Просмотр научно-популярного фильма « Архетип. Невроз. Либидо»
(пр-во канала «Культура»)-20 мин.
Обсуждение механизмов возникновения внутриличностных конфликтов в
теории психоанализа (по итогам просмотра)
Тема 4.Динамика конфликта.(4часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».
Предконфликтная стадия и её особенности.
Наличие предмета спора. Признаки предконфликтной ситуации: саботаж, психологический дискомфорт, непонимание партнёра по взаимодействию, недоброжелательные высказывания, изменение настроения, ограничение контактов Осознание субьектами конфликтной ситуации и эмоциональное переживание этого факта. Стадия открытого конфликтного взаимодействия.
Инцидент. Переход одного из участников к активным действиям (заявление, предупреждение, нанесение ущерба «противнику» и т.д.) Ответные действия против инициатора конфликта. Открытое выдвижение требований всеми сторонами конфликта. Субьекты конфликта, зона разногласий, мотивы, действия (открытые и латентные). Эскалация конфликта и её виды («крутая», волнообразная, непрерывная, вялая). Понятие «критической точки» и «рефлексивного управления».
Сообщения
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
Технологии эффективного общения в конфликте.
Занятие 2.
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Стаия разрешения конфликта.
Признаки деэскалации конфликта. Решение проблемы, утрата ресурсов одной из сторон (власть, информация, связи), ликвидация оппонента. Основные формы завершения конфликта: насилие, разъединение, примирение.
Формулы конфликта (по В.П.Шейнову) Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Зависимость конфликта от конфликтогена (конфликт типа А)
Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (конфликт типа Б)
Зависимость конфликта от суммы конфликтных ситуаций (конфликт типа В)
Сообщения
Двухмерная модель Томаса-Киллмена о стратегиях поведения в конфликте.
Методы диагностики и анализа конфликтных ситуаций.
Тема 5.Специфика протекания конфликтов в разных политических системах(4часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – «круглый стол».
Понятия «политика», «власть», «политический конфликт», «политический консенсус».
Понимание политики в правоведении, социологии, политологии, истории.
Трактовки политической власти (власть как товар, как контроль над сознанием и поведением масс и пр.)
Специфика конфликтов в авторитарных сообществах.
Авторитарный режим и его признаки. Виды авторитарных режимов (военная диктатура, монархия, теократия, персональная тирания). Отличия авторитаризма от других политических режимов.
Просмотр документального фильма «Жан-Бедель Боккасса» (10 мин.)
Обсуждение специфики политических конфликтов в Центрально-Африканской республике (по итогам просмотра)
Сообщения ( по выбору студентов)
«Чёрные полковники»: политический конфликт в Греции 70-е г.г. XX в.
«Румыния периода правления Н.Чаушеску».
«Военная диктатура А.Пиночета в Чили»
« Аятолла Хомейни – лидер Иранской революции 1979 года»
Занятие 2
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Специфика политических конфликтов в тоталитарных обществах.
Тоталитаризм и предпосылки его формирования. Типы тоталитарных режимов.
Признаки тоталитаризма: неприятие рыночной экономики, однопартийность, идеологизация общественной жизни, цензура, система секретности, полицейский контроль, милитаризация, карнавальная культура и т.д.
Негативные последствия копирования опыта тоталитарных государств.
Просмотр документального фильма «Величайшие злодеи XX века. Пол Пот»» (20 мин.) Обсуждение политического конфликта в Камбодже периода правления Пол Пота.
Сообщения
Диссидентское движение в СССР.
Доктрина национал-социализма в гитлеровской Германии.
«Холодная война» в контексте противостояния политических идеологий.
Тема 6. Межнациональные конфликты(4часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Конфликты на постсоветском пространстве.
Для более углублённого понимания поставленных проблем студентам следует ответить на следующие вопросы:
Каково соотношение понятий «нация», «национальность», «этнос»?
