Дорожи, мой друг, дыханием рассвета
Вдохновленным Христом.
Быть может, этот ветерок, ниспосланный Господом,
Сможет оживить твое сердце,
В котором умерла любовь.
Хафиз увещевает:
Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни – знай об этом – дыхание.
6. "Холодное дыхание" (дам-э сард).
"Холодное дыхание" противоположно "горячему дыханию". Так говорят о том, чьи слова лишены проникновенности, чьи речи холодны и лишены вдохновения. О проповедниках и фанатиках, исполненных ханжеского благочестия, суфии обычно говорят, что у них "холодное дыхание".
Об этом говорит Зохури:
Не цепеней и не суетись,
Если у проповедника холодное дыхание.
Пей вино.
Господь милостив.
7. "Дыхание и дым" (дам ва дуд).
Эта идиома общеупотребительна в ханаках[79], где разведение огня в очаге, приготовление пищи для суфиев, приготовление и подача чая, пение мистических стихов именуются "дыхание и дым". "Дым" при этом – отсылка к дыму кухонного очага и топке на древесном угле, где готовится чай и кофе. "Дыхание" – отсылка к пению суфийской поэзии и кипению котлов с пищей.
8. "Пение хором" (дам герефтан).
На суфийских собраниях певец обычно исполняет стих, а затем суфии все вместе подхватывают припев – взывание или стихотворную строчку. Этот термин буквально означает "дышать в такт" и образно обозначен как "пение хором".
Литература
Ансари, Ходжа Абдулла Маджмо 'а-йе Реса 'ил Ходжа Абдулла Ансари. Изд. Вахид Дастгерди. 2-е изд., Тегеран, 1968 (перс).
Ансари, Ходжа Абдулла. Маназель ас-са'ирин. Арабский текст, изд. S. Laugier de Beaurecueil, перепечатан с введением, примечаниями и перс, переводами Элал аль-макамат и Маназель ас-саирин, сделанными Ravan Farhadi. Сад майдан и фрагменты Тафсира приведены как комментарий на Маназель ас-саирин. Кабул, 1976.
Ансари, Ходжа Абдулла. Реса 'ил Ходжа Абдоллах Ансари. Изд. Мохаммад Ширвани. Тегеран, 1963 (перс. яз.).
Ансари, Ходжа Абдулла. Сад майдан. Изд. Касем Ансари. Тегеран, 1979 (перс. яз.).
Ансари, Ходжа Абдулла Тафсир-э 'эрфани ва адаби-йе Коран-э маджид. Изд. Хабиболлах Амузегар. Тегеран, 1969 (перс. яз.).
Ансари, Ходжа Абдулла. Табакат ас-суфийях. Изд. Абдол-Хайй Хабиби. Кабул, 1968 (перс. яз.).
Ansari, Khwaja 'Abdo'llah and Ebn 'Ata'illah. Intimate Conversations/The Book of Wisdom. Монаджат Ансари, пер. Wheeler Thackston, и Китаб аль-хикам Ибн Атаиллаха, пер. Victor Danner, London, 1978.
Афлаки, Шамсоддин Ахмад. Манакиб аль-арифин. В 2 томах. Анкара, 1959-61 (на перс. яз.).
Ахса'и, Мохаммад ибн Аби Джомхур. Моджли. Изд. Ахмад Ширази. Тегеран, без года вып. (на араб. яз.).
Arberry, A. J., trans. Muslim Saints and Mystics. London, 1976. Неполный перевод Тадкерат аль-авлия Аттара.
Arberry A. J. The Doctrine of the Sufis. Неполный перевод Китаб ат-таарруф Калабадхи. Cambridge, 1977.
Arberry A. J. The Koran Interpreted. Oxford University Press, 1983.
Аттар, Фаридуддин. Асрар-намэ. Изд. Сейяд Садек Гаухарин. Тегеран, 1959 (перс).
Аттар, Фаридуддин. Диван-и каса 'ид ва тарджи 'am ва газалийят. Изд. Сайд Нафиси. Тегеран, 1960 (перс).
Аттар, Фаридуддин. Оштор-намэ. Изд. Махди Мохаккек. Тегеран, 1960 (перс).
Аттар, Фаридуддин. Тадкерат аль-авлия. Изд. Мохаммад Эстелами. Тегеран, 1975 (перс).
