Нищета это сущность, всё иное – второстепенно.
Нищета – лекарство, всё иное – болезнь.
Мир – фальшь, гордыня, тщеславие,
Нищета – таинство и смысл бытия.
НО, с. 462
94. Абу Абдоллах Радхи рассказывал: "Я пришел к Валиду Сакка' с намерением расспросить его о нищете. Он поднял голову и произнес: именование нищеты подобает лишь тому, кто всю свою жизнь помышляет только о Боге и больше ни о чем, и в Последний День сможет подтвердить это".
НО, с. 37
95. Абу'ль-Нахаванди: "Наивысшая точка нищеты – это начало суфизма".
MX, с. 118
96. Абу Бакр Варрак: "Люди бывают трех типов: правители, теологи и фокара. Когда развращаются правители, приходит конец благоденствию и процветанию подданных. Когда развращаются теологи, приходит в упадок послушание и соблюдение религиозного закона (шариат). Когда же развращаются фокара, вырождается сама человеческая природа. Вырождение правителей выражается в несправедливости и притеснениях (золм), вырождение теологов проистекает от жадности, фокара – от лицемерия".
НО, с. 125
97. Рузбихан Бакли описывает "восхождение на стадию нищеты" в таком диалоге между влюбленным и Возлюбленной:
Однажды в душевном уединении я услышал гром литавр Предвечности и увидел невесту Несотворенного. Любовь подвигнута меня преклониться перед ее красотой.
– Ах, многобожник, – упрекнула она меня, – отвратись от области Несотворенного Бытия, ибо сияющий диск Сферы Предвечного не потускнеет от облака тварного бытия.
– Какова цель таухида?[19] спросил я.
– Нищета (лишение, факр) таухида.
– Каков основной смысл нищеты? – спросил я.
– Стыд в этом мире и в мире ином, – процитировала[20] она.
– Можно достичь этого здесь, – сказал я в ответ, – но кто сможет вынести такой стыд на том свете?
– На самом деле ты не посвящен в нищету, – промолвила она, – покуда не опозорен в этом мире и в ином.
ШШ, с. 334
98. Худжвири: "Факир – это не просто тот, у кого нет пропитания, а тот, чья внутренняя природа свободна от желаний. Например, если Бог дает вам деньги и вы хотите сохранить их, тогда вы не факир; если вы решили отказаться от дара, вы также не факир, поскольку оба желания исходят от вас, а нищета – это отсутствие волеизъявления".
КМ (перевод), с. 25
99. Ахмад ибн Асем Антаки: "Наиболее благотворна та нищета, которую вы считаете благородной и которая вам по душе". Худжвири поясняет: "Благородство обычных людей заключается в утверждении вторичных причин, а благородство факира – в отрицании вторичных причин, и признании Первопричины и приписывании всего Ему, в приятии Его указаний. Нищета это несуществование вторичных причин. Нищета, отделенная от вторичной причины – это нищета с Богом, а богатство, привязанное к вторичной причине, – это богатство с самим собой. Поэтому вторичные причины включают состояние скрытости [от Бога], тогда как их отсутствие – состояние открытости. Вся красота, существующая на земле и на небесах, исходит от довольства Божественной Волей и снятия завес, тогда как скрытость от Бога обращается недовольством".
КМ (перевод, адаптер.), с. 127
100. Мансур ибн Аммар: "Есть два типа людей: те, кто отчетливо ощущает нужду в Боге – они имеют высочайший статус с точки зрения священного закона, и те, которые не обращают внимания на эту нужду, поскольку знают, что Бог позаботился об их создании и пропитании, жизни и смерти, счастье и невзгодах. Эти нуждаются только в Боге, и обретая Его, больше ни от чего не зависят".
Худжвири поясняет:
"Первые благодаря тому, что они взирают на свою нужду, закрыты от видения Божественного провидения, тогда как последние, не взирая на свою нужду, не закрыты и независимы. Первые наслаждаются блаженством, вторые – Подателем блаженства".
КМ (перевод), с. 127
Нищета согласно Ансари
На улице обездоленных
Глаза чувственного восприятия
Видят лишь иллюзии,
А уши глухи ко всему,
Кроме речей обездоленных.
Будь булыжником,
Втоптанным в пыль Его ногой,
Ибо князья мира
Прикладывают пыль нищеты
К твоим глазам как бальзам.
