуляция, или неправильное отношение к преодолеваемой жесткой структуре Тридевятого Царства, например, попытки ее сломать вместо того, чтобы высветлить.
Глава 4