Пока не утолю свою жажду любви к Тебе.
Айнол-Кодхат далее цитирует Ахмада Газали: "Я ни разу не слышал, чтобы шейх Абуль-Хасан Харакани произнес имя Иблиса и не добавил при этом: "Этот величайший среди великих" и "образец тех из них, кто отделён". Когда я упомянул об этом при Бараке[100], он сказал, что именование "образец тех, кто отделён" лучше, чем "величайший среди великих".
НАК I 96-97
Хасан Басри говорит об Иблисе следующее: "На самом деле свет Иблиса – это огонь Великолепия, как в словах Божьих: "Ты создал меня из огня" (7:12).
И если бы Иблис явил человечеству свой свет, ему бы поклонялись, как Богу".
Т 211
Согласно Абуль-Аббас Кассабу, Иблис был убит Богом. Было бы трусостью бросать камни в того, кто убит Богом. Если бы Бог отдал в мои руки расплату в Судный День, я бы сделал вот что: собрал бы всех и возвысил Иблиса над всеми. Однако Бог не отдаст расплату в мои руки.
ТА 643
Рассказывают, что Нури и некий человек сидели и скорбно плакали. Когда человек ушел, Нури, обратившись к своим сподвижникам, спросил: "Знаете, кто это был?" Нет, ответили те, и он промолвил: "Это был Иблис, он говорил со мной и своем служении и рассказывал обо всем, что с ним произошло. При этом он, как вы видели, стонал от боли отдаленности и плакал. Да и я тоже не удержался от слез".
ТА 470
Рабию спросили: "Любишь ли Всемогущего?" Она ответила: "Да, люблю". Ее спросили: "Враждуешь ли с Сатаной?" Она в ответ: "Я столь поглощена Милостивым, что не имею времени для вражды с Сатаной".
ТА 80
Отсутствие презрения к Иблису
В одном из эпизодов "Маснави" Руми показывает, как опасно презирать Иблиса:
Однажды Адам взглянул
на бессердечного Иблиса
с презрением и насмешкой.
Он повел себя чванливо и самонадеянно,
насмеявшись над положением Иблиса.
Бог, возревновав, вскричал:
"О избранный! Ты несведущ
в скрытых таинствах.
Если бы Бог пожелал,
Он мог бы вырвать гору
глубоко из земных недр;
Он мог бы пристыдить сотню Адамов
и подвигнуть к принятию ислама сотню Иблисов".
"Я раскаиваюсь, – вскричал Адам, –
и впредь не буду столь неуважительным.
О помощь тех, кто взывает о помощи[101],
наставь нас!
Здесь нет гордости знанием или богатством.
Не сбивай с пути истинного сердце,
которое Ты милосердно наставлял,
и отврати зло, что предрешено Твоим Пером.
Пусть болезнь, которая предопределена,
покинет наши души
и не разлучит с братьями довольства[102].
Нет ничего горше разлуки с Тобой,
без Твоей защиты – одна растерянность.
ММ 13893– 3902
Проявление Божественного имени ''Вводящий в заблуждение" (аль-модхелл)
Иблис – проявление Божественного имени "Вводящий в заблуждение", которое содержится в Божественном имени "Аллах"; согласно последнему человек – это проявление, включающее все проявления. По этой причине говорят, что каждый человек носит в себе Сатану. Так, Пророк сказал: "Своего Сатану я сделал правоверным". Суть этого в том, что Сатана – внутри и вообще не имеет внешнего существования, о чем сказано у Сабзавари:
Раскрытие завесы Величия
Привело к проявлению Гнева,
И как это дуалисты умудрились
Насадить Сатану повсюду?
Некоторые утверждают, что Пророк Бога – проявление Имени "Направляющий" (аль-хади), а Иблис – проявление Имени "Вводящий в заблуждение" (аль-модхелл), Бог же – проявление обоих Имён. Следовательно, Мохаммад исполняет роль проводника, а Иблис – роль сбивающего с пути. Джами объясняет эту двойственность в стихах: