Глава 3. типы, формы и структура девиантного поведения

ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

И РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Стереотипизация реакций человека на те или иные значимые события приводит к формированию т. н. характерологических или патохарактероло-гических паттернов. По мнению А. Е. Личко, патологическая реакция отли­чается от вариантов нормального поведения следующими параметрами: 1) склонностью к генерализации, то есть способностью возникать в самых раз­личных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекват­ными, поводами; 2) склонностью приобретать свойство патологического сте­реотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок; 3) склонностью превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не пре­вышаемый той группой, к которой он принадлежит; 4) склонностью приво­дить к социальной дезадаптации.

Описаны следующие типы реакций: отказа, оппозиции, имитации, компен­сации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования со сверстниками и др. Реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к кон­тактам с окружающими. Такие люди отличаются малообщительностью, стра­хом перед новым, стремлением к уединению. Реакция отказа часто возникает у детей при отрыве их от родителей, привычной обстановки. Реакция оппозиции разделяется на активную и пассивную оппозицию. Активная характеризуется нарочитой грубостью, непослушанием, неподчинением, вызывающим пове­дением и эпатажем окружающих и «виновников» реакции. Она может сопро­вождаться агрессивными действиями в виде нецензурной брани, угроз и иных вербальных проявлений агрессии, а также в виде физического воздействия. Пассивная — в виде негативизма, мутизма, отказа от выполнения требований и поручений, замкнутости при отсутствии агрессивных действий. Реакции ими­тации характеризуются стремлением во всем подражать определенному лицу или образу. Чаще всего в качестве идеала для подражания выбирают авторитет­ного или известного человека, литературного героя. Реакция компенсации вы­ражается в стремлении скрыть или восполнить собственную несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой. Известным фактом является более высокий средний уровень интеллектуального развития детей, страдаю­щих какими-либо незначительными недугами или имеющими физические де­фекты. Реакция гиперкомпенсации выражается в стремлении добиться высоких результатов именно в той области, в которой человек оказался несостоятель­ным. В основе реакции эмансипации лежит потребность в независимости и са­мостоятельности, отказ от опеки, протест против установленных правил и по­рядков. У взрослых она может проявляться в виде приобщения к движению за права национальных или сексуальных меньшинств, феминисток и т. д. Реакция группирования носит часто инстинктивный характер, однако она может возни­кать и на основе психологических факторов: в частности, в группе человек ищет защиты, снятия ответственности и пр.

Зак 4226

Соотношение характерологических особенностей и личностных расстройств

Характерологические особенности Личностное расстройство
Истерические Истерическое
Шизоидные Шизоидное
Эпилептоидные Диссоциальное Эмоционально неустойчивое
Психастенические Ананкастное Тревожное
Астенические Зависимое
Паранойяльные Параноидное

ГЛАВА 3 ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕВИАЦИИ

Отклоняющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее из­вестными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистичес-кое поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение, гиперобщительность, вербальное поведение с преобладанием псевдо-логии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, крусадерство, т. н. вегета-тивность и пр.

Считается, что человек при помощи разнообразных коммуникативных средств в рамках девиаций стремится «бежать от свободы» (по Э. Фромму). В одних случаях бегство приводит к аутистическому паттерну поведения, в других — к гиперобщительности, в третьих — к конформизму и т. д. Сутью бегства от свободы и становления отклонений в поведении становится осо­знанное или неосознанное стремление уклониться от конструктивного ана­лиза и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базис­ных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха и неопределенности. И. Ялом причисляет к таким базисным проблемам страх смерти, осознание необходимости и возможности свободы, а следовательно, и ответственности, а также смысл существования и единения / изоляции.

Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенци­альные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аномальных (ад-диктивных) способов взаимоотношения с окружающим миром как бы авто­матически снимает необходимость предпринимать какие-либо меры по устранению экзистенициальной тревоги. По Ж. Сартру, человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность дей­ствовать. То есть можно утверждать, что выбор того или иного девиантного стиля коммуникативного поведения опосредован желаниями, стремлениями и потребностями индивида, чаще осознаваемыми, чем неосознаваемыми. В равной степени и аутизация в виде необщительности и нелюдимости (от­решение от мира), и гиперобщительность являются способами преодоления экзистенциальной тревоги.

Аутистическое поведениехарактеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фанта­зий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.

Можно выделить две разновидности аутистического поведения: первич­ный и вторичный аутизм. К первичному аутизму причисляется синдром ран­него детского аутизма, возникающий в младенчестве и являющийся призна­ком патохарактерологического или психопатологического типов девиантного поведения. Вторичное аутистическое поведение формируется у взрослого после периода нормативного взаимодействия с миром.

Общепринятыми клиническими критериями синдрома раннего детского аутизма являются (К. С. Лебединская, О. С. Никольская): ,

ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ

Наши рекомендации