И тот испепелённый, чей прекрасный лик

Был предан на сожжение огню,

Бесстыдно утверждал,

что он приветствует огонь!

Ираки

Как странно! Мне по душе и милость Его, и гнев!

Ах, как люблю я эти крайности!

Руми ММ I 1570

Меня отвергнут оба мира –

Любовь в моей душе пребудет неизменной!

Аттар ИН 105

Зун-Нун сказал: "Я видел, как Иблис сорок дней был простерт и не поднимал головы. Я сказал ему: "О несчастный, ведь Бог изгнал тебя и проклял, к чему же все эти поклонения?" Он ответил: "О Зун-Нун, я-то, возможно, и отлучен от поклонения, да Он не отлучен от Господства".

КАМ I 160

Мохаммад был хранителем предвечных выражений милости, а Иблис – послевечных выражений гнева. Бог создал Мохаммада из света милости, а Иблиса – из огня гнева. Возвышенный [Мохаммад] являл выражения милости, а проклятый [Иблис] – выражения гнева. Говорят, что эти двое были проявлениями Бога – "Милостивого" и "Гневного". "Он сбивает кого хочет, и ведет прямым путем кого хочет" (16:93).

СС 510

Чтобы привести Мохаммада к месту видения (шохуд), Бог явился Иблису из "Вечности", выказал Себя в суженых мира ангелов (малакут) и помог ему узреть царство Божественной власти (джабарут).

Глаз Пророка не был отвлечен от Бога деянием Божьим. Он погрузился в устрашающее море "Сущности". Он увидел хитрость, присущую "Вечности", и нашел убежище от нее в Боге, отделив себя от творения. Он искал помощи от "Вечного бытия", говоря: "Ищу убежища от Тебя в Тебе".

Бог привел Иблиса к месту предвечного состояния гнева – и он увидел Бога в одеянии гнева. Иблис бросился в гнев Божий и сам стал гневом. Его духовное знание возросло через созерцание гнева и он проникся гневом. Бог испытывал его с помощью скрытой природы Божественной хитрости, явив вечную форму Адама без вечного духа и сказав: "Преклонись перед Адамом!" Иблис был захвачен видением Божественного гнева.

По Божьей воле Иблис стал отверженным. Бог тонко скрыл себя в Адаме посредством Своих тайных деяний и Своих светоносных свойств, так, чтобы Иблис не смог ни распознать Бога, ни постигнуть, что Адам – это творение Божье.

Иблис был преисполнен переживания Божьего гнева, и представлял себя облаченным в одеяния "Божественного Бытия". Замкнувшись на себе, он возгордился тем, что украсился деяниями, знанием и видением Божьего гнева, вообразив, что все это и есть Бог; однако это не было Богом, это был только Иблис.

Иблис был слугой, а Адамом был сам Бог – и его-то Иблис не сумел распознать из-за своей гордыни.

Отбросив веревку преданности, он сказал: "Я лучше его [Адама]".

На самом деле он не видел этого "лучшего", не видел никаких особых добродетелей в себе, а попросту воспользовался аналогией. Однако как можно пользоваться аналогией, рассуждая о Боге и Его творении?

Если бы Иблис распознал в Адаме те качества, которые видели другие ангелы, лучезарность души Адама тотчас смягчила бы сердце Иблиса своим "вечным" светом. Адам в тот момент был наполнен вечным светом и славой Божественной Сущности и Его атрибутами. Поскольку Иблис, "проклятый", не увидел Адама, он заявил о своем превосходстве над Адамом. Иблис вернулся к своему прежнему состоянию, выпав из "Божьего ока" ('аин-и хакк) и обратившись в "пришельца в мире этом", как указывал [Халладж].

СС 511

Айнол-Кодхат Хамадани сказал: "Отбрось любовную ревность (гхайрат)[93], о милый друг! Или не знаешь, как звали в Божественном мире этого обезумевшего влюбленного, которого в этом мире ты называешь Иблисом?

Если бы тебе было ведомо его настоящее имя, ты бы считал себя неверующим, называя его так. Остерегись того, что слышишь! Этот безумец любил Бога. Знаешь ли, как проверялось добротолюбие (мохаббат)? С одной стороны, огорчением и гневом, с другой – виной и унижением. Ему было сказано, что свои притязания на любовь к Богу надо доказать. Испытания огорчением и гневом, а также виной и унижением были даны ему, и он принял их. В то время эти испытания подтвердили, что его любовь была подлинной. Тебе неведомо то, о чем я говорю! В любви должны соприсутствовать неприятие (джафа) и приятие (вафа), чтобы любящий мог достигнуть зрелости благодаря милости и гневу Возлюбленного; иначе, он останется незрелым и бесплодным.

