Знание только тогда становится знанием

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой.

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- Психологический настрой учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;

- Создание методической базы;

- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);

- Работа с текстом;

- Создание банка тестовых заданий;

- Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся;

- Индивидуальные папки учащихся 9-х классов.

Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирование у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивания учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

«Овладение новым понятием или обобщением происходят не сразу, а постепенно в процессе деятельности человека». Д.Н.Богоявленский.

Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися. Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы.

На первом этапе необходимо дать учащимся понятие о том, что такое алгоритм.

«Алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)

Важным является тот момент, когда дети должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.

Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр – устрани малейшую неточность и двусмысленность.

Алгоритм выполнения заданий 2-14

Смысловой анализ текста.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.

3. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

Правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте.

2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.

3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте все слова.

2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.

3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Лексика и фразеология.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

1. .Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых ошибок;

- отсутствие грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

Закончить работу проверкой сочинения по критериям не менее 6 раз.

Составление и использование алгоритма на обобщающих уроках русского языка при подготовке к ОГЭ, на мой взгляд, очень продуктивно.

Научившись составлять алгоритмы и использовать алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой.

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- Психологический настрой учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;

- Создание методической базы;

- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);

- Работа с текстом;

- Создание банка тестовых заданий;

- Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся;

- Индивидуальные папки учащихся 9-х классов.

Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирование у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивания учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

«Овладение новым понятием или обобщением происходят не сразу, а постепенно в процессе деятельности человека». Д.Н.Богоявленский.

Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися. Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы.

На первом этапе необходимо дать учащимся понятие о том, что такое алгоритм.

«Алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)

Важным является тот момент, когда дети должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.

Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр – устрани малейшую неточность и двусмысленность.


Наши рекомендации