Баба Тахир Орийян. Шарх-э ахваль ва атхар ва до-баитихайе Баба Тахир (включая Шарх ва тарджома 'йе каламат-э кесар, приписываемый Айнол-Кодхату Хамадани). Изд. Джавад Максур. Тегеран, 1975 (перс. и араб, тексты).
Бахрази, Абол-Мофакхер. Аурад аль-ахбаб ва фосус аль-адаб. Изд. Ирадж Афшар. Том 2, Тегеран, 1979 (перс).
Бертельс, Евгений Эдуардович. Тасаввоф ва адабийят-э тасаввоф. Пер. с русского на перс. яз. Сирус Изади. Тегеран, 1977. Включает анонимный глоссарий персидской суфийской терминологии Мерат-и 'ошак. Тегеран, 1977.
Газали, Абу Хамид Мохаммад. Эхийя-йе олом-э дин. Пер. с араб, на перс. яз. Моайедод-дин Мохаммад Хваразми, изд. Хосейн Хадив Джам. Тегеран, 1981, в 8 тт.
Газали, Абу Хамид Мохаммад. Кимийя-йе са 'адат. Изд. Ахмад Арам. Тегеран, 1954 (перс).
Джами, Абдор-Рахман. Хафт ауранг. Изд. Мортедха Гилани. Тегеран, 1978 (перс).
Джами, Абдор-Рахман. Лаваих. Перс, текст, изд. и пер. на франц. яз. Yann Richard, Les Jaillissements de lumiere, Paris, 1982.
Джами, Абдор-Рахман. Нафахат аль-онс. Изд. Мехди Тухидипур. Тегеран, 1964 (перс).
Джорджани, Али ибн Мохаммад аль- . ат-Тарифат. Изд. Gustavus Fluegel. Lipsiae, 1845 (араб.).
Ираки, Фахроддин Ибрагим. Коллийят Ираки. Изд. Сайд Нафиси. Тегеран, 1959 (перс).
Ираки, Фахроддин Ибрагим. Ресала-йе лама'am варесала-йе эстелахат. Изд. Д-р Джавад Нурбахш. Тегеран, 1974 (перс).
Izutsu, Toshihiko. A Comparative Study of the Key Philosophical Concepts ofSufism and Taoism. 2 vols, Tokyo, 1966-7.
Калабадхи, Абу Бакр Мохаммад. Ат-Таарроф лимадхаб ахль ат-тасаввоф. A. J. Arberry сделал сокращенный английский перевод с арабского яз.: The Doctrine of the Sufis (Cambridge, 1977). Однако в нашей книге все цитаты приведены по Хосала-йе шарх- и таарроф, изд. Ахмад Али Раджаи, Тегеран, 1970, которое представляет собой сокращенное изложение, сделанное неизвестным автором, на персидском языке знаменитого Шарх- и таарроф (Комментария на Таарроф) – персидского перевода и толкования труда Калабадхи, выполненного Мохаммадом ибн Абдоллахом Мостамли Бохараи.
Кашани, Абдол-Раззак. Эстелахат ас-суфийях. Изд. Мохаммад Камаль Ибрагим Джафар. Египт, 1981 (араб.). Неполный перс. пер. и стихотворный комментарий на эту работу, сделанный Шахом Ниматуллой, см. в 4-м томе его Избранных трудов.
Кашани, Эззод-дин Махмуд. Мисбах аль-хедайях. Изд. Джалалод-дин Номаи. Тегеран, 1946 (перс).
Кошайри, Абол-Касем. Тарджома'йе Рисала-йе Коиширийя. Изд. Бадиоз-Заман Форузанфар. Тегеран, 1982 (перс).
Кубра, Наджмуддин. Фаваэх аль-джамал ва фаватэх аль-джалал. Изд. Fritz Meier. Weisbaden, 1957 (араб.).
Corbin, Henri. 77ге Man of Light in Iranian Sufism. Пер. на англ. с фр. яз. Nancy Pearson. London, 1982.
Лотфо'ллах, Мохаммад ибн Абдор-Рух. Халат ва сокханан-э Абу Сайд Аби 'ль-Хайр. Тегеран, 1952 (перс.).
Магриби, Мохаммад Шерин. Диван-и Камил-и Шамс-и Магриби (включая Рисала-йе джами джахан-намэ). Изд. с введением Абу Талиба Мир Абедини. Тегеран, 1979 (перс.).
