Моавийя жалуется на Иблиса Богу Всевышнему и молит о помощи
О Боже, его речи – словно дым; возьми меня за руку, иначе вся моя одежда будет в копоти.
Я не в состоянии состязаться с Иблисом в логике, ведь он – обольститель и достойных, и недостойных.
Адам, который является проявлением всех Имён[130], был бессилен перед молниеносным броском этой шавки.
Из-за Иблиса Адам был низвергнут с небес на землю.
Адам оказался всего лишь рыбкой у него на крючке, воскликнув: "Мы обидели самих себя!" Уловки и коварство Иблиса беспредельны.
За любым его заявлением – интрига, сотни тысяч чар заключены в нем.
Он в момент лишает людей мужества; он возбуждает страсти в мужчинах и женщинах.
О Иблис, погибель людей, смутьян, с чего это ты разбудил меня? Отвечай правду!"
Иблис вновь юлит
Иблис сказал: "Ни один человек с темными мыслишками не воспримет истину, несмотря на сотню знамений.
Когда фантазеру высказывают здравое суждение, его фантазии только усиливаются.
Когда с таким человеком беседуют, все сказанное становится лишь поводом для фантазирования. Меч крестоносца – орудие для вора.
Поэтому ответь ему молчанием и миром; говорить с дураком – безумие.
С чего это ты жаловался Богу на меня, о простодушный? Жалуйся на испорченность своего низменного эго.
Если объешься конфетами – заработаешь нарывы, поднимется жар, и твое здоровье пошатнется.
Ты проклинаешь Иблиса, который не виноват; как это ты не видишь, что обман исходит от тебя самого?
Не Иблис виноват, а ты сам, о сбившийся с пути, петляющий как лиса за донба[131] овцы.
Когда ты видишь донба на зеленом лугу, это ловушка. Как же ты не поймешь этого?
Твое невежество идет от твоего страстного желания донба, оно отдаляет тебя от знания и ослепляет твои глаза и разум.
Твоя любовь к вещам делает тебя слепым и оглушает тебя, твоя низшая душа дает промашку. Не ввязывайся в драку.
Не сваливай вину на меня, не передергивай, я не имею никакого отношения к злу, жадности и недовольству.
Я поступил неблаговидно и до сих пор сожалею об этом; я жду, когда моя ночь обратится в день.
Люди обвиняют меня; каждый сваливает на меня свои грехи.
Старого бедолагу-волка, хоть у него и бока подвело, обвиняют в сытном житье.
Когда его шатает от слабости, люди говорят, что это у него от переедания".
Моавийя, вновь собравшись с силами, дает отповедь Иблису
"Ты выйдешь на свободу, только если скажешь правду, – сказал Моавийя. – Справедливость взывает к истине.
Яотпущу тебя, если скажешь правду. Обманом не осадить пыль, поднятую моими шагами".
"А как ты отличишь истину от лжи? – спросил Иблис, – о ты, который живет воображаемым и полон нереальных представлений?"
Моавийя ответил: "Пророк дал наставление; он установил пробный камень для различения лжи от истины".
"Ложь, – сказал он, – это дурные предчувствия сердца, а истина – блаженный покой".
Сердце не обретает мира во лжи; масло с водой не дает огня.
Правдивые речи успокаивают сердце; истина – это приманка для поимки сердца в ловушку.
Если сердце слабое и болезненное, оно не различает один вкус от другого.
Когда же сердце оправляется от боли и хворей, оно начинает отличать вкус лжи от вкуса истины.
Когда жадность Адама к пшенице усилилась, она лишила его сердце здоровья.
И потому, прислушавшись к твоей лжи и искушениям, он был обманут и выпил яд [твоих слов].
В тот миг он не мог отличить яд от лекарства; проницательность покидает того, кто опьянен страстью.
Люди опьяняются ожиданиями и желаниями; они принимают твой обман.
Всякий, кто освобождается от желаний, делает свой глаз близким таинству [Богу]".
Моавийя заставляет Иблиса сознаться
"Итак, с чего это ты разбудил меня? Ведь ты – враг пробужденности, мошенник!
Ты усыпляешь всех, как зёрна мака, ты лишаешь знания и рассудка, как вино.
Я припер тебя к стенке. Говори же правду! Я сумею тебя уличить, меня не проведешь.
От каждого я ожидаю проявлений присущего ему нрава и характера.
Я не жду от уксуса сладости, а от воина – слабости.
Я не ищу Бога в идолах, как идолопоклонники, и даже не считаю идолов символами Бога.
Я не жду, что навоз начнет благоухать как мускус, и не ищу в реке сухих кирпичей.
От Сатаны, который является "иным", я не ожидаю, что он разбудил меня для благого дела".