Исследование право-леворукости
Любое многомерное нейропсихологическое исследование,
особенно в клинической и дефектологической практике пред-
полагает в той или иной степени оценку право-леворукости и
доминантности полушарий по речи. Очевидно, что эта задача,
являясь весьма важной в общем контексте нейропсихологиче-
ского эксперимента, все же остается частной по отношению к
фундаментальной (и междисциплинарной) проблеме функци-
ональной асимметрии (ФАП) или функциональной специали-
зации полушарий головного мозга человека, которая в насто-
ящее время рассматривается как одна из наиболее актуальных
для научной и прикладной нейропсихологии (Хомская Е. Д.,
1995).
Теоретическим и экспериментальным исследованиям в об-
ласти функциональной асимметрии головного мозга посвяще-
но множество работ (Ананьев Б. Г., 1968; Балонов Л. Я., Де-
глин В. Л., 1976; Симерницкая Э. Г., 1978; Брагина Н. Н.,
Доброхотова Т. А., 1981, 1988; Спрингер С. и Дейч Г., 1983;
Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1994; Хомская Е. Д., 1995
и мн. др.)1. Анализ публикации показывает, что существующее
в норме множество вариантов проявлений ФАП и их оценки
в клинической практике сводится преимущественно к опреде-
лению асимметрии в отношений моторных (рука и нога) и
сенсорных (глаз, ухо) функций, на основе учета которых опос-
редованно судят о полушарий, доминирующем по речи. Сле-
дует подчеркнуть, что определение ведущих руки и глаза (на-
иболее часто используемое в эксперименте) не может служить
абсолютным критерием для суждения о доминантности пол-
ушария по речи. Существуют данные о том, что и у левшей
речевые функции часто обеспечиваются левым полушарием, а
поражение правого полушария (височные и лобно-центральные
области) не вызывает отчетливых синдромов речевых рас-
стройств по типу афазий. Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина
(1994) ссылаются на данные литературы о том, что у 40,7%
леворуких афазия возникает при поражений правого полуша-
рия мозга и у 38,2 % — при поражений левой гемисферы, со-
четаясь с правосторонним гемипарезом. Существенное значе-
ние здесь, по данным авторов, имеет левшество или прав-
1 Помимо монографии рекомендуем читателям монотематический
сборник, где проблемы ФАП представлены во многих статьях: «Нейро-
психологический анализ межполушарной асимметрии мозга». М., Наука,
1986.
шество по слуху. Учитывая эти и другие аналогичные факты,
в клинической, особенно нейрохирургической, практике для
уточнения доминантности полушарий по речи в связи с опе-
рациями на мозге проводят и другие, более сложные исследо-
вания (проба Вада, дихотическое прослушивание, специальные
пробы при регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов мозга
и др.).
Традиционное предпочтение в нейропсихологических исс-
ледованиях методических приемов определения моторной
асимметрии рук — исследование право-леворукости — объясня-
ется рядом обстоятельств. Хорошо известно, что в популяции
преобладают люди с более развитой правой рукой. По аналити-
ческим и*" собственным данным Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Бра-
гиной (1994), левши встречаются среди населения в 5—6% при
разбросе статистики от 1% до 30%. У 57% праворуких испы-
туемых авторы обнаружили различные проявления левшества.
Вместе с тем существуют проблемы скрытого и парциального лев-
шества, амбидекстрии и переученных в детстве левшей. А. Р. Лу-
рия еще в 1947 г. отмечал, что частота амбидектров в попу-
ляции достигает 13,2% при 7,2 % — леворуких. Вот почему в
различных схемах нейропсихологического исследования отда-
ется предпочтение оценке именно право-леворукости, которая
по мере необходимости дополняется пробами для определения
ведущей ноги, глаза или уха.
Моторная асимметрия проявляется у детей с А—6-летне-
го возраста и достигает безусловной выраженности (с уче-
том особенностей онтогенеза, воспитания и обучения) к
подростковому и юношескому возрасту. В пожилом возрасте
отчетливая ранее асимметрия заметно сглаживается (что не-
обходимо учитывать при обследовании пожилых пациентов).
Проявления право-леворукости, как правило, весьма отчетли-
вы в повседневной жизни и поведенческих актах, методиче-
ские приемы исследования этого феномена просты и до-
ступны; они описаны в многочисленных руководствах и по-
собиях, поэтому наиболее традиционно надежные приемы
целесообразно включить и в настоящую книгу, руководству-
ясь прежде всего своим многолетним опытом нейропсихоло-
гических исследований.
В процессе комплексного нейропсихологического экспери-
мента данные оценки право-леворукости уточняются, и окон-
чательное решение о специфике полушарной асимметрии при-
нимается, как правило, на основе интеграции всех доступных
анализу источников информации (анамнез, опрос, экспери-
мент и т. п.).
Схема
для исследования право-леворукости1
Оценка право-леворукости складывается из данных анамне-
за, наблюдения за спонтанной и целенаправленной активно-
стью испытуемого, его жестами, самооценки и относительно
объективного исследования с помощью специальных проб и
заданий. Последние два варианта получения информации о
право-леворукости приводятся нами в формализованной фор-
ме—схемы исследования, которая позволяет получать сопоста-
вимые данные при сравнительных исследованиях.
Раздел 1. Опросник право-леворукости2
Испытуемый может заполнить его сам, с помощью родст-
венников или экспериментатора. Нужное в пунктах опросника
подчеркивается или вписывается в бланк.
1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше
владевшие левой рукой или обеими руками одинаково (нужное
подчеркнуть). Кто? .............................
2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зер-
кальному (отраженному) изображений) букв, цифр? Да, нет.
3. Какой рукой в детстве Вы начинали:
рисовать — правой, левой, попеременно;
писать — правой, левой, попеременно;
есть—правой, левой, попеременно.