Монавар, Мохаммад ибн аль- . Асрар ат-таухид фи макамат ас-Шейх Абу-Саид. Изд. Дхабихо'ллах Сафа. 5-е изд., Тегеран, 1982 (перс.).
Насафи, Азизоддин. Китаб аль-инсан аль-камил. Изд. Мариджан Моле. Тегеран и Париж, 1962 (перс).
Nurbakhsh, Dr. Javad. Sufism: Fear and Hope, Contraction and Expansion, Gathering and Dispertion, Intoxication and Sobriety, Annihilation and Subsistence. New York, 1982.
Nurbakhsh, Dr. Javad. Traditions of the Prophet (Ahadith). Vol. 1. New York, 1981; vol. 2, New York, 1984.
Nurbakhsh, Dr. Javad. Jesus in the Eyes of the Sufis. London, 1983.
Nurbakhsh, Dr. Javad. In the Tavern of Ruin. New York, 1978 (на русск. яз.: Hypбахш, Джавад. Таверна среди руин. М., 4 издания – 1993, 1995, 1997, 1999).
Рази, Наджмуддин. Мерсад аль-ибад. Изд. Мохаммад Амин Рийхи. Тегеран, 1973 (перс).
Руми, Джалалуддин. Маснави-йе ма'нави. Изд. R. A. Nicholson. 4-е изд.
Тегеран, 1977 (перс).
Рузбихан Бакли. Машраб аль-арвах. Турция, без года вып., (араб.).
Рузбихан Бакли. Шарх-и шатийят. Изд. с прим., введением и указателями Henry Corbin. Тегеран, 1981 (перс).
Сабзавари, Хадж Молла Хади. Диван-и Хадж Молла Хади Сабзавари. Изд. Сейяд Мохаммад Реза-Даи Джавад. Исфахан, без даты изд., (перс).
Саади, Шейх Мослеходдин. Гюлистан. Изд. Халил Хатиб-Рахбар. Тегеран, 1969 (перс).
Саади, Шейх Мослеходдин. Бустан. Изд. Норо'ллах Иранпараст. Тегеран,
1989 (перс).
Саади, Шейх Мослеходдин. Коллийят-и Саади. Изд. Мохаммад Али Форугхи. Тегеран, 1975 (перс).
Санаи, Хаким Або'л-Маджд Маджуд. Диван. Изд. Модаррес Радхави. Тегеран, 1975 (перс).
Санаи, Хаким Або'л- Маджд Маджуд. Хадикат аль-хакикат ва шариат ат-тарикат. Изд. Модаррес Радхави, Тегеран, 1950 (перс).
Саррадж, Абу Наср ат-Туси ас- . Китаб аль-лома' фе 'т-тасаввоф. Е.J.W. Gibb Memorial Series, No. 22, London, 1914 (араб.).
Smith, Margaret. Rabia, The Mystic and Her Fellow Saints in Islam. Cambrodge, 1928.
Сойюти, Абдор-Рахман ибн Аби Бакр ас- . Ал-джами' ас-сагхир. Изд. Хасан Заррук, Алеппо, 1969-77 (араб.). Солами, Абу Абдор-Рахман. Китаб табакат ас-суфийях. Изд. Johannes Peterson. Leiden, 1960 (араб.).
Сухраварди, Шихабод-дин Яхья. Маджмуайе Мосаннефат Шейх Эшрак. Изд. Henri Corbin. Тома 1 и 2 на араб, яз.; том 3: Oeuvres en Persian. Тегеран и Париж, 1977.
Таханави, Мохаммад А'ла ибн Али. Кашшаф эстелахат аль-фонун. Изд. Мохаммад Ваджих, Абд аль-Хакк и Гулям Кадир. В 2 тт. Калькутта, 1862 (на перс, и араб. яз.).
Харакани, Шейх Абуль-Хасан. Ахваль ва акваль Шейх Абуль-Хасан Харакани (включая Монтакаб-и нуро л-олум). Изд. Моджтаба Минуви, Тегеран, 1980 (перс.).
Хафиз, Шамсоддин Мохаммад. Диван. Изд. Насир Ахмад и Реза Джалали Наини. Тегеран, 1976 (перс).
Худжвири, Али ибн Осман. Кашф аль-маджуб. Перс, текст, изд. В. А. Жуковский, Ленинград, 1926. Англ. пер. R. A. Nicholson под тем же названием, London: 1976. Отсылки к изданию Жуковского обозначены как КМ (ориг.), к переводу Николсона – КМ (пер.). Шах Ниматулла Вали. Рисала-йе Шах Ниматулла Вали. Изд. Д-р Джавад Нурбахш, в 4 тт., Тегеран, 1978 (перс).
