Концепция души и динамическая концепция социального характера Фромма.
Э. Фромм ввел понятиесоциального характера, указывая, что в него «входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».
«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Э. Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе.
Как отмечает Фромм, «если структура личности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества».
Социальный характер способствует интериоризации внешней необходимости и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, когда прежние черты личности становятся бесполезными, а люди стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, их поведение превращается в помеху для достижения возникших целей либо они просто не в состоянии поступать согласно своей «природе». Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, однако его доминантные черты становятся созидательными силами, влияющими на социальный процесс.
Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера — к появлению новых потребностей и тревог. В свою очередь, те порождают другие идеи, усиливающие и укрепляющие новый социальный характер и направляющие человеческую деятельность в иное русло.
Характер — это модель поведения, характерная для данного человека. Он позволяет ему последовательно действовать и освобождаться от бремени принимать каждый раз новые и обдуманные решения, а также выполняет функцию отбора идей и ценностей.
От социального характера следует отличать индивидуальный, позволяющий отличать людей внутри одной культуры. Различия отчасти обусловлены качествами личности родителей, отчасти психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, и особенностями конституции и темперамента.
Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, имеющих плодотворные либо неплодотворные ориентации.
Рецептивная неплодотворная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что все блага приходят извне. По его мнению, единственный способ обрести желаемое — получить его из такого внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от окружающих людей.
При такой ориентации человек хочет быть любимым, а не сам любить. В интеллектуальном отношении он склонен воспринимать идеи, но не создавать их. Первая его мысль — найти кого-нибудь, кто предоставит нужную информацию, не прилагая ни малейших усилий самостоятельно. Если это человек религиозный, он ждет всего от Бога и ничего не делает.
Люди с подобной структурой характера нуждаются в других, обеспечивающих им безопасность, дающих необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость, соглашаются. Они чувствуют себя потерянными, когда оказываются предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи.
Тревожность и подавленность они пытаются преодолеть, переедая и злоупотребляя спиртным. Вместе с тем верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее. В основном оптимистичны и дружелюбны, хотя и приходят в смятение и панику, если возникает угроза утратить источник дохода и заботы. Они часто сердечно расположены к другим и желают им помочь, но поступают так, чтобы добиться расположения людей.
Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, будто от других что-либо получишь в дар. По их мнению, желаемое надо забрать силой или хитростью, отнять. Влечение они испытывают только к тем, кого отбивают у другого человека. Идеи не продуцируют, а заимствуют или крадут (плагиат, парафраз).
Отобранное у окружающих всегда кажется им лучше созданного самими. Они используют и эксплуатируют любого, из кого возможно что-либо выжать. Их девиз: «Краденый плод — самый сладкий». Установка людей этого типа враждебна, они склонны к манипулированию окружающими, циничны, подозрительны, завистливы и ревнивы. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности.
Стяжательская ориентация. Человек с подобной структурой характера не верит, что получит из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить имеющееся. Он как бы окружает себя защитной стеной, и главная цель — по максимуму собирать в своем укрытии и по минимуму оттуда отдавать.
Он стремится полностью завладеть любимым, рассматривают его как свою собственность. В быту стяжатель, жаден, склонен к сверхэкономии и педантичной аккуратности. У стяжателя всегда в порядке мысли, чувства, воспоминания; он терпеть не может, если вещи не на своем месте. Маниакальная чистоплотность — выражение потребности отстраниться от контакта с внешним миром; вещи за пределами его собственного мира воспринимаются опасными и нечистыми.
Если внешний мир воспринимается как источник опасности, упрямо стоять на своем — таков ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся в стороне или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое — это мое, а твое — твое».
Рыночная ориентация.Как доминирующая появилась только в современную эпоху с развитием рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя товаром, а собственной ценности — меновой, и называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания человека со стороны тех, кто платит за услуги или нанимает на работу за жалованье.
Успех зависит от того, насколько человек хорошо сумеет продать себя на рынке, сумеет подать себя максимально привлекательно, т. е. индивид начинает воспринимать себя как товар. От каждого требуется определенный тип личности, который вне зависимости от потребностей человека должен удовлетворять одному условию — пользоваться спросом. Ему необходимо вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать востребованным товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формируют образ желаемой личности, какую и пытается воплотить собой всякий человек рыночного типа.
Фромм противопоставляет описанным выше типам характераплодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.
Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить.
Понятия плодотворный и активный не совпадают. Можно быть активным в состоянии гипноза, однако это не плодотворность, поскольку в этом случае человека к активности побуждают силы, неподвластные ему. Нельзя говорить о плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета, поступая согласно его желаниям. В этом случае он чувствует и делает лишь то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.
Плодотворность предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.
