V. О флюидическом состоянии энергии, о силах магнитных и силах безличных, об элементере и элементале
Флюидическое состояние энергии наилучшим образом определяется самым его определением, что оно есть состояние энергии во время ее истечения. Всякая сила космоса всегда имеет своим генезисом переход некоторого высшего центра в состояние активности.Все силы природы разделяются па две основные группы на силы, несущие в себе свое направление, характер или преимущественное, предпочтительное пред другими использование своей динамичности в некотором определенном индивидуально данной силе присущем виде и на силы безличные или, вернее, безразличные к тональностям встреч и взаимоотношений с такими же подобными или же инертными пассивностями. Всякая модификация личной силы всегда имеет, по крайней мере, два плана. Это последнее и показывает, что, вообще говоря, всякая личная сила, проявленная во вне, построена по типу элементала, но, вместе с тем, она отлична от него и посему носит в оккультной традиции общее наименование элементера.
"В своей невидимой эволюции всякая человеческая мысль, переходя в тот мир, изнанкой которого служит физический порядок, делается деятельной сущностью, соединяясь воедино с каким-нибудь отдельным элементом, т.е. с одной из полусознательных сил Царства Жизни. Эта мысль живет как деятельный разум, как творение, созданное духом, и живет в течение более или менее продолжительного периода времени, пропорционально интенсивности мозгового действия, породившего эту мысль. Таким путем, всякая светлая мысль увековечивается как могущество деятельное и благотворное, а темная - как могущество демоническое и зловредное".
Станислав де Гуайта.548
Элементал есть сущность силы, определяющая ее стихийный аспект. Он отличен от живого существа отсутствием собственной воли и индивидуальности. Все элементалы каждой стихии между собой одинаковы по свойствам и отличаются лишь степенью своей выявленности. Из этого общего определения вытекает, что всякий элементал представляет из себя двухпланное существо; низшая его сторона является деятельной, она именно осуществляет активные воздействия на среду, в то время как высшая сторона является управляющим началом, которое и сообщает всем этапам этих действий свойственную данному элементалу тональность. Элементер имеет эти же качества и свойства, но, вместе с тем, элемент личности в нем уже несравненно более выявлен; в то время как каждый элементал может обладать лишь одной из четырех стихийных тональностей, элементер, вообще говоря, вовсе не стеснен никакими рамками и его возможные тональности столь же многообразны и бесчисленны, сколь безгранично число элементов в существе человеческом. Элементал есть прежде всего агент реализации. Он осуществляет свойственный ему стихийный аспект высшего импульсивного действия, совершенно безразлично относясь к тому, какова собственная тональность этого действия, каково его место и какова роль в общей экономии мироздания. Элементал по существу своему безразличен; к другим стихийным тональностям он нечувствителен вовсе; к импульсам его стихии его восприимчивость прямо пропорциональна напряженности и интенсивности вибраций импульсирующего центра. Элементер, хотя и не имеет, подобно элементалу, личной свободной воли и индивидуальности, но, однако, он представляет из себя вполне определенную особь. Элементер не связаны стихиями, они выше их и сами порождают свое действие в стихийных аспектах через целый комплекс элементалов. Элементер представляет собой как бы переходную ступень между лишенным вовсе личной индивидуальности элементалом и наделенным ею в полной мере человеком. Элементер, порожденный человеческим существом, в момент своей эманации представляет из себя некоторое количество энергии, находящейся в стационарном состоянии, окруженной другой стационарной же энергией, лежащей в более низком плане и долженствующей играть роль посредствующего тела при встрече элементер с соответствующей пассивностью, в каковое время высшая энергия, играющая роль монады, начнет переходить в динамическое активное состояние, которое и произведет конкретное действие. Отсюда и вытекают следующие законы элементер:
I. Длительность и жизнеспособность элементер прямо пропорциональны количеству единиц работы, эквивалентной стационарной энергии монады элементер, отнесенной к определенной разности потенциалов двух планов энергии, один из которых соответствует монаде элементер, а другой тому, в котором совершается действие.
II. Жизненность элементера продолжается лишь до полного исчерпывания энергии его монады, после чего она входит безличным атомом в общую экономию природы.
III. Стремление, интенсивность и скорость реализации являются функциями общей тональности элементера.
IV. При встрече двух противоположных элементеров происходит их нейтрализация и порождение нового андрогинного элементера, в котором будут преобладать тональность и направление более сильного элементера.
V. Из двух элементеров сильнее тот, который при близости между собой планов их монад и посредствующих тел будет иметь большее количество единиц работы, или же планы его монады и посредствующих тел будут более высокими, чем у другого.
Классическим примером элементера являются мыслеформы. "Всякая мысль есть душа", говорить Бульвер в своем знаменитом романе "Занони".549 Учение о мыслеформах может быть синтезировано в следующих отдельных положениях:
1. Мыслеформа состоит из монады, берущей начало в ментале человека и тела из астрала.
2. Всякая мысль порождает 2 эффекта:
a. систему радиональных вибраций,
b. определенное астральное тело.
3. Ясновидящий воспринимает: самую мысль, как пертурбацию ментала человека, которая затем выливается в простую или сложную систему вибраций, уже свободную от него.
Законы бытия и деятельности мыслеформ всецело относятся к области практического оккультизма, а потому я ограничусь лишь ссылкой на специальный труд Анни Безант,550снабженные прекрасными иллюстрациями в красках, дающий все основные сведения о мыслеформах, за пределами которых начинается область, доступная лишь личным усилиям ищущего знания.
Элементеры, порожденные грубо-чувственной стороной человека, в традиции именуются лярвами.