Логико-композиционное построение ораторской речи.
Первый этап разработки содержания речи – создание концепции с последующим ее идейно-тематическим раскрытием (выбор материала, отбор фактов, цифр, примеров, подыскивание иллюстраций и т. п.). Когда это сделано, автор сталкивается с другой важнейшей проблемой: как использовать имеющиеся материалы, как их расположить? Во всякой речи содержится определенная информация, иногда – обширная, и говорить выступающий будет достаточно длительное время – от 7-10 минут до полутора часов. Смогут ли слушатели воспринять, усвоить изливающийся на них информационным поток? Да – показывает опыт, но только в том случае, если материал упорядочен, организован композиционно.
Отсюда второй этап в разработке содержания – композиционное развертывание темы, определение того каркаса, на котором держится вся речь. Работа над композицией начинается с определения структуры речи. Термин структура в его наиболее общем значении раскрывается как «устройство, организация, взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение». Следовательно, прежде всего необходимо выделить основные части содержания, из которых составляется речь (текст) в целом, определить, сколько таких частей будет во всем речевом произведении и какова будет их последовательность, их взаимное расположение.
Последовательность определяется многими слагаемыми: спецификой темы и логикой предмета речи, коммуникативными задачами оратора, составом аудитории и др. Количество «смысловых кусков» речи обусловлено и действием чисто психологического фактора – ограниченным объемом оперативной памяти слушателей. Этот объем выражается известной формулой: 7 ± 2. В связи с этим целесообразно рассматривать в одном выступлении не более пяти основных проблем, группируя вокруг них детали, частности, аргументы, примеры и т. д. Иначе внимание слушателей рассредоточится, многое ускользнет от понимания, не запомнится.
Внутреннюю логическую структуру речи отражает план – схема содержания речи, основное требование к нему – логичность: в плане намечается развитие темы, продумывается логика перехода от одного вопроса к другому. Таким образом, план показывает, что из чего вытекает. Однако логическая связь частей в нем как бы «выведена за скобки», не раскрыта (но намечается, подразумевается). Отсюда господствующая в плане форма – номинативная (преобладает называние, реализуемое в словах и словосочетаниях, а не в предложениях). По ходу подготовки план неоднократно уточняется, корректируется; желательно перед выступлением оформить его как план-конспект, план-тезисы – по ним обычно и проходит публичное выступление.
Работа по организации (структурированию) речи наряду с разработкой плана предполагает и ее композиционное оформление. Композициявыступления – это его реально-речевая, внешняя структура; композиция определяет, что за чем и как излагается. В композиции объединяются содержательные (что и зачем излагается) и формальные элементы текста (в какой последовательности излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по следующим параметрам: по их логическому содержанию, их цели, их стилистическим особенностям, сочетанию в них рационального и эмоционального, способам изложения в них.
При выявлении главнейших частей речи опираются прежде всего на содержательно-тематическое её членение и соответствующие каждой части целевые установки.
Общепринятым считается трехчастное деление: оно лучше всего создает впечатление целостности изложения всех нехудожественных речевых построений. Последовательно рассматривают три основные части: вступление, главную часть и заключение.
Вступление в содержательном плане предназначено для введения в тему, ознакомления слушателей с предметом речи и постановки вопроса. Оратор указывает тот материал и проблематику, которые он намерен осветить, определяет аспект рассмотрения проблемы. В лекциях, особенно учебных, актуален и структурный план введения; он состоит в наметке линий развития темы. В психологическом плане вступление рассчитано на подготовку аудитории к восприятию речи; здесь целевые установки ориентированы на то, чтобы вызвать интерес, овладеть вниманием слушателей, установить с ними контакт (взаимопонимание и доверие).
Во вступлении могут присутствовать зачин, завязка речи и дополнительные моменты, усиливающие, подчеркивающие завязку. Все эти понятия – собственно композиционные, коммуникативно направленные. Так, например, зачин – методически оправданный ораторский прием, суть которого состоит в привлечении внимания, в налаживании контакта со слушателями. Зачином могут быть несколько занимательных фраз, апелляция к интересам аудитории, к известным и актуальным для всех событиям, к речи предыдущего оратора, юмористическое замечание или шутка, парадокс и т. п. Палитра приемов весьма широка, но в основе их всех – эффект неожиданности. М.В. Ломоносов, в «Кратком руководстве к красноречию» в числе пяти важнейших «средствий» для овладения красноречием называвший «подражание авторов» как образец яркого зачина приводит начало речи Цицерона против Катилины. В этом зачине – никаких общих слов, речь начинается так: «Доколе будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?». Таким интригующим началом автор сразу завоевывает внимание публики.