Осознай, что совершенство в любви – это одна из стоянок любви, и если кто-то в этом состоянии подвергнут поношению Возлюбленным, то он более счастлив, чем если бы он обрел милость от других.

Не знающий этого – не знает, что такое любовь. Обдумывая эти слова и размышляя над ними, ты можешь прийти к пониманию, что друзья Божьи взращиваются Его милостью и гневом. Они растут, тысячу раз на дню впивая вино единения, затем неизбежно бывают сокрушены разлукой с Любимым. Любящий – пока лишь ученик, а в этом мире ученики подвешены на древе разлуки...

Тысячу раз на дню внутреннее бытие искателя Божественного присутствия отвечает: "Нам ведомо, что наш Возлюбленный приходит в гневе и огорчении, но мы предали себя огорчению и гневу Возлюбленного. От Любимого приходит страдание, а от нас – довольство, от Любимого гнев, от нас – любовь...

Насколько же огромна любовь, которая вопиет: "Мы избрали вечную боль, оставив прощение и милость другим". О друг, знаешь ли, откуда исходит боль Иблиса? Когда-то он был хранителем небес, одним из серафимов; из этого состояния он пал до уровня мира и был определен хранителем мира и ада.

Знаешь ли, что он сказал? Он сказал: "Тысячи лет я был на пути к Любимому. Когда Любимый принял меня, моим уделом стало Его неприятие". И что же, ты полагаешь, сказал он затем? Он сказал: "Когда милость снизошла на меня, Возлюбленный проклял меня словами: "И над тобой Мое проклятие до дня суда" (38:78). Что бы ты сказал о том, кто, лишившись пропитания, продолжает жить и преуспевает?.. Благодаря Божественному Великолепию, пока Бог не повелит Иблису сделать что-либо, тот не будет делать.

Если бы ты знал, что "и говорит он не по пристрастию" (53:3) относится к Мохаммаду, ты мог бы осознать, что [хотя Иблис сделал то же самое, что и Мохаммад, то есть стал говорить, когда был направляем Богом к совершению этого] "в их истории – урок для тех, кто понимает" (12:3). Один из уроков состоит в том, что Вениамин и все те, кто был посвящен в тайну, знали, что он не крал (12:70– 83); однако Иосиф сказал ему, чтобы он при всех сознался в этом.

И тот испепелённый, чей прекрасный лик - student2.ru

Осознайте, что там, где Гавриил, Михаил и другие ангелы слышали: "Преклонись перед Адамом!", Бог говорил Иблису в сокровенном таинстве зримых и незримых реальностей: "Преклоняйся лишь предо Мною!" Внешне он сказал Иблису: "Поклонитесь Адаму!", внутренне же он сказал: "О Иблис, спроси: "Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?" (17:61) И это полностью меняет положение дел.

Знал ли ты, что Бог имеет два имени? Одно – Милостивый, Милосердный (ар- Рахмано'р-Рахим), а другое – Всемогущий, Величавый (аль-Джаббаро'л-Мостакбер). Свойством Могущества он привел в бытие Иблиса, свойством милостивости – Мохаммада. И потому Иблис существует благодаря Божественному гневу, а Мохаммад – благодаря Его милосердию.

"О друг, – сказал Бог Иблису, – и над тобой Мое проклятие до дня суда" (дин – буквально "религия"). Бог имел в виду религию не этого, а того мира. И этой религией является самоупраздненность и единичность религиозной общины.

В этом мире такую религию называют неверностью. Что такое неверность и что такое вера? И то, и другое – едино.

Не каждый способен воспринять, что оба – и Иблис, и Мохаммад – притязают на то, чтобы вести по Пути. Иблис – ведет прочь от Бога, Мохаммад же – к Богу. Бог назначил Иблиса привратником Своего двора, сказав ему: "Мой любимый, поскольку в своей любви ты так ревнуешь Меня к другим, не допускай чужих до Меня".

Увы! Грехом Иблиса была его любовь к Богу. Знаешь ли, каков был грех Мохаммада? – Любовь Бога к нему. То есть, можно сказать, что если грех Иблиса состоял в его пылком чувстве к Богу, то грех Мохаммада состоял в том, что Бог был обуреваем любовью к нему, как о том и говорится в стихе: "Чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже" (48:2).

Понадобился бы целый мир, чтобы распределить на всех хотя бы крупицу этого греха.

В этом – ответственность (аманат), возложенная на Мохаммада и на тех, кто имеет природу Адама.

Несмотря на это, Бог сказал: "[Адам] выказал себя тираном и глупцом"[94]. И хотя весь мир отрекся даже от мельчайшей крупицы этого греха, всю полноту его вместил дух Мо– хаммада.

Прощение за этот грех для каждого приходит само собою, как сказано в стихе: "Чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже..." (48:2)

Т 221– 229

Аттар возносит хвалу Иблису в таких стихах:

Наши рекомендации