Перечень вопросов для аспирантов к экзамену

Перечень вопросов для аспирантов к экзамену

Философия социально – гуманитарных наук

1. Методологические дискуссии в области современного социально – гуманитарного познания.

2. Развитие феноменолого – герменевтической программы во второй половине XX в.: К.О. Апель, Ю. Хабермас.

3. Когнитивный подход в методологии гуманитарных наук.

4. Социологический подход в современной методологии гуманитарных наук (неомарксизм, П. Бурдье и т.д.): методологические аспекты.

5. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки: критика методов психологизма и историзма (К. Поппер, Ю. Хабермас, Х.Г. Гадамер).

6.Феноменологический метод Э. Гуссерля: к пониманию категории «интенциональность» в социально – гуманитарных науках.

7. Поструктуралистские идеи в современной методологии гуманитарных наук.

8. Язык и иные системы коммуникации (К. Леви – Строс и т.д.).

9. Историческая школа и позитивизм XIX в.: их роль в философии гуманитарного знания.

10. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

История педагогики (Философия образования)

1. Понятия: «образование», «воспитание», «пайдейя», «философия образования».

2. Философия образования: как новая межпредметная сфера знания как новое социальное исследование.

3. Идеалы и ценности образования в истории философии: генезис проблематики.

4. Учение об отчуждении духа и концепция образования в философии Гегеля. Проблемы признания и социальной идентичности.

5. Антропология И.Канта и учение о способностях человека. Учение о познании. Учение о морали.

6. Педагогические идеи в традиции русской мысли XI - начала XX вв. («панморализм» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого).

7. «Философия образования» В.В. Розанова.

8. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития.

9. Образование с позиций культуры управления: менеджмент качества как новая парадигма в образовании.

10. Синергетический подход в исследовании образования и его практик.

Философия и история психологии

1. Философско - методологические аспекты формирования психологического знания в контексте философского учения о душе. Логика развития психологического знания.

2. Психологические знания в истории философии (от античности к Новейшей философии и психологии).

3. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта (внутренний и внешний опыт).

4. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей.

5. Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии.

6.Когнитивная психология как базовое знание современных когнитивных наук (психологии, лингвистике и т.д.).

7. Проблема бессознательного: современное прочтение 3. Фрейда.

8. Неофрейдисты: аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психоаналитика Э. Фромма и т.д.

9. Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В. А Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и т.д.

10. Психологические взгляды Л. С. Выготского, концепция высших психических функций.

Историография

1. Методологические точки сопряжения философии и истории. Понятие «историография».

2. Основные аспекты и методология современного историографического исследования.

3. Человек как методологическая проблема гуманитарного знания.

4. И.Г. Гердер и сравнительно-исторический метод.

5. «Философия истории» Гегеля. Исторический процесс и его закономерности.

6. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Л. Ранке и критический метод.

7. «Философская школа». Ф. Гизо: от политических учреждений к отношениям собственности.

8. Методологические подходы к определению социального процесса в европейских школах философии (марксизм, экзистенциализм, философия позитивизма).

9. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах: Э. Томпсона, Э. Хобсбоума, К. Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде и т.д.

10. Проблема «Россия – Запад» в российской исторической мысли конца XVIII - XIX вв.

История литературоведения

1. Онтологическая природа литературоведения: навыки междисциплинарного и интегрального исследований.

2. Теоретическое мышление эпохи как исторический продукт: методология социогуманитарного познания.

3. Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля и т.д. на актуализацию традиции философско – литературного синтеза (XIX – нач. XX вв.).

4. Общественно-исторического и научного значения народного творчества. Фольклор.

5. Эстетическое и повседневность: от «опыта искусства» к эстетике повседневности в современной жизни.

6. Эффект присутствия и эффект значения в философии Х. Гумбрехта: сравнительный анализ.

7. Эстетическая дистанция и литературная коммуникация: понимание и интерпретация в концепции М. Бахтина.

8. Ирония, игра и интерпретация в литературном творчестве (У. Эко, Э. Хирш, Р. Рорти и т.д.).

9. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера: образ, рациональность, «намек», метафора, понимание потаенного смысла.

10. Литературная критика как парадигма социогуманитарных наук (Р. Бартр, Ю. Кристева).

Культурология

1. Классификация понятий: «культура», «цивилизация». Генезис термина «культурология» и его отличие от «философии культуры».

2. Понимание природы культуры в античной философии. Подвижность границ: науки и искусства, эстетического и реального, рационального и иррационального и т.д.

3. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья. Система семи свободных искусств как основа образования.

4. Гуманизм и диалогичность ренессансного мышления: антропоцентризм и поиск новых эстетических форм теоретического осмысления.

5. Просвещение как первый проект модерна (культура - связующее начало цивилизации). Контр - просвещение и утверждение национальной культуры.

6. Немецкая идеалистическая философия и понимание культуры как мира свободного целеполагания и объективации духа (И. Кант: человек в мире культуры, Г. Гегель: «субъективный» (просвещение) и «объективный» (культура) дух и т.д.).

7. К. Маркс и историко-материалистическая концепция культуры.

8. Н.Я.Данилевский: идея культурно-исторических типов как морфологическая типология.

9. Структурализм как анализ коммуникативных систем и выявление структуры произведений культуры при их трансформации (Вяч. В. Иванов, Б.А.Успенский, Ю.М.Лотман и т.д.).

10. Функции культуры в обществе. Культура и субкультура.

Философия естественных наук

1. Наука в культуре современной цивилизации: традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития.

2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (натурфилософия, логика, математика).

3. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.

4. Онтологические и гносеологические позиции формирования научного знания в культурах запедноевропейского и восточного средневекового мира (сравнительная характеристика).

5. Развитие математики и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, Лейбниц, Б. Спиноза и т.д.

6. Возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт и т.д.

7. Формирование науки как профессиональной деятельности (c XVIII в. и по текущий период). Многообразие типов научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

8. Научная картина мира. Типы научной рациональности.

9. «Синергетические» системы и новые стратегии научного поиска.

10. Физические, химические, биологические формы движения материи.

Философия и история физики

1. Методологические сопряжения философии и физики (формы движения материи, эволюция и революция в развитии мира и т.д.). Натурфилософские корни физики.

2. Методологические подходы к изучению развития физики: картины мира, исследовательские программы, научные революции. Физика в системе естественных наук.

3. Философский и методологический подходы к формированию учений доклассической физики (Аристотель, принципы средневековий физики, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон и т.д.).

4. Становление экспериментального естествознания. Классическая методология построения физической теории.

5. Пространство и время в классической физике и в философии.

6. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв. Теория электромагнитизма и понятие поля.

7. Философия науки Максвелла.

8. Материалистическая интерпретация кризиса физики в философии Э. Маха.

9. Философские проблемы методологии естествознания (глобальный эволюционизм).

10. Философские проблемы методологии естествознания. Синергетические принципы в физике.

Философия науки и техники

1. Специфика философского осмысления техники и технических наук: соотношение понятий «философия науки» и «философия техники».

2. Возникновение научно – технического знания и основные этапы развития (от античности до философии Новейшего времени).

3. Ценность научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования. Техника как предмет исследования естествознания.

5. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Парадигмальные образцы решения задач.

6. Типы научной рациональности. Связь дисциплинарных и проблемно - ­ориентированных исследований.

7. Учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

8. Наука как социальный институт. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

9. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: моральный и юридический аспекты.

10. Человек и техника: философские аспекты. Роль техники в образовании.

Перечень вопросов для аспирантов к экзамену

Наши рекомендации