Современный предмет философии
Но есть СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (формируется после Канта в 18м веке)
· Философия истории - прогресс, регресс, цикличность истории. Вопрос о движущих силах истории
· Философия религии - разбирается в религиозном мировосприятии, религии, мифы, секты, психология...
· Философия языка - сюда же (герменевтика)
· Философия сознания (когнитивная)
· Философия научно-технической революции.
· Философия Науки - изучение методов, используемых в науке
· Философия Виртуальной реальности -
· Последний сегмент - неизвестно, что будет в нем, что будет изучаться и исследоваться.
Вопрос об использовании и понимании к науке. В хороших учебниках философия не считается наукой.
В таблице выписать - даты жизни представителей эпохи.
На следующей лекции: Тезис, методология, правила тезиса. Часть материала будет на ящике. Что будем делать на первых семинарах.
Задание на семинар:
1) По таблице
2) Работаем с ветхим заветом; задача: сравнительный анализ представлений о человеке в Ветхом завете (Притча об Аврааме) и мифах древней греции; подготовиться к обсуждению.
Анализ проводить по следующей схеме:
Ветхий Завет | Древняя Греция | |
Черты человека | ||
Черты бога/богов | ||
Отношения между богом и человеком |
3) Обсуждаем Тезис (спорный, четко сформулированный) «Следует ввести смертную казнь за особо тяжкие преступления в современной России».
Подготовиться по одному из трёх пунктов. Выступление (макс. 3 минуты) три темы:
a. История проблемы (везде до 20го века);
b. Проблема смертной казни за рубежом (20й век Европа, Штаты, на Востоке);
c. Проблема смертной казни в России.
Решаем вопрос расписания:
До лекции №8 некоторые материалы будут записываться на листочках
25 февраля лекция №2
Тема: правила ведения дискуссии.
ТЕЗИС И АРГУМЕНТЫ
правила, которые мы будем разбирать. Необходимо проработать отрывок на ящике.
ТЕЗИС — основная мысль, которая должна обосновываться.
Тезис должен быть спорным; тезис примерно похож на повествовательное предложение, вопрос тезисом не является.
Требования к тезису:
1) Тезис должен быть сформулирован «ясно/четко», максимально кратко и должен быть понятен всем участникам дискуссии
Пример из Владимира Соловьева: «Следует отдать землю народу» (в тезисе обсуждающие видят
только то, что хотят увидеть. В этом плане этот тезис провокационный)
2) Максимальная краткость: чем короче тезис, тем тяжелее ошибиться, и тезис более понятен.
3) Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего обсуждения. Смена тезиса должна обговариваться.
«Ясно/четко»: требование запрета на ошибки обыденного языка
Ошибки обыденного языка:
1. Субъективно-многозначные слова - (значения обусловлены личностным развитием) - справедливость, красота,... качественные прилагательные
2. Объективно-многозначные слова - связаны формально с объективными показателями пространства, времени, расстояния...
3. Жаргонные слова (жаргон формируется в лоне основного языка и поэтому он многозначен)
3.1. упрощение
3.2. сокращение времени передачи информации
3.3. эмоциональное усиление
3.4. зашифровка информации
4. Противоречивые выражения:
«Может ли всемогущий Бог создать камень, который он не сможет поднять?»
Ответа на этот вопрос нет. Прием: выделять ключевые слова... спилитирование
Требование к неизменности тезиса
Две основные ошибки:
a. полная смена тезиса (когда у оппонента закончились аргументы... идет вброс. нацелено на эмоциональную деконструкцию);
b. частичная подмена тезиса (вырывание из контекста, синонимизирование)
пролонгирование ответа...
АРГУМЕНТЫ
АРГУМЕНТЫ - суждения, которые обосновывают тезис, подтверждают его.
2 группы правил:
· Содержательная группа
· "Аргументы к человеку"
1. Содержательная группа (позитивные):
1.1. Истинные, проверенные и общепринятые суждения (используем то, что уже известно и не нуждается в доказательстве): справочные официальные издания (не Википедия!), учебная информация (это проверено, соответствует миропониманию), данные социологических опросов.
1.2. Аргументов не должно быть ни много, ни мало, их должно быть достаточно ТРИ (разные по весу: сильный, средний, слабый), рассматриваем неагрессивную дискуссию. (последовательность - средний, сильный, слабый (последний нужен для того, чтобы противник мог сохранить лицо)).
1.3. Запрет тавтологического круга («Иванов - справедливый человек, потому что он справедлив»);
1.4. Аргументы не должны противоречить друг другу или не соответствовать;
2. "Аргументы к человеку" (негативные):
Признаки:
· не имеют отношения к содержанию спора;
· направлены на деморализацию соперника нерациональным способом.
2.1. Аргумент к авторитету (Авторитет может быть: народная мудрость, авторитета в данной области - устное цитирование на примере "глухого телефона"(нужно указывать письменный источник), Библия. (Нужно выстраивать собственную аргументацию)
2.2. Аргументы к интеллекту: (1 - неосознанный, 2 - сознательное употребление информации, не известной собеседнику)
2.3. Аргументы к публике (аргумент к большинству): "Всем известно..."
2.4. Аргумент к силе (явный, не явный (шантаж..., близость к власти))
2.5. Аргумент к личности (комплексы, внешность, образование, семья, )
3 марта лекция №3
на лекции начинаем философскую антропологию.
Нужно пройти эпохи: Грецию, Средневековье и Ренессанс.
План алгоритма:
1. Социально-исторические условия;
2. Общая характеристика сознания эпохи (специфика Др. Греции, Ср, Возрожд.);
3. Иллюстрирование.
Сегодня начинаем с особенностей соц.-истор. условий в Древней Греции.
Мы рассматриваем не все условия, а лишь те, которые связаны с человеком.
Древняя Греция