Однако ошибочно думать, что выступление можно начинать с любой шутки, анекдота или веселой истории. Непременное условие – зачин должен быть, как и все в речи, органически связан с существом рассматриваемого вопроса. И уж ни в коем случае нельзя начинать выступление с оговорок, извинений или замечании типа: «Я не готовился специально, но хочу рассказать...», «Не знаю, поймете ли вы, тему: она очень сложная».
Главная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении: здесь непосредственно и с разных сторон раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные проблемы.
Для построения главной части в содержательном отношении важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактов, цифр и др. В психологическом плане важно обеспечить устойчивый интерес, внимание, нарастание напряжения в изложении. В главной части наиболее полно реализуется один из способов изложения: логический или исторический, концептуальный или эмоциональный, т. е. выявляется тот или иной композиционный тип.
В главной части оратор излагает суть дела, рисует сложившуюся ситуацию, вводит основной материал. В отношении этого материала выносится суждение или оценка, анализируются чужие суждения и оценки, предлагается авторская оценка (суждение) – вырабатывается позиция, говорящий приходит к формулированию своей позиции. Отсюда основные элементы данной части – изложение (констатация), опровержение, доказательство. Актуальны здесь и такие понятия, как тезис, аргумент, демонстрация.
Самое важное из них – тезискак основное положение, доказываемое в процессе речи. О чем бы ни говорил в продолжение выступления оратор, он должен иметь в виду тезис, его оправдание или опровержение.
Аргумент – довод, положение, приводимое для обоснования тезиса. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса, не должна вызывать сомнений. В качестве аргументов можно использовать аксиомы, достоверные факты, доказанные научные положения.
Демонстрация – способ доказательства, форма связи, соотнесенности аргументов и тезиса. По способу ведения различают прямое и косвенное доказательство, по форме – индуктивное и дедуктивное.
Содержательный и психологический планы построения главной части определяют следующие основные требования к ней:
- четко и как можно раньше сформулировать тезис;
- приводить аргументы и факты, относящиеся непосредственно к доказываемому тезису;
- при выборе доводов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве, неоспоримости;
- не подменять аргументы своим мнением, а, напротив, свое мнение подкреплять убедительными доводами;
- располагать аргументы в соответствии с «гомеровым порядком», то есть расположение доводов не должно быть «нисходящим»; рекомендуется самые сильные доводы сосредоточить в начале и конце рассуждения, более слабые – в середине;
- при выборе способа изложения (индуктивный, дедуктивный, линейный и др.) учитывать не только особенности темы, но и специфику аудитории;
- помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем и поэтому нужны доказательства.
Заключение подводит итог: суммируется сказанное, четко формулируются выводы; нередко намечаются новые задачи и проблемы или аспекты изучения темы. И почти всегда – в явном или скрытом виде – в заключении содержится призыв к определенным действиям, вытекающий из сказанного. Главная целевая установка заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от нее, придать новый эмоциональный заряд сказанному.
В этом отношении особенно значим такой композиционный прием в рамках заключения, придающий выступлению завершенность, как концовка. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Л. Сопер в качестве концовки рекомендует иллюстрацию, обязывающее или впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегории, небольшой анекдот, притчу и т. п.
Все три указанные части в хорошей речи восходят к главной мысли – тезису, подтверждают ее, разнообразно соотносятся с ней и между собой. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, членение речи должно быть четким и легкообозримым.
Вступление, главная часть и заключение – это элементы плана, но в то же время они являются и элементами композиции. Могут меняться местами и заменяться многие фрагменты, «куски» текста (речи), могут изменяться вступление, главная часть и заключение, но исчезнуть из плана – из логической структуры речи – и из композиции они не могут.
Приемы изложения.Раскрытие темы, развитие тезиса, относящихся к ним понятий может осуществляться разными способами. Их оратор должен избирать, сообразуясь с предметом и темой речи, составом слушателей, временем, которым он располагает, и др.
Выделяются следующие способы изложения: 1) логическое (системно-логическое) и историческое (ретроспективное). Логический способ предполагает анализ сути явлений; например, в рассказе о художнике освещается его творческий метод, специфика этого метода, его творения рассматриваются как идейно-художественная система. Историческое изложение материала состоит в объяснении того, что есть анализируемый предмет, чем он был, как изменялся, какое место занимал и занимает в ряду других явлений; «исторический» рассказ о том же художнике будет содержать хронологически организованные факты его жизни, историю творческого пути. Причем в обоих случаях дается один и тот же материал.
В зависимости от характера изложения исторический способ подразделяется на три типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейное изложение ориентировано на естественную последовательность фактов, событий, на прямые отношения между тезисом и его иллюстрациями. Параллельная композиция отражает дополнительные отношения сопоставляемых фактов, а многомерная характеризуется большим числом таких связей и отношений.