ТфА, II, с. 662
Из "Ста полей битвы"[21]
Из поля поминания Бога (зикр) произрастает поле нищеты.
Бог возвещает: "О люди! Вы бедны перед Богом" (Коран 35:15).
Нищета — это дервишество, и она бывает трех видов: это принудительная нищета, добровольная нищета и осуществленная нищета.
1. Принудительная нищета троична: искупление, наказание, разделенность.
Условие искупления определяется предвкушением и ожиданием; состояние наказания определяется осуждением и мукой, а состояние разделенности – неудовлетворенностью и жалобами, как например, в кораническом описании лицемеров (монафекин): "А если им не дано, то вот, – они сердятся" (9:58).
2. Добровольная нищета также троична: возвышение, близость к Богу, великодушие.
Возвышение достигается благодаря довольству (кана'ат), близость к Богу – посредством смирения (редха), а великодушие – через самоотверженность ('итхар).
3. Осуществленная нищета также троична: [ощущение, что] от Бога не исходят никакие притеснения и у слуги нет грехов; ощущение бесконечности Божественной Красоты; и беспомощность в исчислении похвал Господу. Господь возглашает: "Ведь кого хочет Аллах искусить, для того ты ничем не будешь властен у Аллаха. Это – те, о которых не хотел Аллах, чтобы они очистили свои сердца" (Коран 5:41).
Из "Путевых стоянок паломника"[22]
Бог возглашает: "О люди! Вы бедны перед Богом" (Коран 35:15). Нищета – это свобода от жажды обладания. Она включает три ступени:
1. Нищета аскета. Она предполагает отречение от мирского богатства, как в смысле накопления, так и его удержания, и равнодушие к нему, исключающее и восхваление, и порицание; полную отрешенность от мира – без следования мирскому и без избегания его. Это и есть "благородная нищета", столь часто превозносимая.
2. Возвращение к Божественному истоку посредством созерцания милостей Божьих. Достигая этой ступени, человек обретает освобождение от самости в своих поступках, его мистические состояния лишаются эгоистичности, а созерцание духовных стадий проясняется.
3. Совершенство нуждания (эдхтерар)[23]. На этой ступени преданный проникается (такатто') Божественным единством, обретает беспристрастность по отношению к себе и объемлется узами созерцания. Такова суфийская нищета.
МС, с. 121
Два вида нищеты
Есть два вида нищеты: нищета сотворенных существ, и нищета как качество, связанное с Богом.
Нищета сотворенных существ присуща всей природе и охватывает все преходящие явления, которые вошли в бытие из небытия. "О люди! Вы бедны перед Богом" (35:15). Каждое создание имеет нужду в своем Создателе.
Бедность и означает нужду, первоначально – нужду в творении, а в конечном счете – в пропитании. И лишь Бог – без нужды, тогда как все нуждаются в Нем.
Касательно нищеты как качества, связанного с Богом, в беседе сподвижников Пророка Бог упоминает "тех фокара, которые изгнаны" (59:8). Эпитет "бедняки" используется для того, чтобы скрыть их богатство и чтобы никто не узнал их.
ТфА, II, с. 285
Разновидности нищеты
Согласно арифам, нищета бывает трех видов: нужда (хаджат), бедность (факр) и нищета (масканат).
Испытывающий нужду следует миру настолько, насколько мир препятствует достижению им истинной нищеты.
Претерпевающий бедность, не будучи привязанным к этому миру, тяготеет к миру иному и утешается щедротами рая.
Наделенный нищетой желает только Бога, его не волнуют щедроты и прелести рая. Единственное, что его привлекает – таинство Щедрого.
ТфА, I, с. 404
Погребальная песнь факира
Необходимое условие Любви – ревность[24], и потому друзья Бога не говорят о своих мистических состояниях простым людям. Факир — это тот, кто не питает интереса ни к этому миру, ни к иному, непрестанно пребывая в созерцании Бога. Богатый в Боге, он является бедным (дервишем) во всем остальном.
Сила должна находиться в человеческой груди, а не в сундуке с сокровищами. На небе и на земле факир не имеет иной опоры, кроме Бога. Он не заботится о себе и поет погребальную песнь всему, что свойственно его "сущности" и "индивидуальности".
ТфА, II, с. 286