Shimmel, Annemarie. Mystical Dimensions of Islam. Chapel Hill, USA, 1975.
Список имен
'Абдо'ллах Маназель (ум. в 939 либо в 949 г.)
Абдул Кадир Гилани (ум. в 561 г.)
Абдор-Раззак Кашани – см. Кашани, Абдор-Раззак
Або'л-Аббас Нахаванди (ум. в 980 г.)
Або'л-Касем – см. Рази; Насрабади
Або'л-Фадхль Хасан (ум. в 1602 г.)
Або'л-Хасан – см. Харакани; Мозайян; Нури; Сайегх; Ширвани
Абу Абдоллах – см. Хадрами; Хафиф; Магриби; Могарри; Маназель; Радхи; Торугхбоди
Абу Али – см. Даккак; Фармади; Рудбари; Зузан
Абу Бакр – см. Абхари; Динвари; Хамадани; Каттани; Месри; Са'дан; Шибли; Варрак; Васити; Заккак
Абу Мохаммад – см. Джорайри; Мобарак; Ровайм
Абу Наср Саррадж – см. Саррадж,
Абу Наср Абу Омар – см. Наджид; Зоджаджи
Абу Осман
Абу Саид – см. Харраз, Абу Саид Ахмад аль-
Абу Саид Абиль-Хайр (ум. в 1049 г.)
Абу Сулейман Дарани (ум. в 820 г.)
Абу Тораб – см. Накшаби, Абу Тораб
Абу Хамза Багдади (ум. в 882 либо в 900 г.)
Абу Хафс – см. Хаддад; Найшабури
Абхари, Абу Бакр Тахир (ум. в 985 г.)
Авиценна (Ибн Сина) (ум. в 1037 г.)
Айнол-Кодхат Хамадани (ум. в 1131 г.)
Али Сахль Исфахани (ум. в 893 г.) 26
Анон
Ансари, Ходжа Абдоллах (ум. в 1089 г.)
Антаки, Ахмад ибн Асем
Аттар, Фаридуддин (ум. в 1221 г.)
Афлаки (ум. в 1354 г.)
Ахмад ибн Ханбаль (ум. в 855 г.)
Баба Тахир Орьян Хамадани (начало 11 века)
Бахзари, Або'л-Мофакер Яхья (ум. в 1190 г.)
Баязид Вистами (ум. в 874 г.)
Буркхардт Т. (Burckhardt Т.)
Валид Сакка'
Вард, Мохаммад ибн Або'л-
Варрак, Абу Бакр аль- (10 век)
Васити, Абу Бакр (ум. после 932 г.)
Газали, Абу Хамид
Газали, Мохаммад (ум, в 1111г.)
Даккак, Абу Бакр Мохаммад Дауд Дакки (ум. в 937 г.)
Даррадж (ум. в 914 г.)
Джами, Маулана Абдор-Рахман (ум. в 1492 г.)
Джафар Ходди (ум. в 909 г.)
Джорайри, Абу Мохаммад (ум. в 932 г.)
Джунайд, Абуль-Касем Мохаммад аль- (ум. в 910 г.)
Джурджани, Али ибн Мохаммад
Заккак, Абу Бакр (9 век)
Зоджаджи, Абу Омар (ум. в 959 г.)
Зохури (ум. в 1616 г.)
Зузани, Абу Али
Ибн Араби, Мохьяддин Мохаммад (ум. в 1240 г.)
Ибн Джала (ум. в 918 г.)
Ибрагим аль-Кассар (ум. в 938 г.)
Ибрагим ибн Адхам (ум. в 776 либо в 783 г.)
Ибрагим ибн Хаввас (ум. в 904 г.)
Изутсу, Тошихико (Izutsu Т.)
Ираки, Фахруддин (ум. в 1289 г.)
Кадири, братство
Калабадхи, Абу Бакр Мохаммад (ум. в 990– 994 гг.)
Каттани, Абу Бакр (ум. в 933 г.)
Кашани – см. Эззод-дин Махмуд Кашани
Кашани, Абдор-Раззак
Корбэн X. (Corbin Н.)
Кошайри, Абуль-Касем Абдо'л-Карим (ум. в 1072 г.)
Кульме-Сеймур A. (Culme-Seymour А.)