Логическое изложение также представлено тремя композиционными типами: дедуктивным, индуктивным и традуктивным. Индуктивное построение начинается с отдельных, конкретных примеров, из которых оратор выводит обобщения. Дедуктивный способ, напротив, основан на движении мысли-речи от общих положений к подтверждению их конкретным материалом – примерами, фактами, цифрами. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями. Так, лекции Д.И. Менделеева часто оживлялись отступлениями в область физики, астрономии, биологии, агрономии и других наук.
Рассмотренные композиционные типы логического и исторического изложения в речи хорошего оратора подвергаются, как правило, усложнению. Усложняя композицию, говорящий стремится тем самым придать ей убедительность, интерес в глазах слушателей.
Среди усложненных логических способов изложения также можно отметить три типа: проблемный, ступенчатым и концентрический.
Проблемное изложение организуется так, чтобы тезис формулировался как вопрос, парадокс или альтернативное высказывание. Преимущество этого типа изложения в том, что слушатели получают не готовые выводы и иллюстрации к ним, они становятся соучастниками речемыслительного процесса, перед их мысленным взором в непосредственном контакте с оратором устанавливается соотнесенность понятий, аспектов и обобщений, факты приобретают характер аргументов.
Ступенчатая композиция – это последовательный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. Достигается она путем строго логического, последовательного развертывания взаимосвязанных элементов содержания.
Концентрическое развертывание речи – оратор после первоначального, поверхностного, общего рассмотрения вопроса переходит к его повторному анализу, более конкретному и глубокому. Такое изложение отличается повторением важнейших положений, экспрессивным подчеркиванием.
Композиционные умения оратора включают в себя и умения пользоваться «формами изложения», или, по определению В.В. Виноградова, композиционно-речевыми формами. Наиболее актуальными для оратора являются следующие композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, размышление.
Повествование – сообщение о событиях, фактах, положении дел в какой-либо области без детального комментария; повествование характеризует развитие действия или состояния. Его признаки – действенность, динамизм.
Описание – подробный рассказ о чем-либо; оно отмечает признаки предметов и явлений, их действий и состояний и потому преимущественно статично. Описание может включать и второстепенные, но интересные подробности.
Рассуждение – обобщенное представление авторской точки зрения, состоящее в логически упорядоченном изложении суждений, цель его – в глубоком исследовании того или иного вопроса.
Размышление – композиционно-речевая форма изложения, организующая движение мысли в ее противоречиях, сомнениях, раздумьях; оратор в этом случае как бы предлагает слушателям пройти вместе с ним извилистый путь, ведущий к истине.
В выступлении полезно чередовать все вышеперечисленные формы изложения: это обогащает и делает более выразительной речь, подчеркивает индивидуальность ораторского стиля.
Целесообразное, продуманное использование определенной структуры, композиции, тех или иных ее способов и форм уже можно считать композиционным средством активизации внимания и интереса со стороны аудитории. Перечислим некоторые наиболее актуальные в этом отношении:
- яркий зачин, интригующее начало,
- прерывистое развитие тезиса,
- контрастное сопоставление фактов, доводов,
- экспрессивная концовка,
- вопросно-ответный ход рассуждения.
Последний прием, на наш взгляд, особенно важен в ораторском искусстве: ораторское искусство – это взаимодействие оратора и аудитории, акт общения. Речь оратора как акт общения разворачивается сразу в двух плоскостях, диалогической и монологической, а специфика общения, его психологический механизм лежит в их взаимодействии.
Выстраивая и соотнося различные приемы, формы и способы композиции, всегда следует помнить, что в центре ее – тезис, с которым связаны начало и конец, все факты, аргументы и другие слагаемые главной части. Это необходимое соблюдение важнейшего правила единства речи – одного из основных законов риторики.
Таким образом, успех речи во многом определяется на этапе ее композиционного развертывания, в реализации композиционного закона риторики, который гласит: оратор, обдумывая материал и способы его подачи, должен составить план, «сюжет», схему организации речи, которые отражали бы не только содержание выступления, но и его структуру, композицию. Итак, основными требованиями к сюжетно-композиционной организации материала являются:
- ясность членения и четкость структурного соотношения компонентов речи;
- соблюдение масштабов и пропорции в соотношении теоретических положений и конкретных фактов, главного и второстепенного;
- выделение сюжетного узла, продумывание сюжетных сцеплений;
- цельность, структурная завершенность в содержательном плане,
- наличие связанных между собой вступления и заключения, а также аргументов в главной части, организованных по «правилу рамки».
Суть правила, постулированного ученым ХΙХв. Эббингаузом, – в особом психологическом законе работы нашей памяти: начало и конец любого информационного ряда, из каких бы элементов он ни состоял, сохраняются в сознании человека лучше, чем середина. Поэтому, располагая наиболее сильные доводы в начале и конце, мы обеспечиваем их наилучшее запоминание, а наша речь выигрывает в убедительности. Точно так же излагая во вступлении цели, основные аспекты темы, а в заключении – итоги и выводы, мы способствуем запоминанию главного в речи.