Типы социальных характеров
Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда человек в случае необходимости остается в покое, наедине с самим собой. Фромм выделяет виды отношений между людьми:
- симбиотический союз;
- отстраненность;
- деструктивность;
- любовь.
В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).
Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под маской любви и заботы — такое же проявление садизма.
Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.
Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.
Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.
Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Типы социальных характеров
Нет человека, чья ориентация полностью была бы плодотворной или напрочь лишенной плодотворности.
Детали неплодотворных ориентаций могут входить в структуру характера, где доминирует плодотворная, соединясь в различные комбинации, и каждая из них качественно изменяется соответственно уровню плодотворности. Ориентации действуют с различной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах.
Концепция души Фрома
Фромм считает, что личность противоречива вследствие противоречивости воздействия на нее как объективных природных процессов (жизнь и смерть), так и экономических и политических (характер влияния НТР, индустриализма, политической власти и т.д.). Отсюда - учение Фромма о бытии и обладании. Смысл его в следующем. Человечество в результате наступившего кризиса близко к экономической и психологической катастрофе. Выход из кризисного положения связан только с изменением характера человека. Сейчас его ведущая установка - на обладание, будущее же - за установкой на бытие. Речь идет о переходе от потребительского общества к здоровому, нормальному обществу, основанному на господстве гуманизма. Это и есть стратегический план Фромма на спасение и изменение человеческого общества.
Ученый полагает, что за "душу" человека идет борьба двух принципов - обладания и бытия. Принцип "иметь" черпает свою силу, в конечном счете, в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, а принцип "быть", что значит "отдавать", "жертвовать собой", - в социальном факторе. Он обретает силу в специфических условиях человеческого существования. Следовательно, человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным вожделениям. Это и есть проблема модусов человеческого существования, сформулированная ученым в виде известной дихотомии - иметь или быть.
Крайне важная категория учения Фромма о личности - любовь. Под ней он понимал и жизненную потребность каждого человеческого существа, и великую, объединяющую людей силу. Однако современное западное общество не создает для ее (любви) развития соответствующих условий; наоборот, вместо объединяющей любви продуцируется разъединяющее зло. В работе "Искусство любить" (она переведена на русский язык) рассматривается как теория, так и практика любви. В разделе "Теория любви" любовь характеризуется как разрешение проблемы человеческого существования на протяжении всей его истории.
Фромм анализирует различные виды любви, выделяя особо любовь между родителями и детьми. По такому критерию, как объекты любви, ученый называет следующие ее виды: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу. Специальный раздел работы имеет название "Любовь и ее разложение в современном западном обществе". В других исследованиях, в частности в работе "Душа человека", Фромм отмечает "любовь к мертвому" и "любовь к живому", противопоставляя последнюю различным нормам насилия. Как гуманист, он не мог пройти мимо этой сугубо личностной, но в то же время, социально-этической проблемы.
Изучая проблему человека, ученый анализирует его потребности - в общении, в творчестве, в познании, в освоении бытия, в ощущении глубоких корней, в стремлении к уподоблению и др. Но, поскольку он исследует глубинные проявления человеческого поведения, то не может уйти от анализа деструктивных, разрушающих форм личностного бытия. Рассматривая "анатомию человеческой деструктивности" (именно так названа одна из работ мыслителя), Фромм показывает ее причины. Это может быть утрата связей с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации, разрушения личности. В качестве еще одной причины анализируется потеря связей и контактов с обществом, другими людьми, отношения с которыми могут приобретать функциональный, овеществленный характер. Причиной "деструктивности" личности могут стать общественные и политические обстоятельства, создаваемые человеком, но подчиняющие его себе. В книге "Анатомия человеческой деструктивности" Фромм пишет, что он обращается к реальным условиям существования живого действительного человека.
Ученый подчеркивает, что в каждом человеке заложены две тенденции - любовь к жизни (биофилия) и любовь к смерти (некрофилия). Человек может стать биофилом или некрофилом. Если он утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. В словарях некрофилия характеризуется как подверженность сексуальному влечению к трупу. У Фромма это понятие значительно шире и богаче. Оно вообще строится не на сексуальной основе. Речь идет о стремлении к разрушению в самых различных формах.
Один из случаев некрофилии Фромм рассматривает в работе "Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии". В книге под таким названием приводится и другая, близкая по духу работа Фромма "Генрих Гиммлер: клинический случай садизма" [1992]. Подход к некрофилии у Фромма связан с анализом ее возникновения в условиях современного отчужденного, дегуманизированного общества. Ученый рассматривает некрофильство как потенциальную опору диктатур, терроризма. На вопрос "как распознать некрофила?" он отвечает: его влекут к себе тьма и бездна. Человек сам взращивает в себе комплексы некрофила, связанные с жестокостью, дистрофией чувств.