Магриби, Абу Абдоллах Мохаммад ибн
Магриби, Мохаммад Шерин Тебризи (ум. в 1407 г.)
Макарри, Абу Абдоллах (ум. в 976 г.)
Мансур ибн Аммар (ум. в 1221 г.)
Масухи
Маулана Джалалуддин Руми – см. Руми
Месри, Абу Бакр (ум. в 956 г.)
Мобарак, Абу Мохаммад Абдоллах ибн (ум. в 797 г.)
Мозайян, Або'ль-Хасан (ум. в 939 г.)
Мозабели, Якуб
Мозаффар Керманшахи
Мортаэш (ум. в 939 г.)
Мохаммад – см. Фадхль Балхи; Газали; Вард
Мохаммад, Пророк (ум. в 632 г.)
Мохасеби, Харес (ум. в 857 г.)
Наджмуддин Кубра (ум. в 1220 г.)
Наджмуддин Рази
Найшабури, Абу Хафс – см. также Хаддад, Абу Хафс
Накшаби, Абу Тораб (ум. в 859 г.)
Накшбанди, братство
Наср ибн Хаммами
Насрабади, Або'л-Касем (ум. в 977 г.)
Нахаванди, Абуль
Низами, Ильяс ибн Юсуф (ум. в 1209 г.)
Николсон P. A. (Nicholson R.A.)
Ноджайд, Абу Омар ибн (ум. в 907 г.)
Нури, Або'л-Хасан (ум. в 907 г.)
Пирсон Н. (Pearson N.) 71 (прим.)
Рабия аль-Адавийя (ум. в 752 либо в 796 либо в 801 г.)
Радхи, Абу Абдоллах
Рази, Шейх Або'л-Касем Макарри
Ровайм, Абу Мохаммад (ум. в 915 г.)
Рудбари, Абу Али (ум. в 934 г.)
Рузбихан Бакли (ум. в 1209 г.)
Руми, Маулана Джалалуддин (ум. в 1273 г.)
Са'дан, Абу Бакр Аби
Саади, Мослеходдин (ум. в 1292 г.)
Сабзавари – см. Хадж Молла Хади
Сайегх, Або'л-Хасан (ум. в 915 г.)
Салуки, Абу Сахль
Санаи, Або'л-Маджд Мадждуд (ум. в 1131 г.)
Саррадж, Абу Наср (ум. в 988 г.)
Сахль ибн Абдоллах (ум. в 896 г.)
Соммун ибн Хамза аль-Мохебб (нач. 10 века)
Сухраварди, Шихабоддин Абу Хафс Омар ас- (ум. в 1234 г.)
Таханави (ум. в 1745 г.)
Торугхади, Абу Абдоллах
Тхакстон У. М. (Thackston W. М.)
Фадхль Балхи, Мохаммад ибн (ум. в 913 г.)
Фарес
Фармади, Абу Али (ум. в 1084 г.)
Фатима Найшабури (ум. в 849 г.)
Фирдоуси (ум. в 1025 либо в 1020 г.)
Хаддад, Абу Хафс аль- (ум. в 879 г.)
Хадж Молла Хади Сабзавари (ум. в 1878 г.)
Хадрами, Абу Абдоллах
Хайр Нассадж (ум. в 933 г.)
Халладж, Хусейн ибн Мансур (ум. в 922 г.)
Хамадани – см. Айнол-Кодхат Хамадани
Хамадани, Абу Бакр
Хамдун Кассар (ум. в 884 г.)
Харакани, Або'ль-Хасан (ум. в 1034 г.)
Харес Мохасеби – см. Мохасеби, Харес
Харраз, Абу Сайд Ахмад аль- (ум. в 890 г.)
Хафиз, Мохаммад Шамсоддин (ум. в 1389 г.)
Хафиф, Абу Абдоллах Мохаммад ибн (ум. в 930 г)
Худжвири, Али ибн Осман (ум. в 1070 г.)
Шакик Балхи (ум. в 809 г.)
Шах Кермани (ум. в 883 г.) 22
Шах Ниматулла Вали (ум. в 1430 г.)
Шибли
Шиммель А. М. (Shimmel A.M.)
Ширвани, Або'л-Хасан ас-
Эззод-дин Махмуд Кашани (ум. в 1334 г.)
Юсуф ибн Хусейн Рази (ум. в 916 г.)
