Этого вселенского пристанища.
РШ IV, с. 80
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайят) Шаха Ниматуллы о дыхании Божественной милости сказано так:
"Дыхание Божественной милости – это экзистенциальное самопроявление (таджалли-йе воджуди)[67], видимое на уровне Божественности.
Хотя теофания (мазхар) Величайшего Имени (исм-и а'зам) сама является Величайшим Именем, Дыхание Божественной милости характеризуется как аналогичное уровню Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имен, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах".
Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль- Рахман (Милостивый), затем подчиненными именами (асма'-и таллийя), и наконец, отдельными именами (асма'-и джозийях), которые порождают архетипические сущности (а'йан) индивидуальных существ".
РШ II, с. 190
В "Зеркале влюбленных" (Мир'ат-и 'ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворенные сущности. Такое излияние едино и целостно – если смотреть на него из его истока в Божественном Единстве, откуда оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И оно же множественно, если рассматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облеченных в звуки, или "буквы" (хоруф)".
ТТ, с. 233
Еще один термин – "непрерывность дыхания Божественной Милости" (имтидад-и нафас рахмани). Тот же автор поясняет: "[Это выражение] обозначает непрестанное излияние (таджал-ли) Божественной Сущности[68] на все развернутые аспекты (мак– харедок) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя)[69], совершенства бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма)[70] феноменов.
Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шо 'унат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ. Отсюда хадис "Дыхание Божественной милости приходит ко мне из Йемена"[71].
ТТ, с. 172
7. "Друг-дыхание" (хам-нафас)[72].
Это выражение обозначает верного и близкого друга, доверенного и сопереживающего на Пути. Примером его использования может служить известное рубаи Ираки:
Мир – дыхание.
Любовная страсть влюбленных,
сама Возлюбленная –
Просто дыхание.
Отправляйся же на поиски
Своего друга-дыхания,
Дышащего с тобой
Душа в душу.
Мир-дыхание.
Раздели дыхание с другом,
в дыхании разгляди, что весь срок твоей жизни –
Просто дыхание.
Слова мастеров о дыхании
"Суфии говорили: "Наиболее благочестивый акт поклонения – исчисление своих дыханий перед Господом Всемогущим". Также было сказано, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид)[73]. Тем самым каждое дыхание, совершенное без намерения обрести духовное знание (марифат) и безотносительное к Единству, безжизненно, и потому его обладателю придется держать ответ.
Яслышал, как Абу Али Даккак сказал: иАриф не нуждается в обладании дыханием, будучи не склонным к какой– либо преступной небрежности, однако влюбленный должен прибегать к дыханию, иначе он умрет от нетерпения".
РК, с. 128
Понятие дыхания у Ансари
Из "Стоянок путника ".
Бог возгласил: "Когда Моисей проснулся, он сказал: "Хвала Тебе!"[74]
Слово нафас (дыхание) образовано от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться).
Дыхание имеет три уровня, подобно ступеням метафизического времени.
Первый уровень – дыхание, происходящее во тьме и сокрытии, оно включает в себя подавляемую ярость и имеет отношение к знанию. Дыхание любого, кто находится в таком состоянии, исполнено вздохов и сожалений, в то же время в их речах отчетлива грубость. Причина подобных проявлений, как я полагаю, в отдаленности их мрачного и стесненного положения, которое называется "стоянка тьмы".
Второй уровень – дыхание во время озаренности (таджалли), исходящее от стоянки ликования или радости (сорур) к утешению созерцательного видения (мо 'айена)[75]. Насытившись светом Бытия, это дыхание дарует проницательность, ибо появляется ясность.
Третий уровень дыхания освящен водой святости. Это перламутровая раковина света, существующая посредством предвечного Божьего промысла.
Для человека усердного первое дыхание – свет светильника.
Для решительного искателя второе дыхание – средство мистического восхождения.
Третье дыхание – царский венец для продвинутых адептов.
МС, с. 181– 183
Из "Ста полей битвы''
Дыхание (нафас) – девяносто второе поле (духовной битвы) и происходит от поля метафизического времени.
Бог сказал: "Когда Моисей проснулся, он воскликнул: "Хвала Тебе!"
Дыхание мастера вакта свободно от всего внешнего. Продвинутые адепты в действительности обладают тремя дыханиями: (1) любовное стенание; (2) страстное рыдание; (3) крик восторга.
(1) Любовное стенание рассеивает демонов, ведет к отпущению всех грехов и открывает сердце.
(2) Страстное рыдание очищает любящего от мирского, сметает прочь материальные соображения и побуждает человека забыть о людях (кхалк)[76].
(3) Крик восторга пронзает душу, заставляет сердце томиться жаждой и сжигает завесы.
СМ, с. 198
Рузбихан о дыхании
Дыхания – это благоуханные дуновения, рожденные на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматами садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарей, когда она дышит" (Коран 81:18). По словам арифа, "Дыхание – это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносят мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты".
МА, с. 199
"Дыхание — это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа. Обладатель дыхания неусыпно следит за своими видениями (мошахедат) и отвергает обманчивые фантазии (васвас) благодаря постоянному отслеживанию своего дыхания".
ШШ, с. 565
Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "дыхание дает утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание – это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла дает поэтический комментарий к этой фразе:
Если Реальный Объект