Проектирование системы управления интимно-личностным общением
Мы научились летать в небе, как птицы.
Мы научились плавать в океане, как рыбы.
Теперь осталось научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу
Меня, как человека с аналитическим стилем мышления, очень раздражает дежурная фраза: «Отношения необходимо строить», периодически звучащая из уст авторитетных специалистов. Уже слышу возмущенные голоса читателей, да о чем это он, все же правильно, нельзя ждать милости от природы и общества, надеяться на случайность – строить надо. А вот и нет! Законы инженерии гласят – прежде чем что-то построить, это необходимо грамотно спроектировать!
Если в процессе проектирования вы убедитесь, что не располагаете материалами, способными обеспечить конструкции необходимую прочность, надежность и работоспособность, приступать к строительству бессмысленно. Сооруженный вами механизм может не заработать или сразу сломаться. Более того он способен взорваться, нанеся своими осколками глубокие раны, часто не совместимые с дальнейшей жизнью. В технике это телесные травмы, а в любви, естественно, душевные, но болят они не менее сильно и заживают намного дольше.
Для начала давайте попробуем разобраться, что такое проектирование и насколько справедливо в нашем случае применение этого термина. Слово проектирование произошло от латинского projectus, буквально – брошенный вперёд. Это процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта. Сегодня наряду с традиционными видами проектирования машиностроительным, архитектурно-строительным активно развивается самостоятельное направление – проектирование человеко-машинных систем: познающих, эвристических, прогнозирующих.
Такое проектирование нам идеально подходит в качестве образца для подражания. И мне оно особенно близко, так как в своих работах по поиску, систематизации и анализу факторов, влияющих на чувство любви, я активно использую вычислительную технику и специальное программное обеспечение. В свете сказанного, мы можем смело рассуждать о проектировании систем управления интимно-личностным общением, не нарушая при этом общепринятых правил.
Тем более, что в социологии уже давно существуют такое понятия как социальное проектирование – специфическая деятельность, связанная с научно-обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений. Известен и такой термин как прогнозное социальное проектирование – социальная технология, ориентированная на выработку образцов решений перспективных социальных проблем с учетом доступных ресурсов и намеченных целей.
В этом определении стоит обратить особое внимание на последние слова «доступных ресурсов и намеченных целей». Именно в них с инженерной точки зрения заключена суть успешного проектирования. Успешное – это значит, что в результате проведенной работы будет создан реальный объект или работоспособная система.
Мы можем попытаться спроектировать космический корабль способный покорять просторы не только солнечной системы, но и всей галактики, хотя заведомо известно, что у нас нет необходимых ресурсов для его строительства, и результат проектирования останется только на бумаге. Еще недавно возможности человечества в космонавтике зависели даже от размера лошадиной задницы. Простите за грубое слово, но наивысшие технические достижения действительно были напрямую связаны с крупом этого животного.
По бокам космического корабля "Кеннеди" размещались два двигателя по пять футов шириной. Конструкторы корабля очень хотели сделать эти двигатели больше, но не могли. Дело в том, что они доставлялись к месту сборки по железной дороге, которая проходила по узкому тоннелю. Расстояние между рельсами стандартное: четыре фута восемь с половиной дюймов.
Почему расстояние между рельсами такое? Железную дорогу в Соединённых Штатах строили такую же, как в Англии. В Англии железнодорожные вагоны делали по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились по образу и подобию конки. Конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз четыре фута восемь с половиной дюймов.
Отчего так? Да просто дороги в Великобритании стали строить римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц. В колесницу они обычно запрягали двух лошадей и четыре фута восемь с половиной дюймов это как раз размер двух лошадиных, выражаясь интеллигентно, задних частей тела.
Вот и получается, что даже когда человек вышел в космос, его технические возможности связаны с проектом, разработанным две тысячи лет назад. Как тут снова не вспомнить латинское наименование проектирования – «брошенный вперёд». Любопытно, какие части тела, и каких размеров, бросит в будущее нынешнее поколение? Надеюсь, это будут не модифицированные женские ягодицы и огромные бюсты из силикона?
Некоторые профессионалы, занятые в индустрии красоты пытаются создать и утвердить, для нас стандартны прекрасного, но делают это исходя не из физиологических особенностей и потребностей организма, а из своих эстетических взглядов. Можно понять таких проектировщиков, когда дело касается одежды и аксессуаров, возможно даже формы ушей и хвостов домашних животных. Но когда современному обществу навязывается в качестве образцового, соотношение размеров женских бедер, талии и груди, девяносто – шестьдесят – девяносто, это печально.
У каждого времени свои каноны красоты, чтобы убедится в этом достаточно сходить в музей и посмотреть на ренуаровских красавиц, которые сегодня нам кажутся ужасными толстушками. Тогда люди воспринимали женскую фигуру не только как вешалку для модной одежды, но и связывали ее форму с возможностью успешного деторождения. Тело человека и его характер недопустимо подгонять под какие-либо стандарты, их просто надо совершенствовать в рамках очерченных природой для каждого конкретного индивидуума.
А вот подход к завоеванию чувства может и должен соответствовать определенным правилам, аналогичным стандартам классического проектирования. В процессе такого проектирования всегда выполняются работы, связанные с постановкой задачи и разработкой технического задания, сбором информации и экономическими расчётами, построением графиков и написанием пояснительных записок, разработкой рабочей документации и изготовлением опытного образца. Инженерия любви предполагает наличие аналогичных этапов работ, имеющих четкие границы и заканчивающихся конкретными результатами, которые можно «пощупать» и оценить.
На первый взгляд кажется, что это все рутинная работа без какого-либо намека на духовное творчество, ведущее к сближению со своим избранником. Хотя кто по-настоящему знает, что такое творчество? Философы спорят об этом не меньше чем о любви. Изучая весь комплекс вопросов, связанных с проектированием, я рассмотрел и их точку зрения.
Например, великий русский философ Николай Александрович Бердяев считал, что творчество – это теологическая категория: творить мир, то есть создавать его из ничего, дано только Богу, творческие акты человека всегда обречены на неудачу. Творит только Бог, а человеку пристало конструировать.
Как видите, если некоторые философы и отрицают право человека на творчество, то его право на конструирование и проектирование, сомнению не подлежит. Независимо от того будем мы проектировать какой-то механизм или систему управления общением людей правила инженерии едины. И одно из важнейших гласит – для того, чтобы получить оптимальный результат необходимо обязательно пройти через ряд стадий и этапов проектирования, используя на каждом из них, для решения поставленных задач, специально разработанные инструменты.
Это не означает, что все может быть слепо скопировано с существующих стандартов, наработанных в области большой инженерии. Новая инженерия еще глубоко не паханое поле деятельности и каждый волен самостоятельно предлагать стадии и этапы проектирования, в меру возникших потребностей и своих творческих способностей.
Естественно, что у меня есть конкретные представления о том как все должно выглядеть в окончательном варианте, но я намерено его не навязываю. Как говорится, не цементирую основы, оставляя максимально широкое поле деятельности для новых теоретиков и практиков инженерии любви. Цель этой книги состоит не в том, чтобы заставить читателя слепо следовать публикуемым советам, она заключается в желании научить его думать и самостоятельно находить пути решения любых вопросов, связанных с общением полов.
А сейчас просто представьте себе, как бы приступили к разработке чего-то конкретного, например самолета: философы, психологи и биологи. То есть специалисты, активно изучающие чувство любви, но не владеющие методикой проектирования, ведущей к получению реального результата.