Якуб Мозабели
Яфеи, Шейх Абдоллах
Яхья ибн Ма'адх (ум. в 871г.)
Джавад Нурбахш
Beликий демон Иблис
Сокращения
Б | Бустан |
ДжА | Расаэль джами' Ансари |
ИИ | Истилахат-и 'Ираки |
ИКДж | Китаб-и инсан-и камил (Джили) |
ИКН | Китаб-и инсан-и камил (Насафи) |
ИН | Илахи-намэ |
КАМ | Кашф аль-асрар (Майбоди) |
КМ | Кашф аль-маджуб |
МАГ | Маджму'а-йе асар-и-фарси-йе Ахмад Газали |
ММ | Маснави-йе ма'нави |
мн | Мосибат-намэ |
мт | Мантек-о' т-таир |
НАК | Намаха-йе 'Айно'л-Кодхат-и Хамадани |
ОК | Осул-и кафи |
РК | Ресала-йе Кошарийа |
РШ | Ресала-йе Шах Ниматулла Вали |
с | Сахванех |
т | Тамхидат |
ТА | Тадкерат аль-авлийо' |
ТН | Тавасин (Халладж) Хафт ауранг |
ХА | |
ХШТ | Хосала-йе шарх-и та'арроф |
ШШ | Шарх-и шатийат (Рузбихан) |
Введение
Во имя Всевышнего
В суфийских текстах встречаются прямо противоположные точки зрения на Иблиса [Сатану]. В одних случаях его называют достойным уважения и хвалы, в других — предают осуждению.
Среди суфийских мастеров Халладж, Ахмад Газали и его ученики имели особые взгляды на Иблиса, подчеркивая важность занимаемого им положения и его благородство.
Я написал эту небольшую книгу для интересующихся истинными представлениями суфиев об Иблисе. Надеюсь, она будет полезной для углубления взглядов читателя на Иблиса. Поскольку с одной стороны Иблис – "отец демонов", а с другой, по мнению целой плеяды значительных людей Пути, он – один из самых ревностных искателей Божественного Единства (таухид), и потому – достойнейший из достойнейших; я назвал его "великим демоном", что и стало названием этой книги.
Кто же такой Иблис?
Иблис был ангелом, принадлежавшим к сонму близких Бога, и поклонялся Ему тысячи лет (семьсот тысяч лет – по его собственному исчислению)[80].
Бог создал Иблиса из огня, а человека – из земли. Когда Бог сотворил Адама, он повелел ангелам поклониться ему. Все простерлись перед ним, кроме Иблиса, который отказался, тем самым презрев Божье указание. Бог изгнал его из сонма близких к Нему и проклял вплоть до Последнего Дня.
До своего изгнания Иблис именовался Азазил и был первым среди ангелов. Но после того, как он выказал непослушание, Бог нарек его Иблисом. И поскольку Иблис посчитал Адама причиной своего низвержения, он поклялся перед Богом, что будет отваживать от Бога род Адама и сбивать его с пути. Иблис – отец демонов, оказывающих влияние на детей Адама.
Происхождение Иблиса
Первобытный человек верил во множество божеств, добродетельных и злокозненных, усматривая бога в любых природных явлениях, благоприятных и неблагоприятных.
В религии Зороастра [древнего пророка персов] средоточие силы и знания, источник добродетели, правдивости, святости и благочестия назывался Ахура Маздой. Источник же зла, подлости, отвращения, тьмы, невежества и жестокости именовался Ахриманом.
В семитских религиях (иудаизм, христианство и ислам) власть Ахримана как существа, независимого от Бога, была преуменьшена, и он рассматривался всего лишь как непослушное и мятежное творение Бога Единого, которое было, тем не менее, наделено определенной властью. Иблис – имя, данное ему от Бога.
Суфии считают, что такое представление об Иблисе не вяжется с учением о Божественном Единстве и с вероисповеданием единства бытия (вахдат-и воджуд). Отклоняя семитические представления, они, как кажется, противопоставляют себя религии, навлекая на себя всяческие неприятности.
Чтобы удостоверить свою приверженность Божественному Единству, суфиям пришлось детально разработать круг вопросов, связанных с Иблисом. В результате возникла следующая концепция: зло относительно, а не абсолютно, а гнев и милость, красота и величественность принадлежат одному Богу Единому. Иблис же – одно из проявлений Божьего величия.
О ты, слышавший о том,
Что от Него не исходит зла,
Истина состоит в том,