Перечислите признаки этноса (внешние и внутренние). Согласны ли вы с ними?
Каковы достижения и просчёты в решении национального вопроса в СССР?
В чём вы видите причины распада СССР?
Существуют ли особенности национально-территориального устройства Российской Федерации?
В чём проявляются последствия национальной политики, проводимой большевиками после 1917 года?
Перечислите «горячие точки» на территории бывшего СССР. Как вы относитесь к событиям на Украине?
Какие этнические группы сосуществуют на Крымском полуострове?
В чём проявлялась национальная политика Сталина в отношении крымских татар? Можно ли назвать движение скинхедов в РФ фашистским?
Согласны ли вы с лозунгом «Россия - для русских»?
Кто из отечественных мыслителей поднимал тему самобытности русского этноса?
Сообщения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история проблемы.
Мигранты на российском рынке труда
Занятие 2
Форма проведения семинара – дискуссия.
Региональные конфликты.
Понятие региональных конфликтов. Классификация региональных конфликтов: по масштабу, по географическому положению, по уровню развития общества, по сферам проявления, по национально-этническим особенностям. Состав субъектов и причины. Зоны распространения и влияния региональных конфликтов. Динамика развития региональных конфликтов. Формы протекания (идеологическое противостояние, экономические санкции, война). Роль международных организаций в разрешении
региональных конфликтов. Прогнозирование и предупреждение региональных конфликтов.
Этнополитические конфликты в государствах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки (по выбору студентов).
Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Противоречия в политической, экономической, социальной сферах конфликтующих государств. Притязания этнических групп на территорию соседних государств и реальные возможности по удовлетворению этих притязаний. Противоречия, в основе которых лежат национально-этнические традиции и различия цивилизационных моделей развития. Национализм. Шовинизм. Геноцид. Апартеид. Религиозный экспансионизм.
Сообщения
Арабо-Израильский конфликт: история развития.
Война между Египтом и Израилем (1967-1970г.г.): причины и следствия.
Тема 7. Конфликты в трудовых коллективах.(4часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Формальная организация: понятие, черты, виды.
Понятие организации и трудового коллектива как основных элементов в структуре современного общества. Признаки формальной организации: совместная деятельность, общие цели, идентификация, иерархическое положение и т.д. Факторы внутренней и внешней среды организации. Виды организационных структур. Организационно-технические, социально-экономические, административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Типы конфликтов в организациях.
Управление конфликтами в организации.
Признаки назревающего конфликта: стихийные собрания, неявка на работу, снижение производительности труда, массовые увольнения, распространение слухов, эмоциональная напряжённость. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение.
Правовая основа в регулировании производственных конфликтов. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективный договор. Система прав и обязанностей сотрудников.
Сообщения
Хоторнский эксперимент Э.Мэйо и его значение для философии менеджмента.
Деятельность психолога в организации по урегулированию конфликтов.
Занятие 2.
Форма проведения семинара – коллоквиум.
Конфликты между руководителем и подчинёнными.
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
«по-вертикали». Социально-психологические источники конфликтов по линии «начальник-подчинённый». Формы проявления неэффективного стиля руководства. Функции конфликтов в организации. Этика делового общения с руководителем.
Конфликты между подчинёнными.
Социально-культурные предпосылки конфликтов между сотрудниками одного уровня иерархии. Типы конфликтных личностей в организации: «всезнайка», «граната», «крикун», «шутник», «хам» и т.д. Способы общения с конфликтными людьми (дистанцирование, формализация отношений и пр.) Влияние возрастных, психологических, гендерных различий на поведение сотрудников. Этика делового общения «по-горизонтали».
Сообщения
Русский файолизм и традиция французской школы социологии труда.
Этапы становления и формирования индустриальной социологии в Европе и США. Тема 8. Управление как вид социальных отношений.(4часа)
Занятие 1.
Форма проведения семинара – собеседование.
