Перечень вопросов для аспирантов к экзамену
Перечень вопросов для аспирантов к экзамену
Философия социально – гуманитарных наук
1. Методологические дискуссии в области современного социально – гуманитарного познания.
2. Развитие феноменолого – герменевтической программы во второй половине XX в.: К.О. Апель, Ю. Хабермас.
3. Когнитивный подход в методологии гуманитарных наук.
4. Социологический подход в современной методологии гуманитарных наук (неомарксизм, П. Бурдье и т.д.): методологические аспекты.
5. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки: критика методов психологизма и историзма (К. Поппер, Ю. Хабермас, Х.Г. Гадамер).
6.Феноменологический метод Э. Гуссерля: к пониманию категории «интенциональность» в социально – гуманитарных науках.
7. Поструктуралистские идеи в современной методологии гуманитарных наук.
8. Язык и иные системы коммуникации (К. Леви – Строс и т.д.).
9. Историческая школа и позитивизм XIX в.: их роль в философии гуманитарного знания.
10. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.
История педагогики (Философия образования)
1. Понятия: «образование», «воспитание», «пайдейя», «философия образования».
2. Философия образования: как новая межпредметная сфера знания как новое социальное исследование.
3. Идеалы и ценности образования в истории философии: генезис проблематики.
4. Учение об отчуждении духа и концепция образования в философии Гегеля. Проблемы признания и социальной идентичности.
5. Антропология И.Канта и учение о способностях человека. Учение о познании. Учение о морали.
6. Педагогические идеи в традиции русской мысли XI - начала XX вв. («панморализм» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого).
7. «Философия образования» В.В. Розанова.
8. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития.
9. Образование с позиций культуры управления: менеджмент качества как новая парадигма в образовании.
10. Синергетический подход в исследовании образования и его практик.
Философия и история психологии
1. Философско - методологические аспекты формирования психологического знания в контексте философского учения о душе. Логика развития психологического знания.
2. Психологические знания в истории философии (от античности к Новейшей философии и психологии).
3. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта (внутренний и внешний опыт).
4. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей.
5. Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии.
6.Когнитивная психология как базовое знание современных когнитивных наук (психологии, лингвистике и т.д.).
7. Проблема бессознательного: современное прочтение 3. Фрейда.
8. Неофрейдисты: аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психоаналитика Э. Фромма и т.д.
9. Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В. А Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и т.д.
10. Психологические взгляды Л. С. Выготского, концепция высших психических функций.
Историография
1. Методологические точки сопряжения философии и истории. Понятие «историография».
2. Основные аспекты и методология современного историографического исследования.
3. Человек как методологическая проблема гуманитарного знания.
4. И.Г. Гердер и сравнительно-исторический метод.
5. «Философия истории» Гегеля. Исторический процесс и его закономерности.
6. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Л. Ранке и критический метод.
7. «Философская школа». Ф. Гизо: от политических учреждений к отношениям собственности.
8. Методологические подходы к определению социального процесса в европейских школах философии (марксизм, экзистенциализм, философия позитивизма).
9. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах: Э. Томпсона, Э. Хобсбоума, К. Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде и т.д.
10. Проблема «Россия – Запад» в российской исторической мысли конца XVIII - XIX вв.
История литературоведения
1. Онтологическая природа литературоведения: навыки междисциплинарного и интегрального исследований.
2. Теоретическое мышление эпохи как исторический продукт: методология социогуманитарного познания.
3. Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля и т.д. на актуализацию традиции философско – литературного синтеза (XIX – нач. XX вв.).
4. Общественно-исторического и научного значения народного творчества. Фольклор.
5. Эстетическое и повседневность: от «опыта искусства» к эстетике повседневности в современной жизни.
6. Эффект присутствия и эффект значения в философии Х. Гумбрехта: сравнительный анализ.
7. Эстетическая дистанция и литературная коммуникация: понимание и интерпретация в концепции М. Бахтина.
8. Ирония, игра и интерпретация в литературном творчестве (У. Эко, Э. Хирш, Р. Рорти и т.д.).
9. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера: образ, рациональность, «намек», метафора, понимание потаенного смысла.
10. Литературная критика как парадигма социогуманитарных наук (Р. Бартр, Ю. Кристева).
Культурология
1. Классификация понятий: «культура», «цивилизация». Генезис термина «культурология» и его отличие от «философии культуры».
2. Понимание природы культуры в античной философии. Подвижность границ: науки и искусства, эстетического и реального, рационального и иррационального и т.д.
3. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья. Система семи свободных искусств как основа образования.
4. Гуманизм и диалогичность ренессансного мышления: антропоцентризм и поиск новых эстетических форм теоретического осмысления.
5. Просвещение как первый проект модерна (культура - связующее начало цивилизации). Контр - просвещение и утверждение национальной культуры.
6. Немецкая идеалистическая философия и понимание культуры как мира свободного целеполагания и объективации духа (И. Кант: человек в мире культуры, Г. Гегель: «субъективный» (просвещение) и «объективный» (культура) дух и т.д.).
7. К. Маркс и историко-материалистическая концепция культуры.
8. Н.Я.Данилевский: идея культурно-исторических типов как морфологическая типология.
9. Структурализм как анализ коммуникативных систем и выявление структуры произведений культуры при их трансформации (Вяч. В. Иванов, Б.А.Успенский, Ю.М.Лотман и т.д.).
10. Функции культуры в обществе. Культура и субкультура.
Философия естественных наук
1. Наука в культуре современной цивилизации: традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития.
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (натурфилософия, логика, математика).
3. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
4. Онтологические и гносеологические позиции формирования научного знания в культурах запедноевропейского и восточного средневекового мира (сравнительная характеристика).
5. Развитие математики и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, Лейбниц, Б. Спиноза и т.д.
6. Возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт и т.д.
7. Формирование науки как профессиональной деятельности (c XVIII в. и по текущий период). Многообразие типов научного знания: эмпирический и теоретический уровни.
8. Научная картина мира. Типы научной рациональности.
9. «Синергетические» системы и новые стратегии научного поиска.
10. Физические, химические, биологические формы движения материи.
Философия и история физики
1. Методологические сопряжения философии и физики (формы движения материи, эволюция и революция в развитии мира и т.д.). Натурфилософские корни физики.
2. Методологические подходы к изучению развития физики: картины мира, исследовательские программы, научные революции. Физика в системе естественных наук.
3. Философский и методологический подходы к формированию учений доклассической физики (Аристотель, принципы средневековий физики, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон и т.д.).
4. Становление экспериментального естествознания. Классическая методология построения физической теории.
5. Пространство и время в классической физике и в философии.
6. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв. Теория электромагнитизма и понятие поля.
7. Философия науки Максвелла.
8. Материалистическая интерпретация кризиса физики в философии Э. Маха.
9. Философские проблемы методологии естествознания (глобальный эволюционизм).
10. Философские проблемы методологии естествознания. Синергетические принципы в физике.
Философия науки и техники
1. Специфика философского осмысления техники и технических наук: соотношение понятий «философия науки» и «философия техники».
2. Возникновение научно – технического знания и основные этапы развития (от античности до философии Новейшего времени).
3. Ценность научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
4. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования. Техника как предмет исследования естествознания.
5. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Парадигмальные образцы решения задач.
6. Типы научной рациональности. Связь дисциплинарных и проблемно - ориентированных исследований.
7. Учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
8. Наука как социальный институт. Проблема секретности и закрытости научных исследований.
9. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: моральный и юридический аспекты.
10. Человек и техника: философские аспекты. Роль техники в образовании.
Перечень вопросов для аспирантов к экзамену