Философы, скорее всего, застрянут на начальной фазе обсуждения, задумавшись над вопросом, а надо ли человеку вообще летать. Психологи обязательно погрязнут в спорах о том насколько сильную моральную травму получит человек, оторвавшийся от земли, способен ли он в это время адекватно оценивать окружающую обстановку и свои поступки. Биологи, наверное, никогда не придут к согласию, что же взять за основу конструкции, технику полета комара, стрекозы или птицы. В общем, все будет точно так же как в рассуждениях о любви – много слов и мало дела.
Но ошибается и тот, кто думает, что инженер, получив задание на проектирование, сразу начинает что-то чертить и изобретать. Самый первый шаг – это формулирование задачи. Ее содержание должно получить точное и исчерпывающее описание, в результате чего возникает постановка задачи, содержащая список требований, которым должно удовлетворять изделие.
В правильной постановке вопроса, как правило, содержатся намеки на возможные варианты его решения, именно поэтому так важно верно сформулировать задачу, на решение которой вы намерены направить свои силы. В этой связи я вспоминаю забавный анекдот, который, сочинили и рассказали мне, студенты знаменитого Московского физико-технического института.
В советские времена туда съезжались юные гении в области физики и математики из всех союзных республик. Неосведомленным людям казалось, что научная элита страны Советов куется в стенах главного университета на Ленинских горах, но учащиеся спецшкол знали о реальных рейтингах учебных заведений и целыми классами отправлялись в подмосковный городок Долгопрудный попытать счастья на вступительных экзаменах в МФТИ . Многие мои друзья и знакомые штурмовали эту крепость и только некоторым из них сопутствовала удача.
Работал в этом вузе преподаватель по фамилии К., к слову, автор очень популярного учебника по физике. Однажды на лекции он задал студентам небольшую задачку, которую никто из них так и не смог решить, а когда стали разбираться, почему это произошло, преподаватель воскликнул: «О, черт, я же неправильно условие сформулировал». Естественно студенты не остались в долгу и сочинили такой анекдот.
Приходит педагог домой хочет зажечь газовую плиту с помощью спички, а из коробка выскакивает маленький чертик, который там прятался, не успел он осмотреться по сторонам как был схвачен и зажат в могучем кулаке. После чего чертик взмолился жалобным голосом: «Отпусти меня, пожалуйста, я исполню любое твое желание». Да у меня все, что надо есть, подумав, ответил ему преподаватель, машина, дача, деньги.
Но может, есть какое-то сокровенное желание, не унимался чертик. Ученый покраснел и сказал, вообще-то есть, мне всегда хотелось, чтобы мое мужское достоинство доставало до самого пола. Нет проблем сказал чертик, щелкнул пальцами и исчез, а ноги преподавателя стали становиться короче и короче пока причинное место не коснулась пола, после чего он в ужасе схватился за голову и закричал: «О, черт, я же неправильно условие сформулировал».
Для тех читателей, которые считают ссылки на студенческие анекдоты легкомысленными, приведу более авторитетное мнение, любимый пример основоположника кибернетики Норберта Винера, заимствованный им из повести английского писателя начала XX века У. Джэкобса "Обезьянья лапа".
В книге рассказывается о семье, собравшейся к обеду. Сын вскоре уходит на фабрику, а старики родители внимательно слушают своего гостя, старшего сержанта, возвратившегося из Индии. Гость показывает им талисман – высушенную обезьянью лапу, которую, по его словам, индийский святой наделил магическим свойством исполнять желания, но с непредсказуемыми последствиями. Сержант уже намеревался бросить волшебную лапу в камин, но хозяин выхватывает ее и, невзирая на предостережения, просит у нее двести фунтов стерлингов.
Через некоторое время раздается стук в дверь. Входит служащий той фирмы, в которой работает сын хозяина и сообщает, что в результате несчастного случая на фабрике сын хозяина погиб. Не считая себя ни в коей мере ответственной за случившееся, фирма выражает семье погибшего свое соболезнование и просит принять пособие в размере двухсот фунтов стерлингов.