В каком возрасте выявилось предпочтение ........ руки?
4. Какой рукой Вы:
пишите—правой, левой, попеременно;
набираете номер телефона — правой, левой, попеременно;
открываете замок ключом — правой, левой, попеременно.
5. Какой рукой Вы держите:
чашку —правой, левой, попеременно;
ложку — правой, левой, попеременно;
нож — правой, левой, попеременно.
6. Какой рукой Вы держите:
расческу—правой, левой, попеременно,
1 Специфика аналогичного обследования детей описывается ниже.
2 Из многих опубликованных специальных опросников традиционно чаще
всего используются принципы опроса, предложенные М. Annet, 1972, и др.
зубную щетку — правой, левой, попеременно;
ножницы — правой, левой, попеременно.
7. Какой рукой Вы бросаете:
мяч — правой, левой, попеременно;
камень — правой, левой, попеременно;
палку — правой, левой, попеременно.
8. Какой рукой Вы:
подметаете пол — правой, левой, попеременно;
забиваете гвозди — правой, левой, попеременно;
зажигаете спичку — правой, левой, попеременно.
Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Макси-
мальнос количество баллов по опроснику —18. Ответы на № №
1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при
оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой
руки считается определенным при наборе 2/3 возможных бал-
лов в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии могут сви-
детельствовать от 6 и более баллов (от 30%), полученных за
предпочтение испытуемыми ответа — «попеременно».
Раздел II. Моторные тесты для определения
право-леворукости1
Исследование производится с учетом анамнеза, клиниче-
ского и речевого статуса испытуемого, который обычно сидит
напротив экспериментатора.
Задания предъявляются, как правило, вербально, но в ряде
случаев (при плохо понимаемой обращенной речи, снижении
слуха и др.) могут выполняться по подражанию. В протоколе
отмечается «активная» рука.
1. Переплести пальцы рук ......................
У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у
левшей — левой.
2. Имитировать аплодисменты ...................
У правшей более активной является правая рука.
3. Пожать руку в приветствии ...................
Отмечается, какую руку первой подает для рукопожатия ис-
пытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой
руки.
1 Обобщенные материалы по исследованию функциональной асимметрии
полушарий головного мозга, включающие преимущественно моторные и сен-
сорные пробы, приводятся Е. Д. Хомской с соавт., 1995 г.
4. Причесаться .............................
5. Завести часы .............................
6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5—2 м
бумажный шарик ..............................
7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5—2 м в кор-
зину ......................................
8. Поднять одной рукой рассыпанные на столе спички (мо-
неты, таблетки и т. п.) .........................
Для сопоставления скорости и координированности движения
правой и левой руки пробу проводят попеременно, отметив
первую, («активную») руку.
9. Попасть 10 раз карандашом в кружки — «мишени» в цен-
тре 2 одинаковых листов бумаги. Проба проводится попере-
менно правой и левой рукой. Оценивается скорость выполне-
ния задания и «кучность» по издания в мишени. Более актив-
ную и координированную руку можно считать ведущей. Правая
рука —левая рука (ведущую руку подчеркнуть).
По результатам тестирования подсчитываются соответствую-
щие баллы. 6 баллов и более из 9 (2/3) свидетельствуют о пре-
обладании правой или левой руки. Эти результаты суммируются
с предыдущими и на оснований всей имеющейся информации
решается вопрос о доминировании правой или левой руки, а
также, возможно, и амбидекстрии. Поскольку данная схема ис-
следования право-леворукости проводится перед многомерным
нейропсихологичесим исследованием, то ряд специфических осо-
бенностей выполнения заданий необходимо отмечать в протоко-
ле для последующего учета при исследований, в частности, по-
нимания обращенной речи, письма, особенно праксиса и т. д.
Протоколы (схемы) исследования право-леворукости целе-
сообразно напечатать отдельно.
2.4. Методики экспериментального
нейропсихологического исследования
Как уже отмечалось, экспериментально-нейропсихологиче-
ское исследование состояния высших психических функций,
особенностей функциональной асимметрии полушарий и по-
знавательных процессов является многомерным и многоаспек-
тным; оно включает не только применение специальных при-
емов исследования, но и своеобразный естественный экспери-
мент, в качестве которого здесь выступает предварительная
клинико-психологическая беседа с больным (или подэксперт-
ным). Иными словами, нейропсихологическое исследование
чаще всего начинается с оценки речевого статуса как важней-
шей предпосылки коммуникативной деятельности.
Вот почему в нашей схеме нейропсихологического иссле-
дования прежде всего приводятся приемы исследования фун-
кциональной системы речи.
РЕЧЬ
I. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Исследование экспрессивной речи начинается уже на этапе
предварительной беседы, целью которой является установление
продуктивного контакта с больным, знакомство его с задачами
исследования. Создание «психотерапевтической» атмосферы в
процессе совместной работы и позитивной мотивации для ис-
пытуемого на период довольно длительного и нередко утоми-
тельного исследования. Убедившись в том, что необходимый
для работы контакт с испытуемым возможен и установлен,
приступают к собственно экспериментальному исследованию.
Речевую продукцию больных необходимо по возможности
полно фиксировать в виде магнитофонных записей, протокола
или в специальной схеме для последующего тщательного ка-
чественного анализа и оценки степени выраженности дефектов,
а также для сравнительного анализа в динамике восстанови-
тельного лечения и реабилитации.
Оценка экспрессивной речи производится по особенностям
выполнения субтестов-заданий: спонтанная и диалогическая
речь, повествовательная (монологическая), автоматизирован-
ная и отраженная речь (повторение), называние. В этот же
блок входят задания на слухоречевую память.
При анализе экспрессивной речи учитываются также и осо-
бенности чтения вслух.