Управление и управленческие конфликты.
Понятие управления. Элементы управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления. Противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе самовыражения субъектов управления. Классификация конфликтов в сфере управления (по субъектам взаимодействия, по источникам конфликта, по функциям управления).
Формы проявления управленческих конфликтов.
Процесс дезорганизации в управленческой деятельности. Несогласие как отказ от установленных правил. Напряжённость как вид управленческого конфликта. Конфронтация и применение крайних методов противоборства (групповые протесты, травля «инакомыслящих», увольнения соперников и т. д.)
Сообщения
Бюрократия как форма организации современного общества.
Роль научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов.
Занятие 2
Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).
Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов.
Роль руководителя как главного звена в системе управления. Условия предотвращения конфликтов в коллективе (обратная связь; коррекция стиля, средств, методов управления
и т.д.). Формы воздействия на подчинённых: прямое воздействие (приказ, директива, указание). Воздействие через мотивы, через систему ценностей, через социальную среду. Демократические механизмы и правовые гаранты в обеспечении объективности принимаемых решений. Значение средств массовой информации и общественного мнения в разрешении конфликтной ситуации.
Стили управления трудовым коллективом.
Автократический стиль и его характеристики. Демократический стиль управления. Либеральный стиль, его особенности. Влияние стилей управления на психологическую, эмоциональную атмосферу в трудовом коллективе.
Взаимосвязь стилей управления и конфликтности в коллективе.
Сообщения
Профессиональная культура в муниципальном и государственном управлении.
Алгоритмы деятельности руководителя по управлению конфликтной ситуацией.
Тема 9. Предупреждение и разрешение семейных противоречий(2часа).
Занятие 1
Форма проведения семинара – дискуссия.
Социальная сущность семьи и брака.
Почему в последние годы возрос интерес к проблемам брака?
Чем отличаются понятия «семья» и «брак»?
Для каких целей обществу необходим этот социальный институт?
Какие типы семейно-брачных отношений вы знаете?
Наблюдается ли зависимость между фазами жизненного цикла семьи и количеством конфликтов в ней?
Влияют ли кризисные периоды в развитии семьи на психологическую атмосферу? Сказывается ли изменение экономического положения женщины в современной семье на супружеских отношениях и конфликтных взаимодействиях?
Какие принципы гендерной педагогики практикуются в странах Западной Европы и США.
Сообщения
Жизненные стратегии молодой семьи в Европе и России: сравнительный анализ.
Разновозрастные браки: «за» и «против».
Тема 10.Основное содержание переговорного процесса.(2часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – дискуссия.
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:
Что подразумевается под понятием «переговорный процесс»?
Каковы его функции и содержание?
Можно ли выделить этапы в переговорах? Как они называются?
Какой этап самый сложный в переговорном процессе?
Какие модели поведения партнёров в переговорах считаются наиболее приемлемыми?
Следует ли придерживаться только одной стратегии на протяжении процесса
переговоров?
Существуют ли тактические приёмы, влияющие на исход переговоров? Если да, то
перечислите и охарактеризуйте их.
Чем отличаются понятия «стратегия переговорного процесса» и «тактика переговорного процесса»?
Проявление эмоций помогает ходу переговорного процесса или осложняет его?
Какова взаимосвязь манипулятивных технологий, применяемых в переговорах, и конструктивного разрешения конфликта? Назовите манипуляции, направленные на унижение оппонента.
Вам известны манипуляции, основанные на правилах приличия?
Чем регулирование конфликта отличается от его разрешения?
Назовите области и ситуации применения различных переговорных стратегий. Какие этические нормы должны соблюдаться во время переговоров?
Сообщения
Правила самоконтроля эмоций и их применение в переговорном процессе.
Д.Скотт и её технология управления эмоциями.
Имитационно-деловая игра «Проведение переговоров двух фирм по поводу поставки некачественной продукции» (возможны другие темы переговоров).