Данный пример в очередной раз подтверждает, что ставя задачу, мы практически никогда не можем оговорить всех исходных условий и предвосхитить всех вытекающих из нашего решения последствий. Поэтому опытные специалисты всегда говорят, что если задачу удается правильно поставить, то это уже больше половины ее решения. Подходить к этому процессу необходимо со всей ответственностью, иначе полученный результат может оказаться совсем не таким, каким вы его ожидали увидеть.
На этом же этапе необходимо определиться со сроком эксплуатации того, что будет создано в результате проектирования. Разрабатываемые интимно-личностные проекты обязательно нужно разграничивать по времени использования: один романтический вечер, месячный отпуск на курорте, несколько лет совместного проживания или семья на всю оставшуюся жизнь. Каждый из вариантов предполагает свой список требований к людям, вступающим в близкие отношения.
Мы можем пожелать получить от потенциального партнера все, что угодно, а вот для верной оценки его реальных возможностей и способностей удовлетворить эти требования, всегда необходима дополнительная информация. Она нужна и для того чтобы трезво оценить свой потенциал. Важно определить располагаете ли вы в данный момент достаточными ресурсами для решения поставленной задачи. При проектировании сбор такой информации – это обязательный и важнейший этап, от успешности выполнения которого во многом зависит не только итоговый результат, но и принятие решения о его начале.
В процессе своей работы хороший проектировщик все собранные данные творчески перерабатывает, параллельно рассматривая существующие типовые решения, после этого он проводит анализ различных вариантов конструкций и выбирает из них оптимальный. Для нахождения наилучшего пути к поставленной цели конструктор должен проанализировать как можно больше способов ее достижения, так как в каждом из них возможно решение тех или иных вопросов с разной степенью успешности. Необходимо отметить, что выбор оптимального варианта имеет решающее значение на всех стадиях разработки и придает ускорение всему процессу.
Но пора вспомнить о том, что эта книга о любви, а не пособие по проектированию и в ней не ставится задача, раскрыть все детали и особенности инженерного подхода к разработке технических объектов и систем. В этой главе я хотел показать, что человечество давно предложило реальный механизм создания чего-то нового ранее не существующего на нашей планете, выработало определенные этапы и правила, ведущие к скорейшему достижению поставленной цели, создало универсальные инструменты, позволяющие мобилизовать и направить в нужное русло умственную энергию творческих людей.
Сегодня такие инженерные инструменты как методология сбора объективной информации, мозговой штурм, изобретательская деятельность, математические методы расчетов, анализ и логика, визуализация полученных результатов доказали свою универсальность, эффективность и активно используются различными специалистами. Эти наработки носят универсальный характер. Накопленные инженерами опыт и знания могут быть эффективно использованы в любой области человеческой деятельности, в том числе и для решения серьезных проблем, возникающих в процессе общения близких людей.
Здесь уместно вспомнить историю о том, как когда-то в России, один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, спроектировал полезный механизм для облегчения труда строителей, но вместо заслуженной премии получил строжайший выговор. Он был наказан за то, что не изобрел такое нужное устройство раньше и тем самым ввел казну в напрасные расходы.
К сожалению, практикующие психологи и психотерапевты тоже опаздывают с внедрением многих полезных идей, но с ними никогда не поступают так несправедливо. Возможно потому, что счастье от любви и душевная боль от ее потери не имеют расценок. Любовь человека невозможно выразить в денежном эквиваленте и компенсировать ее утрату в результате чьей-то профессиональной нерасторопности или ошибки. Бесспорно одно, на чувства людей можно и нужно влиять, и делать это необходимо не интуитивно, а с помощью современных научных знаний, в том числе и инженерных.
Великий английский физик, математик и астроном сэр Исаак Ньютон сказал: «Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным». Познание окружающего мира – это непрерывный процесс, пока будут существовать люди на планете по имени Земля, они будут стремиться узнать что-то новое и о законах природы и о себе. А все споры о том, что из их открытий истинно, с что нет, рассудит время.